На Покров Божией Матери

Октября «В царственном городе Константинополе, в правление благочестивого царя Льва Мудрого, в преславной церкви Пресвятой Богородицы, что во Влахернах, во время совершения всенощного бдения в день воскресный 1–го числа октября месяца в четвертом часу ночи, в присутствии многочисленного народа св. Андрей, Христа ради юродивый, возвел очи свои вверх и увидел Царицу Небесную, Пресвятую Деву Богородицу, стоящую в воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором». Жития святых, месяц октябрь.

Но была Божия Матерь не только в том храме, Она пребывает в каждом храме, в каждом месте, где люди взывают к Ее Божественному Сыну, — всюду Она так же вместе с нами молитвенно простирает Свои руки и покрывает нас своим любящим покровом, своим омофором. Мы нуждаемся в Ней, потому что с того самого дня, когда Она принесла миру Своего Сына, до нынешнего дня Она стоит между Ним и нами. И если мы забудем о Ней, то мы забудем и о том, что Господь был человеком, имел земную мать, которая сродни нам по крови, и тем самым Она породнила с нами самого Господа.

Вот почему мы с вами всегда надеемся и уповаем, что Она не оставляет своих молитв за нас.

В дни Ее памяти мы читаем Евангелие от Луки, где говорится не о Ней, а о другой Марии. Мы все знаем евангельский рассказ о том, что когда Господь посетил дом Лазаря, Марфы и Марии, Марфа хлопотала по хозяйству, а Мария сидела и слушала Господа. И Марфа стала пенять Марии, говоря: «Скажи ей, Господи, чтобы она мне помогла по хозяйству». Но Господь сказал ей (Он любил и Марфу, и Марию, и Лазаря): «Марфа! Марфа! Ты суетишься и хлопочешь о многом, а одно только нужно. Мария же выбрала лучшую часть, и это у нее не отнимется» [55].

Хотя здесь речь идет не о Деве Марие, а об одной из учениц Господа, тем не менее Церковь в эти праздники привлекает наше внимание к рассказу о Марфе и Марии. Потому что сама Пресвятая Дева как бы соединила в себе обеих женщин, которых любил Господь, — и Марфу, и Марию. Потому что Она на самом деле, всецело посвятив себя Богу живя в молитве и духом как бы пребывая на Небесах, в то же время целиком находилась на земле.

Дом Ее был бедным, и Ей приходилось много трудиться, для того чтобы устроить жизнь своей семьи. У Иосифа были дети от первого брака. Она должна была заботиться обо всем — тогда не было тех удобств, которые сегодня имеют наши дома.

Ей приходилось трудиться руками, делая все. Она не шла покупать хлеб — Она покупала зерно, которое сама смалывала на тяжелых каменных жерновах, сама делала муку, сама все это пекла на очаге. Все трудные заботы, домашние тяготы лежали на Ней. У Нее, конечно, не было ни рабынь, ни служанок.

И Сам Господь рядом со Своей Матерью являет нам пример такого труда. Он не был отшельником, не был пустынником и не жил вдали от людей. Он трудился в поте лица Своего, и у Него не было пустых праздных дней. В бедном доме Он и Его Мать — и разве можем мы сказать, что там не было света духа.

Вот нам и ответ на вопрос, которым невольно задаешься, когда читаешь евангельские строки: Мария действительно выбрала лучшую часть и всем сердцем прилепилась к Господу, но разве Марфа не права? Разве не надо заниматься делами? Как совместить наши постоянные, необходимые труды с молитвой, с памятью о Боге, с духовной жизнью? Многим кажется, это несовместимо, и для того, чтобы молиться, надо уйти в пустыню, запереться в четырех стенах, спрятаться от людей.

Если мы занимаемся своими делами, работаем где–нибудь или трудимся дома, у нас как будто уже нет времени подумать о душе и о молитве. Между тем все обстоит иначе. Матерь Божия являет нам пример: Она соединила в себе и Марфу, и Марию. Она исполняла свой жизненный и житейский долг — долг матери, долг труженицы — и всегда пребывала с Богом и в Боге. Она выполнила свой долг перед Ним, осталась у ног Сына Своего молитвенницей и заступницей. Она избрала благую часть.

И удивительная тайна, что рядом с Ней под темным кровом бедного Назаретского дома возрастал Ее Сын, Который нес в Себе Божественный свет. Он с Ней пребывал, знаменуя, что может прийти под каждый кров, в каждый дом, в каждое сердце. И наши труды не могут служить для нас оправданием и извинением, будто мы не можем призвать к себе Господа, что мы не можем иметь жизни духовной. В этом тайна жизни христианской: чтобы в обычное, простое, трудовое, житейское привести Господа, Его силу и Его благословение.

Где бы и как бы мы ни трудились — от нас зависит призывать Господа и Его благословение на наш повседневный труд, на наши постоянные, пускай даже самые мелкие и незначительные заботы. От нас зависит, чтобы Бог тоже пребывал в нашем доме, чтобы Он тоже сопутствовал нашей работе, нашим трудам, нашим будням!

Каждый из нас может духовно, внутренне, сердечно сидеть у ног Господа и слушать Его святое слово. А мы часто суетимся и хлопочем, но не так, как Марфа суетилась и хлопотала, чтобы Господа накормить, чтобы Его приветить в доме своем, а чтобы себя удовлетворить и своим прихотям угодить. Это заполняет все наши мысли, все наше время. Вот чему мы себя отдаем! И у нас уже нет ни сил, ни мгновения, чтобы сесть у ног Иисусовых и услышать Его святое слово.

Если мы будем иметь единое на потребу — любовь к Господу, — тогда все остальное будет у нас совершаться своим чередом. Ибо сам Господь сказал:

«Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и все остальное приложится вам» [56].

Аминь.

14 октября 1980 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: