Священномученика Дионисия Ареопагита

29 октября Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы читали в Евангелии: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд». Это очень важное слово, «милосердие», которое люди теперь часто употребляют, и это хорошо, это прекрасно. Но призыв «будьте милосердны» — это евангельский призыв, и не простой — ведь сказано: «Как Отец Небесный милосерд». Почему?

Да потому что жизнь немилосердна, жизнь полна отчаяния и борьбы, в жизни часто торжествуют жестокость, грубость, тупость, бессмысленность, а вовсе не милосердие. Такова жизнь и в природе, и в человеческом обществе. Поэтому Господь не говорит нам: будьте милосердны, как обычно милосердны люди, а Он говорит: «Как Отец ваш Небесный», потому что единственный, Кто может нас научить добру и любви — это Господь. Он бросает искры добра в черные человеческие сердца, в сердца, полные ненависти и себялюбия, полные зависти и осуждения. Поэтому наш идеал начертан в Небе, и Небо должно отражаться здесь, в нашей земной жизни.

У апостола Павла есть замечательные слова: «Если я имею… такую веру, что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» [67].

Значит, любовь и милосердие стоят выше всего, и без этого не может сердце человеческое ожить ни к людям, ни к Богу.

Сегодня мы празднуем память Дионисия Ареопагита, человека, который был членом Верховного Совета в древнем городе Афины. Там люди мало знали о милосердии — там царило знание. Это был город, где жили ученые, философы, студенты, это был город, наполненный статуями, изваяниями, прекрасными храмами языческим богам, но там не хватало — милосердия.

И вот, рассказывает нам евангелист Лука: апостол Павел приехал в этот знаменитый город. Он ждал там своего ученика Тимофея, и один бродил по улицам, смотрел вокруг. Когда на каждом шагу он увидел изображения богов, знаменитых людей, властителей, спортсменов, сердце его возмутилось, ему стало противно, тошно. Он пошел в то место, где собирались люди поговорить о политике, литературе, о всяких вещах, которые их интересовали. И святой Лука пишет — он подмечает очень верно, — любимым занятием афинян было послушать что–нибудь новое на площади. Так похоже это на современных людей, которые живут новостями, а они быстро проходят: сегодня одна новость, завтра другая — пустой, неглубокий ум лишь глотает эти новости, чтобы затем поглотить следующие.

К таким людям пришел апостол Павел и начал говорить им о высшем, о Божественном. Они не поняли, что он говорит, но любопытства ради сказали: «Разъясни нам все, что ты тут проповедуешь». И повели его на площадь Ареопага, где решались всякие городские дела и где они любили послушать кого–нибудь заезжего. Дали ему место, и вышел апостол на середину.

Можно было ожидать, что он будет их укорять: «Зачем вы поклоняетесь своим богам? Зачем бежите за суетой?» Но он этого не сделал, потому что в сердце его жило милосердие к этим людям. Он понимал, что они заблуждались и что не надо торопиться осуждать их.

Обратившись к горожанам, он сказал: «Афиняне! Я вижу, вы очень набожные люди (он начал не с критики, а с похвалы). Я всюду ходил по вашему городу и видел, что вы набожны. Видел я у вас жертвенник, он был посвящен неведомому Богу (а язычники древние ставили памятники в честь разных богов: войны, урожая, успеха, а тот, кто не знал, какого бога благодарить, ставил жертвенник неизвестному Богу), и я к вам пришел рассказать именно об этом Боге, Которого вы почитаете, сами Его не зная» [68].

Апостол не сказал им: «Я приношу вам какую–то новую, чужую веру», а сказал: «Я вам открываю то, что уже есть в вашем сердце». И это очень мудро. Потому что в сердце язычника, а также и неверующего человека, любого человека — Бог всегда живет, но в глубине, и если человек обретает веру, это не значит, что он нашел что–то другое — он нашел самого себя, нашел то глубокое, что всегда живет в его сердце.

Поэтому он им сказал: «Я вам проповедую этого Бога, Который не живет в храмах и домах и не нуждается в служении рук человеческих, в жертвах. Он все создал, мы в Нем живем, и движемся, и существуем, и весь род человеческий Он создал от одной крови — от одного рода, — чтобы люди стремились к Богу, искали Бога, чтобы обрести Его».

Так он сразу начертал все, что лежит в основе человеческой жизни: во–первых, все люди братья, от единой крови; во–вторых, их цель — искать Бога, а они об этом забывают.

Когда апостол Павел начал дальше говорить, он сказал: «Теперь Он явился на земле в лице Мужа предназначенного, Которого Бог поставил и воскресил из мертвых». Тут афиняне уже стали смеяться, переговариваться, им показалось все это странным и нелепым. Почему же так?

Потому что зерно проповеди упало на почву, которая уже была готова принять веру в Единого Бога, но не готова к словам о Христе. Не доросла еще их душа до восприятия любви Христовой, которую он проповедовал. Казалось бы, неудача? Да.

Но апостол Павел не был удручен, потому что все–таки и в этом городе, и даже в их Верховном Совете, в Ареопаге, нашлись люди, которые его слово услышали.

Даже один человек — уже драгоценность, вот что значит милосердие апостольского сердца, и он был рад, что в веру Христову обратились человек по имени Дионисий из Ареопага и еще несколько афинян. Впоследствии, как гласит предание, Дионисий стал первым епископом Афин, и сегодня мы празднуем его память.

Вспоминая сегодня об этой проповеди апостола, мы слышим, что он как будто бы к нам обращается и нас всех призывает, чтобы мы служили Господу любовью. Он не нуждается в служении жертвами, а нуждается в служении любовью. Жертва без любви Богу не нужна.

Свеча, поставленная без любви и веры, Господа не радует, потому что надо, чтобы так, как горит свеча, горело наше сердце — в вере, в любви и в надежде.

Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: