Неделя святых праотец

За две недели до Рождества Христова Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Это воскресенье называется «неделей святых праотец», потому что оно посвящено праотцам Иисуса Христа. Что же особенно замечательного было в этих людях, в их судьбах? То, что Господь призывал их, и помогал им, и действовал через них тогда, когда уже все земное, казалось бы, им изменило и их оставило.

Вот наш общий праотец Авраам, отец верующих, как называл его апостол Павел. Он жил почти четыре тысячи лет тому назад, и все равно мы его почитаем. Бог призвал его из среды язычников, идолопоклонников, и сказал ему: «Выйди из своего дома, из рода отца, из твоей страны, и иди в землю, которую Я тебе покажу. Отделись от них».

Так было положено начало вере, сначала ветхозаветной, а на ней, как на фундаменте, и новозаветной. Но вот смотрите: что Бог обещает Аврааму? Если он сохранит ему верность и веру, то через его потомков благословятся все племена и народы земли. Обещает им страну, землю, на которой они будут славить Бога.

А что же мы вместо этого видим? Авраам становится старым, а он все еще бездетен. Жена его уже не может родить ребенка, и он все свое имущество должен завещать слуге Елиазару потому что нет у него наследников.

Что же Бог ему обещал? Какое же потомство у него будет, если у него нет ни одного сына, ни одной дочери?

И про землю, на которой он живет, Бог говорил: «Я тебе ее даю». Но земля эта оставалась чужой: каждым городом, каждой крепостью владели разные цари, князья и племена. А он там был никто! Он — странник и чужак.

Но вот, наконец, по благословению Божию жена его, уже потерявшая надежду, рождает ребенка. Но, когда мальчик подрос, Бог говорит, что его надо принести в жертву, как это делали язычники со своими первенцами (они приносили их в жертву языческим богам, убивая на алтаре).

Значит, Авраам должен был лишиться и этого последнего утешения? Но он все равно знал, что Бог зла не хочет и не сотворит и что умерших Он воскресит, и поэтому отправился с сыном на гору Мориа, на то место, где потом был Храм Иерусалимский.

Тогда Господь сказал ему: «Я вижу твою веру, теперь Мое благословение всегда будет на тебе и на твоих потомках» [71]. И он все получил, хотя ничего не имел. Господь, указав ему на звездное небо, сказал: «Посмотри на эти звезды. Столько будет у тебя потомков. У тебя, который был бездетен, который ни на что человеческое не надеялся» [72].

Среди этих звезд, среди этих потомков и мы с вами, ибо духовно мы все — чада этого человека, который верил Богу полностью, вопреки всему. Он знал, что Господь благ, и никогда с Его пути не свернет.

А через несколько веков призывает Господь другого пророка и вождя — Моисея. Вы все его знаете. Когда он родился, у него не было шансов выжить, потому что фараон приказал всех израильских детей мужского пола истреблять, чтобы они не увеличивались в числе своем. И мать, родив ребенка, не знала, что с ним делать, потому что если заплачет дитя, закричит, то могут услышать его на улице, прийти и умертвить.

Она его прятала один месяц, другой, пока была возможность. Но ребенок рос, и тогда она положила его в корзиночку, понесла к реке, к Нилу который и сейчас течет в Египте, поставила корзиночку среди камышей в воде и ушла, а дочь ее, старшая сестра новорожденного мальчика, осталась следить за тем, что будет. Не унесет ли поток корзиночку с младенцем? Не заберут ли его люди? Конечно, какой же шанс выжить ребенку, брошенному в реку?

И вот в это время приходит туда купаться дочь фараона. Она услышала детский плач в камышах и послала туда своих служанок, которые и принесли ей корзинку из тростника. Открыли ее и увидели там спеленутое плачущее дитя. Тогда дочь фараона сказала: «Наверное, он из детей израильских, кто–то спрятал ребенка. Я возьму его и воспитаю, как сына».

Она взяла его к себе в дом, дала ему имя Моисей, что значит по–египетски «сын», а по–еврейски — «извлеченный из воды». И он вырос у нее, как сын; имел и образование, и богатство, и все условия для жизни, о которых может мечтать человек. Но, как говорится в Писании, он, познав всю мудрость египетскую, все–таки предпочел идти к своим братьям.

И когда он увидел, что братья его по вере, по плоти страдают от угнетения царя египетского, он решил их избавить и спасти. Пришел к ним и стал говорить, что они — рабы, а должны быть свободными, но они еще больше стали бояться.

Однажды Моисей увидел, как египтянин бьет израильского раба, и заступился, ударил египтянина, а был он человек сильный, и убил того одним ударом. И, когда об этом пошел слух, пришлось ему бежать из города и скрыться в пустыне, в горах.

Что было ему делать? Дело жизни его не удалось, царь его преследовал; и пошел Моисей по пустыне, нашел там кочевников, людей мирных, богобоязненных, женился на дочери их вождя и пас его овец. Вот и все призвание! Пас год, пас другой, многие годы так прожил. И уже, конечно, всякая надежда в его душе погасла. И вот тогда–то Господь его призвал.

Однажды забрел он с овцами на высокую гору и там увидел горящий куст, который пылал, но не сгорал — «Неопалимую Купину», и услышал он Голос: «Сними свою обувь — это место святое». Когда он так поступил и преклонился, Голос ему сказал: «Иди к царю египетскому и скажи: «Так говорит Господь Бог, отпусти народ мой из рабства на свободу»». И опять Моисей поколебался и ответил: «Куда же я пойду? Как я предстану перед царем? Ведь он меня изгонит и убьет, да и вообще не допустят меня к нему. Кто я?» Ведь прошло много лет, и тот царь, при дворе которого он жил, давно умер, новый царь был. «Иди!» — сказал Господь [73].

У Моисея не могло быть никакого человеческого расчета. Но он пошел, вошел к фараону, и не своей силой, а силой Божией сказал: «Так говорит Господь Вечный. Отпусти народ мой!» Сначала фараон его прогнал, но тут начались бедствия стихийные: и падеж скота, и мор, и саранча, и тогда фараон понял, что это Господь Бог говорит устами этого человека. И разрешил всем пленникам, всему народу израильскому уйти.

И вышел народ, и во главе его шел Моисей. А впереди сверкал свет. Это был огненный столб, которым Господь указывал им путь в пустыне. Но когда они подошли к берегу залива, то увидели, что сзади скачут царские солдаты, преследуют их на конях и с луками. Это опомнился царь и решил остановить израильтян, потому что ему нужна была даровая рабочая сила.

И снова казалось, что выхода нет. По–человечески размышляя, все должны были погибнуть. И тогда Господь сказал: «Протяни твой посох», и протянул его Моисей, и бурный ветер пошел над заливом, и море стало расступаться, и пошел народ по колено в воде по песку. Пошел и перешел море. Когда же люди прошли, волны сомкнулись, и не могли уже догнать их всадники фараона.

Смотрите, опять на самом краю гибели помогает Господь. И вот Моисей повел народ по пустыне, а ведь пустыня — это не Египет, где и пища прекрасная, и тень есть от деревьев, и живительная вода в реке Нил. И хотя трудна была каторжная работа, а все–таки все были сыты, одеты, обуты. А теперь — голая степь, ни одного деревца, одни камни, и люди ропщут и говорят: «Мы здесь все умрем от голода, лучше нам было быть рабами, чем идти сюда в это гиблое место».

И опять взмолился Моисей и сказал: «Господи, все кончилось у нас, нет у нас выхода и пути». И в это время через пустыню полетели перелетные птицы, они попались в расставленные сети и накормили народ. А другой раз, страдая от жажды, подошли они к скале, и Бог сказал Моисею: «Ударь один только раз, и тут будет источник». Моисей ударил один раз, но веры у него не хватило. Он ударил второй раз, и источник брызнул и потек. И измученные люди приникли к воде. А Господь во сне явился Моисею и, укоряя его, сказал: «Ты ударил два раза, ты Мне не поверил. Я же тебе сказал: «Только коснись камня»».

Вот так в Священной истории Ветхого Завета мы видим, что Господь призывал людей, которые были в тяжких, трудных обстоятельствах, которые уже ни на что земное не могли рассчитывать. Их ожидало только отчаяние, но отчаяния они не допустили. Потом Господь Иисус сказал: «Не бойся, только веруй». Вот это они и выполнили — не боялись, а только веровали. За это–то мы и прославляем их имена сегодня. Поэтому сегодняшний праздничный день, предваряющий Рождественские дни, посвящен памяти этих мужей, которые твердо стояли в своей вере, надежде и в любви к Господу.

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Давным–давно один проповедник Слова Божия услышал, что есть далекая страна, за горами и пустынями, где никогда еще люди не внимали Слову Божию. И он решил туда отправиться. Преодолел большие препятствия, еле жив остался, перебираясь через пустыню, и наконец пришел в небольшой городок на окраине леса и гор.

Каково же было его удивление, когда он увидел, что в этом городке в самом центре на площади строится огромный храм. Поскольку на стенах этого храма был изображен крест Христов, то он понял, что строится христианский храм. Его встретили местные жители, которые уже давно никого не видели из чужих земель. И первых же из них он спросил: «Вы крещеные? Вы христиане? Строите дом Божий?», — а они даже не поняли, что он спрашивает. Из расспросов он понял, что никто из них по–настоящему не помнил веры Христовой.

Оказывается, много десятилетий назад в этой стране проповедовал один свидетель Слова Божия. Обратил местных жителей и начал вместе с ними воздвигать храм. Но, заболев тяжелой болезнью, он умер, и остались эти жители одни. Он не успел их просветить, и никто из них не знал ни Евангелия, ни учения Христова, а то малое, что они услышали от него, скоро позабыли. Но поскольку человек этот пришелся им по душе, они решили, что волю его выполнят и все–таки достроят храм, который он им завещал построить.

Год от года, месяц от месяца притаскивали они с гор тяжелые камни и возводили храм — сами не зная, для чего и почему. И знаки Христа ставили на храме — так завещал им усопший проповедник. Но никто из них не знал ясно, что означают эти знаки. Храм уже близился к завершению, а сердца этих людей оставались по–прежнему во тьме. Они были язычниками, хотя и строили храм Божий.

Вот так рассказывает старинная притча. И она говорит не просто о людях, которые жили далеко и давно, а она говорит о нас с вами. Потому что часто многие из нас в течение десятков лет исполняют все то, что от нас требует Закон Божий, — мы посещаем храм, считаем себя христианами, как бы строим дом Божий.

Но сердце наше уже охладело, и иного из нас спроси, для чего и почему он приходит каждое воскресенье или в праздник в дом Божий, ясного ответа не удастся получить. Потому что мы не радеем о том, чтобы углубиться в учение, которое нам дал Господь, которое нам открывает Церковь, Священное Писание, которое дано не только для того чтобы читать его здесь, в храме, но оно дано каждому из нас.

Именно поэтому, зная нашу леность, забывчивость и нерадение, Церковь постоянно возвращает нас к нашим истокам, к нашему началу. Каждый раз она напоминает нам, Кто пришел на землю, чтобы дать нам истину Божию, какие святые подвизались, чтобы прославить имя Господне. Каждая икона, каждое изображение на стенах храмов, каждое слово песнопений церковных и Священного Писания — все это напоминает нам, откуда мы пришли, откуда началась наша вера и к чему она нас призывает.

Мы должны прикладывать усилие, чтобы наша вера не превращалась в привычку, когда человек ходит в церковь лишь только потому, что так он ходил всегда и ему здесь приятно и спокойно постоять. А потом он пойдет домой. Побыл, как у нас иногда говорят, отстоял — и пошел.

Всякий раз, когда мы чувствуем, как этот пепел садится на душу, мы должны снова зажигать огонь веры, помня, насколько мы слабы и нерадивы.

Сегодня, в преддверии Рождества Христова, Церковь напоминает нам о праотцах, тех самых, которые впервые зажгли веру во Единого Бога за много веков до Рождества Христова. Напоминает нам о том, как они, живя среди язычников, сохранили эту веру. И нас она призывает хранить нашу веру, углублять ее, потому что и мы живем среди язычников.

Они умели ограждать свое, умели жить среди соблазнов, среди суеты, и очень отличались от прочих людей. Так отличались, что Господь их выделил, отделил!

Вы все помните рассказ Священного Писания о том, как погибли города грешные Содом и Гоморра. Там жил праведный Лот, и Господь сказал ему: выйди из этого города, беги оттуда, уходи не оглядываясь. И пришло наказание на город, пролился огненный дождь, и город был разрушен.

Лот бежал оттуда не оглядываясь. Только жена его, подумав о том, какое имущество, какое богатство она оставляет дома, остановилась. С печалью смотрела она назад, но была захвачена огненным смерчем и погибла, превратившись в соляной столб [74].

Беги не оглядываясь от греха, беги и не оборачивайся, когда тебя зовут на то, чего не позволяет делать христианская совесть, что противоречит долгу человека, исповедующего имя Христово. Беги и не оглядывайся, когда появляется искушение нарушить заповедь Господа нашего. Подражай праотцам, которые жили среди язычников и сохранили чистоту своей веры, сердца и разума.

Будем же мы с вами учиться этому всегда, каждый раз вспоминая о том возмездии за грех, которое рано или поздно приходит, и мы с вами разделим ту же участь, если не будем бежать не оглядываясь от греха; не оглядываясь и не задумываясь над тем, что мы оставляем. Потому что Царство Божие, говорит Господь, есть жемчужина, есть сокровищница, ради которой не жалко ничего; оно есть самая великая драгоценность в мире.

Будем же нести свое звание христианское в темном мире так, чтобы оно светило и нам, и окружающим людям. Тогда мы выполним Завет Божий, который призывает нас идти свидетельствовать, хранить и благовествовать нашу веру.

Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: