double arrow

Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам

Применяются три основные классификации моторных масел по эксплуатационным свойствам: АРI (американский нефтяной институт), АСЕА (ассоциация европейских производителей автомобилей), ГОСТ 17479.1-85.

В американской классификации АРI масла по назначению делятся на две категории:

S (Service) – для бензиновых двигателей,

С (Сommercial) – для дизельных двигателей грузовых автомобилей.

В каждой категории масел уровни последовательного повышения их эксплуатационных свойств обозначаются латинскими буквами, начиная с буквы А. Моторные масла ранних уровней сейчас не выпускаются. Категории масел с последующими уровнями эксплуатационных свойств представлены в табл. 6.3.

Таблица 6.3

Классификация АРI моторных масел

по эксплуатационным свойствам

Категория S (бензиновые двигатели) Обозначение SE SF SG SH SJ SL
Год принятия
Категория C (дизельные двигатели) Обозначение СD CE CF CG CH CI
Год принятия

Примечание. Масла с индексами CD-II, СF-2 предназначены для двухтактных двигателей, СF-4, CG-4, СН-4, СI-4 – для четырехтактных двигателей.

Требования к маслам категории CD составлены дизелестроителями еще в 1955 году. Тем не менее масла этой категории хорошо работают в высоконагруженных дизелях с турбонаддувом в самых тяжелых условиях. Последующие категории масел учитывают изменения в конструкции двигателей, качестве топлив, экологических нормах и т.д.

Универсальные масла, пригодные как для бензиновых, так и для дизельных двигателей грузовых и легковых автомобилей обозначаются символами двух классов, например: АРI SJ/CF.




Европейская классификация моторных масел введена в 1996 году. Напомним, что АСЕА – преемница европейской организации ССМС (Комитет автомобилестроителей Общего рынка), которая применяла иную классификацию моторных масел по эксплуатационным свойствам.

В европейской классификации АСЕА моторные масла по назначению делятся на три категории:

А – для бензиновых двигателей,

В – для дизельных двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков,

Е – для дизелей тяжелых грузовиков.

В каждой категории число за буквой определяет уровень эксплуатационных свойств масел, а именно:

А1 и В1 – энергосберегающие масла, которые обеспечивают экономию топлива не менее 2,5% и имеют обычный срок службы;

А2 и В2 – масла уровня 1, но не сертифицированные как энергосберегающие;



А3, В3 и В4 – масла для последующих моделей автомобилей, обладающие улучшенными эксплуатационными свойствами и увеличенным сроком службы;

А5 и В5 – энергосберегающие масла с увеличенным сроком службы для высоконагруженных двигателей позднейших моделей автомобилей;

Е1…Е5 – эксплуатационные свойства масел последовательно повышаются.

Примеры обозначения с указанием года введения данной категории масла: АСЕА А1-02, АСЕА В3-98, АСЕА Е4-98.

Российская классификация моторных масел представлена в табл. 6.4.

Таблица 6.4

Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам

по ГОСТу 17479.1-85

Группа масла Рекомендуемая область применения
А Нефорсированные бензиновые и дизельные двигатели
Б Б1 Б2 Малофорсированные бензиновые двигатели Малофорсированные дизельные двигатели
В В1 В2 Среднефорсированные бензиновые двигатели Среднефорсированные дизельные двигатели
Г Г1 Г2 Высокофорсированные бензиновые двигатели Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом
Д Д1 Д2 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели с наддувом, работающие в более тяжелых условиях, чем масла групп Г1 и Г2
Е Е1 Е2 Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в более тяжелых эксплуатационных условиях, чем масла групп Д1 и Д2

В российской классификации масла по эксплуатационным свойствам делятся на шесть групп, пять групп из которых, в свою очередь, подразделяются на две подгруппы. Группы и подгруппы масел обозначаются с учетом их назначения:

Б1, В1, Г1, Д1, Е1 – масла для бензиновых двигателей;

Б2, В2, Г2, Д2, Е2 – масла для дизельных двигателей;

А, Б, В, Г, Д, Е – универсальные масла, предназначенные как для дизельных, так и для бензиновых двигателей одного уровня форсирования.

Принадлежность универсального масла к разным группам указывается двойным обозначением, в котором первое обозначение характеризует качество масла при применении его в дизелях, второе обозначение – в бензиновых двигателях, например, В2 Г1.

Группа моторных масел устанавливается по результатам моторных испытаний стандартными методами:

1) склонности к образованию отложений при высоких и низких температурах;

2) антиокислительных свойств;

3) коррозионной активности;

4) моющих свойств.

Приблизительное соответствие эксплуатационных свойств моторных масел по системам классификации:

ГОСТ … В В1 В2 Г Г1 Г2 Д Д1 Д2 Е Е1 Е2

АРI …. SD/СВ SD СВ SE/СС SE СС CD/SF SF СD СF-4/СG SG CF-4

Существуют также другие классификации моторных масел по эксплуатационным свойствам. Например, японская классификация JASO учитывает особенности двигателей японских и корейских автомобилей.

Международная классификация ILSAС используется американскими и японскими производителями автомобилей. Она включает три категории масел для бензиновых двигателей GF-1, GF-2 и GF-3, которые по уровню эксплуатационных свойств практически соответствуют маслам категорий SH, SJ и SL по АРI, но являются энергосберегающими и не повреждают нейтрализаторы отработавших газов.

Тенденции унификации силовых агрегатов автомобилей, связанные с глобализацией экономики, учтены во всемирной спецификации дизельных масел Global DHD-1. Она объединила требования американской классификации АРI (категория СН-4), европейской АСЕА (категория Е5-02) и японской JASO (класс DН-1).






Сейчас читают про: