double arrow

О терпении


Послание к евреям 12:1–13 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня в своем слове апостол Павел призывает нас к терпению. Об этом мы говорим очень часто. И каждый из вас знает присказку, что без терпения нет спасения. Терпение — это самый твердый камень, на котором можно строить. Но как понять, что такое терпение?

Некоторые люди думают, что терпение — это тупое безразличие, что когда у человека наступает время испытаний и трудностей, тогда у него должна пропасть всякая чувствительность и он ни на что уже не обращает внимания. Вот такое состояние некоторые считают терпением. Они понимают его как потерю человеком своего достоинства, всех своих человеческих чувств, что это принижение человека. Но на самом деле это не так. Прежде всего, Господь никогда не призвал бы нас к терпению, если бы терпение было чем–то унижающим человека. И никогда Он не ждал бы от нас терпения, если бы не видел в этом для нас блага.

Когда человек находится на фронте, в тяжелых обстоятельствах, когда ему угрожает смерть или когда он идет долго по жаре, а ночью по холодному снегу, когда он утомлен, а ему нужно утром встать, чтобы продолжать свой кровавый труд, разве здесь не нужно терпение? Конечно, нужно втройне! Однако воин, который защищает свое отечество, он себя не принижает и рук своих не опускает. Если человек болен, если прикован к своей постели, но мужественно и терпеливо переносит свою болезнь, разве он проявляет слабость? Нет! Напротив, он проявляет силу.

Когда человек находится в стесненных обстоятельствах и при этом не жалуется, не ропщет, не стонет, не падает духом, разве он не проявляет силу? — это и есть терпение. Это и есть настоящее человеческое терпение. И, поистине, опять вспоминая пословицу, мы можем сказать: «Да. Господь терпел и нам велел». Что значит терпение Божие? Это значит, что Бог видит наше недостоинство и видит все зло, которое делает человеческий род, и, однако, Он ждет, без конца ждет, чтобы хоть одна душа пробудилась от сна греха и покаялась.

Божие долготерпение есть Божия любовь. Так же и мы, если занимаемся с ребенком, который нас раздражает, если живем под одной крышей с человеком, который бывает нам не всегда приятен, если нам приходится сталкиваться в житейских обстоятельствах с вещами, с людьми, которые нас раздражают, угнетают, но мы при этом сохраняем спокойствие, просветленный дух и надежду на Господа, это значит, что мы проявляем терпение. Вот почему оно нам так нужно, иначе мы легко можем превратиться в человека, постоянно стонущего, постоянно ропщущего. У нас ведь достаточно есть причин, на что роптать. И великих причин, и малых. И мы можем так всю жизнь стонать, жаловаться, унывать.

Конечно, Господь видит, что иногда мы не просто унываем, что у нас действительно горе, беда, болезнь, что нам многое тягостно, многое противно в жизни. Но разве не лучше для нашей же собственной души, если мы все это будем встречать со спокойным твердым духом? С надеждой на Господа. Мы сами же выиграем от этого, потому что человек терпеливый более счастлив, нежели тот, кто проявляет постоянное нетерпение, нежели тот, который от всего унывает, все ему не нравится, все кажется плохим, повсюду он видит только черное. Он входит в транспорт, там много народа, он думает, как тут противно и душно. Он выходит на улицу и говорит, как тут пыльно. Когда начинает идти дождь, он говорит, что ему теперь мокро и грязно. Наступает холод — он говорит: мне холодно. Он приходит домой, и опять те же самые лица. Он приходит на работу, и у него руки опускаются, потому что все противно, все однообразно. Все вызывает у него протест.

Разве может быть счастливым такой человек? И, вообще, прав ли он? Разве мы не можем взглянуть на жизнь другими глазами, глазами христианина, который ничего не ждет и не требует от мира и от людей и все принимает как дар Божий, незаслуженный нами. И тогда он счастлив. Он счастлив, потому что каждую искорку в жизни он принимает с благодарностью. Этому надо учиться всегда, каждый день. Это принесет нашей жизни тот свет, который Господь дает нам, свет благодарности, уверенности, радости, твердости духа.

Сам Господь приносит нам этот дар. И мы не хотим его принять. А стоит только в тяжелых обстоятельствах жизни напомнить себе о том, что Господь надо мной и ни один волос без Его воли не упадет, и он действительно не упадет, если мы имеем эту твердую веру. Кто эту веру теряет, у того не только волос, но и голова может упасть.

Мы должны за все это крепко держаться. Как во время бури моряк, проходя по палубе, держится за поручень, чтобы его не смыло, так и мы должны держаться за молитву, за надежду, за нашу веру. Если будем держаться крепко, никогда бури житейские не смоют нас. Никогда мы не погрузимся в эту темноту в это болото, в это бесконечное уныние и мрак. И даже самые горькие вещи на свете будут для нас не горечью, а источником утешения.

Когда что–то нас очень больно ранит, мысль о том, что жизнь проходит и что все в жизни временно, может служить для нас немалым утешением. Мысль о том, что человек в основном терзает свою душу и мучает себя из–за бесчисленных пустяков, из–за вещей, о которых даже и думать не стоит, мысль эта протрезвляет нас и возвращает на правильную дорогу.

Давайте вспомним, что нас постоянно больше всего огорчает. Нас огорчают вещи ничтожные, о которых мы потом забываем, через день уже не помним, а они проникают в нашу душу и ее растравляют. Потому что мы смотрим на мир не с Божией точки зрения, а с точки зрения своей мелочности, тонем в этом, как в каком–то зыбучем песке.

Вот, дорогие мои, что нам напоминает апостол Павел, когда говорит, что с терпением мы должны проходить жизненный путь. Оказывается, терпение — это вовсе не бессмысленная тупость и унижение человека.

Терпение — это достоинство человека, мужество человека, его вера и труд, потому что любой труд также требует терпения. А особенно труд в сердце своем, в душе своей. Труд по обработке главной нивы, которая нам дана, — это внутреннее наше царство, которое можем мы отдать либо на сорняки и поруганье, либо вручить нашему Господу.

Аминь.

29 июля 1984 г.


Сейчас читают про: