Моторные масла выбирают по уровню эксплуатационных свойств и по вязкости.
Требуемый уровень эксплуатационных свойств моторного масла и периодичность его смен предписаны инструкцией по эксплуатации автомобиля. Смазочное масло ниже категорией, чем рекомендуемое, применять нельзя. Масло более высокой категории дороже. Повышенные затраты не компенсируются некоторым снижением износа двигателя, а удлинять установленные сроки смен масла не рекомендуется.
Основное применение находят специализированные масла, свойства которых отвечают специфическим требованиям:
бензиновых двигателей;
дизельных двигателей легковых автомобилей и легких грузовых автомобилей;
дизельных двигателей тяжелых грузовиков.
Универсальные масла оптимизированы на основе компромиссных решений, потому что должны отвечать особенностям как бензиновых, так и дизельных двигателей. По назначению они используются при смешанном парке автомобилей.
При выборе вязкости моторного масла следует учитывать:
|
|
модель двигателя и степень его износа;
предполагаемый годовой пробег и режим эксплуатации машины;
климатические условия.
Сезонные масла применяют, если зимний пробег автомобиля близок к летнему пробегу и каждый из них немного меньше, чем срок смен масла. Если же автомобиль эксплуатируется круглогодично и годовой пробег близок к сроку смены масла, то используют всесезонное масло. Энергосберегающие масла должны быть допущены к применению автопроизводителем.
Класс вязкости моторного масла выбирают соответственно ожидаемым температурам воздуха. Выбранное масло должно обеспечить пуск двигателя при ожидаемых зимних холодах, вместе с тем предпочтительнее то масло, у которого больше вязкость при рабочей температуре двигателя. Если зимой нужно часто ездить по коротким маршрутам, то используют маловязкое масло. С другой стороны, чем больше износ двигателя, чем более вязкое масло ему требуется.
Синтетические моторные масла рекомендуется применять в следующих случаях:
годовой пробег автомобиля много меньше, чем срок смены масла, а синтетическое масло не нужно ежегодно сменять;
постоянная эксплуатация автомобиля зимой, так как легче пуск двигателя и ниже его пусковые износы;
эксплуатация двигателя в повышенном тепловом режиме, например: в условиях бездорожья, в горах, с тяжелым прицепом к автомобилю, жарким летом, при спортивном стиле езды и т.п.;
двигатель с агрегатом наддува.
Следует помнить, что синтетические масла не совместимы с некоторыми нефтяными маслами и отечественными эластомерами. Однако для всех российских автомобилей пригодны полусинтетические и гидрокрекинговые моторные масла, которые к тому же дешевле, чем их синтетические аналоги.