Праведного Авраама

22 октября Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем память святых Отцов, утвердивших иконопочитание на VII Вселенском Соборе. Те, кто установил для нас святые слова, на которых выросла наша вера, являются нашими праотцами, отцами, строителями Церкви. Поэтому мы их так почитаем. Мы вспоминаем их в специальные дни, в праздники, отдельно и вместе, и память о каждом Соборе тоже есть праздник.

Сегодня Церковь также почитает нашего всеобщего отца, отца всех верующих, которого звали Авраам. Он положил начало Церкви — сначала Ветхого Завета, которая затем стала Церковью Завета Нового.

Был ли он человеком могущественным, прославленным, имевшим жизненный успех? Нисколько! Он не был ни князем, ни царем, ни вельможей. Он был бездомным странником! Ибо Господь призвал его из богатого и пышного города, где он жил, призвал его оставить языческий дом отца, родину и идти, как говорится, куда глаза глядят. «В землю, — сказал Господь, — которую Я тебе укажу» [60].

И сказано в Книге Бытия: «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» [61].

В те времена все люди верили в Бога. Впрочем, и теперь в душе у каждого человека есть и остается искра Божия. Только одни понимают это правильно, другие нет.

Почему же Авраам был назван «праведным»? Потому что он сердцем своим доверился Богу и понял, что Бог есть высшее благо, что Он хочет человеку добра, но ведет его трудными тропами. И то, что он Ему доверился, стало началом нашей общей веры. Вот почему апостол Павел называет его отцом верующих. И сказал ему Господь: «Через тебя, через твою веру благословятся все племена и народы земли» [62]. Чем благословятся — Авраам не знал. И Бог не открыл ему.

Однако Авраам доверял Богу и не просто доверял, а верил, верил, что слово и обещание Божие непреложны. Господь обещал ему, что от него произойдет множество потомков и он будет жить на этой земле. И Авраам поверил. Однако был он стар, и жена его была бездетной — какие уж тут потомки. Отечества у него не было, потому что по воле Божией он оставил свое отечество в Междуречье (это на Востоке, где теперь государство Ирак). Оставил он это место и пришел в чужую землю, где был — никто! Как говорится, человек без прав — разве что мог купить себе местечко на кладбище, чтобы потом похоронить свою жену и свои кости упокоить.

И вот, Господь его призывает, и он Ему верит. И пошел Авраам с женой своей. Кочует, разбивает палатки. А вокруг живут язычники, люди злые и нечестивые. В городах перед идолами они приносят в жертву детей, орошая кровью каменные ступени. Все так делают.

Но Авраам так не поступал. Он ждал, что скажет ему Господь. И однажды Бог явился ему, придя к его шатру как Странник, тоже не имеющий, где приклонить главу. Странник — это был Господь — и с Ним два спутника [63].

В Загорске, в Лавре на иконе Святой Троицы Рублева изображены эти три Ангела, три Путника. Авраам их принял, принял с любовью. Все для них сделал!

И тогда один из этих Странников предсказал: «Будет у тебя сын». А жена, пожилая женщина, рассмеялась за занавеской в шатре: «Где уж мне иметь детей в такие годы?»

И сказал таинственный Гость: «Я пришел проверить, как живут люди в городах Содома и Гоморры». Такие были города на берегу Мертвого моря. Авраам знал, что там живут поганцы и нечестивцы, злые люди, без чести и совести. Он промолчал. Но тогда таинственный Путник сказал: «Я иду проверить, если эти города воистину такие, они погибнут».

А у Авраама там жил его племянник Лот. И когда Путник стал двигаться по дороге, Авраам побежал за Ним, упал на колени и сказал: «Господин! Как же Ты погубишь вместе и нечестивых и праведников?» [64]

Он уже понял, что у Бога есть правда и справедливость, хотя это ему не было открыто. «Как Ты их погубишь?» И Бог сказал, что если будет там хотя бы 50 праведников, а потом: хотя бы 20 или 10 праведников, то город будет пощажен. Какая надежда для нас: даже несколько праведников могут удержать город. Потом они пошли, и выяснилось, что там не было праведников, только Лот с семьей. Они покинут город, а город будет объят пламенем и провалится — на этом месте до сих пор плещутся соленые воды озера.

А у Авраама родился сын. Когда он подрос, Аврааму было видение. Господь сказал ему: «Принеси Мне в жертву сына своего возлюбленного, любимого и единственного — как приносят жертвы язычники вокруг тебя!»

Все так поступали… И Авраам не ослушался. Почему не ослушался? Он верил, что Бог благ! И поэтому взял своего мальчика и пошел с ним на гору Мориа. Несли они дрова с собой для костра, а мальчик спросил: «Отец, а где же жертва? Что мы будем приносить в жертву?»

И ответил ему отец: «Бог укажет нам жертву».

Какое страдание было в его сердце! Он мог утешать себя тем, что все так делают, и это дело благое — принести Богу самое дорогое. Он мог себя спросить: «А как же обещание Божие?! Это же мой единственный сын! Что произойдет от меня?»

Так они шли, молча поднимаясь на гору. И думал Авраам, что вот это дитя, к которому он привязался всем сердцем, единственная отрада в старости, сейчас погибнет от руки своего же отца!..

Конечно, вы сегодня скажете, что это был фанатизм, изуверство! Да, конечно! Но я напоминаю вам еще раз, что в то время вокруг все так поступали. Больше всего Авраама терзало то, что Бог обманул его: обещал великое потомство, а последнего сына, тоже данного по чуду, по обещанию, забирает Себе!

Пришли они на вершину горы Мориа. Связал Авраам своего сына, положил его на дрова и, отвернувшись, занес священный меч. А Исаак, сын его, лежал, как ягненок, как жертва, молча. Он ведь тоже знал, что в обычаях той страны, у хананеев, приносить в жертву детей. И он тоже думал, что это благая жертва Небу, что Бог будет ей рад. Но когда Авраам занес свой меч, руку его остановил Ангел, и воззвал Господь: «Авраам, Я знаю, что ты все сделаешь ради Меня; останови свою руку вон в кустах есть баран, возьми его и принеси в жертву» [65].

Так вера Авраама оказалась твердой. Еще раз спрашиваю: «Почему он так делал?!» Потому что верил, что так нужно, что Господь воскресит сына и даст ему новую жизнь! Он дал сына, Он забрал, и Он может вернуть его вновь. Такова была его вера. Всего он был лишен, но надеялся на Бога, и поэтому победил и стал нашим общим отцом. Не только нашим, христианским, — миллионы людей, даже мусульмане, а ведь их сотни миллионов, чтят и в нашей стране, и по всему миру Авраама как отца верующих.

Вера Авраамова есть начало пути, по которому всем нам надо идти. Ибо только доверяя Господу и сохраняя Ему верность, мы можем обрести бессмертное, драгоценное, то, что человеку так необходимо. Мы можем это обрести в вере, которая порождает надежду и которая горит любовью к Богу а потому и к людям.

Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: