double arrow

Преподобного Андрея Критского


30 октября Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Церковь празднует память преподобного Андрея Критского. Вы все знаете, что память его также почитается Великим постом, когда мы в храме читаем и поем слова написанного им Великого покаянного канона, потому что преподобный Андрей был учителем покаяния, силы, очищающей и оздоровляющей человека.

Это время, когда человек стоит перед лицом Бога и просит Его омыть, оживотворить окаменевшее, усталое, очерствевшее, полное злопамятства человеческое сердце. Мы приносим свои грехи Господу, и Он Своей исцеляющей рукой с нас все снимает.

Но как принести, как покаяться? И преподобный Андрей нас учит прежде всего на примерах Священного Писания. Весь его Великий канон — это как бы чтение Слова Божия. Он смотрит на страницы Священной книги и все время находит там уроки для покаяния. И Ветхий Завет, и Новый Завет, и древние времена, и более близкие — все навевает ему мысли о необходимости перед Господом очиститься, омыться и ожить.

Вот поэтому так дороги для нас слова Канона Андрея Критского и так дорог нам он сам, учитель покаяния. И мы с вами каждое богослужение — а надо бы и каждый день — открываем Священное Писание и находим там глаголы вечной жизни. Это не простая книга. Конечно, она написана людьми, но людьми с помощью и по вдохновению Духа Божия, и кто с верой будет каждый день открывать ее, тот всегда будет находить нечто новое, важное и глубокое.

Вот сегодня мы празднуем, кроме памяти Андрея Критского, память пророка Осии, который жил за 800 лет до рождения Христа Спасителя. Казалось бы, какая древность! Какое к нам может иметь отношение то, что было почти три тысячи лет назад?

Но ведь, дорогие мои, Бог всегда один, и люди, в общем, всегда те же самые. У нас не появилось новых грехов — какие были десять тысяч лет назад, такие остались и теперь. Человек меняет свою одежду, а сердце у него остается все то же: та же любовь, та же ненависть, те же порывы в душе — человек есть человек.

Поэтому мы можем прислушаться к Слову Божию, сказанному через пророка Осию. Он сам принадлежал к священническому роду. Он жил в городе Самарии и с печалью, с горечью видел, как люди теряют веру, как они отступают от Божиего Завета. Он предсказывал им, что отступление от веры ведет к горьким плодам. Это было правдой три тысячи лет назад и это — правда сегодня. То, что человек сеет, то и жнет.

Сегодня мы слышали это в послании апостола: «Бог поругаем не бывает, что ты посеешь, то и пожнешь» [69].

Поэтому нам надо помнить, что мы, как члены Церкви, как члены общества, несем ответственность, потому что посеянное нами зло вырастает в двойное зло. Люди думают, что все может пройти легко, а на самом деле горек бывает результат зла. Всякая ненависть, как яд, порождает другую ненависть, всякое пренебрежение рождает другие злые последствия. Значит, прав был пророк, когда говорил, что если отступите от Божиего закона, вам будет тяжко и горько.

И не потому, что Господь Бог наказывает вроде уголовного суда, а потому что Он, любящий нас, таким создал мир: когда подходит итог жизни, мы видим, что пожинаем то, что сеяли. Только кажется, что все перепутано. Посмотрите: иногда кажется, что страдает добрый человек, а злой — торжествует, но это только до поры до времени, так учит нас пророк — в конечном счете правда Божия будет победительницей.

И еще пророк Осия передал нам такие слова Божий: «Милости хочу, а не жертвы». Слова эти потом повторил Господь Иисус…

Что они означают? Они значат, что Господь прежде всего ждет от нас милосердного сердца! И тот из нас, кто думает, что Богу можно угодить без милосердия, без доброты, без любви — тот ошибается.

Можно собрать деньги и построить храм, но если ты не имеешь добра, это будет неугодно Богу можно поститься со всей строгостью, но если ты не будешь относиться по–доброму к людям, это будет не нужно Богу можно ходить в храм и в воскресные и в будние дни, каждый день, но если у тебя нет любви, нет доброго отношения к людям — все это пустое.

Апостол Павел нам говорит больше: даже если есть такая вера, которая может передвигать горы, но нет любви — все это как погремушка, как медь бряцающая. Прочтите в Первом послании к Коринфянам в тринадцатой главе — там об этом хорошо сказано. Вот вам и урок Священного Писания.

Оно как море — мы из него черпаем ладошкой, ложечкой черпаем и никогда не вычерпаем. Всегда оно будет нас питать. И поэтому сегодня мы благодарим Бога: Господи! Сколько в нас безумия, глупости и ограниченности, а мудрость и любовь у Тебя! Дай нам хоть искру Твоей мудрости и любви, в Слове Твоем запечатленных.

Аминь.


Сейчас читают про: