double arrow

Тенденция или увлечение?

Очень важно различать тенденции развития рынка, идентификация ко­торых обеспечивает рост и прибыль компаниям, которым удалось разра­ботать и осуществить отличительные стратегии, и увлечения, длящиеся ровно столько, чтобы «модники» успели привлечь инвестиции (которые либо не дадут ожидаемого результата, либо окажутся напрасной тратой денег). В 1985 г. компания Schwinn, владелица классической велосипед­ной марки, расценила появление горных велосипедов как кратковремен­ное увлечение, зигзаг моды, что имело катастрофические последствия для ее рыночной позиции и в конечном итоге для благосостояния.4

Ошибочное убеждение в том, что рост определенных рынков э-ком-мерции, как-то электронной торговли косметикой и товарами для животных, является формой проявления устойчивой тенденции, ини­циировало активные инвестиции в э-бизнес. Но даже крупные капи­таловложения не помогли предотвратить последующий спад интереса к этой сфере.

Компания Zandl Group предлагает отличать истинные тенденции от увлечений на основе ответов на следующие вопросы:5


Глава 5. Анализ рынков и субрынков



1. Что движет ими? Тенденции обусловлены изменениями значи­мых факторов, таких как демографические характеристики (а не поп-культура), ценности (а не мода), стиль жизни (а не стильная тусовка) или технология (а не медиа).

2. Открыто ли для масс? Будет ли мода в обозримом будущем ог­раничена нишевым рынком? Потребует ли она кардинального изменения глубоко укоренившихся привычек? Не являются ли временные и ресурсные затраты непреодолимым барьером (воз­можно потому, что товар стоит слишком дорого или его слиш­ком сложно использовать)?

3. Насколько широка база? Находит ли новинка отражение во мно­гих товарных категориях или отраслях? Например, влияние Вос­тока ощущается в медицине, еде, спорте и дизайне, что можно считать признаком тенденции.

Фэйт Попкорн высказывает такое наблюдение: увлечения касаются товаров, а тенденции мотивируют потребителей к покупкам. По ее мне­нию, тенденции (значительные и широкие явления, длящиеся в сред­нем по 10 лет) нельзя создавать или изменять, их можно только наблю­дать.6

Еще одну точку зрения на увлечения высказывает Питер Друкер. Гуру менеджмента считает, что изменения являются тем, что люди осу­ществляют, а об увлечениях они только говорят. Имеется в виду, что тенденция есть нечто реальное, воплощенное в действиях и подкреп­ленное данными, а не просто захватывающая идея. П. Друкер также отмечает, что современные лидеры должны развивать инновации и, таким образом, быть «носителями» изменений, поскольку реальную отдачу дают не распознавание и реакция на разворачивающиеся тен­денции, пусть даже реальные, а их создание и направление.7

Ключевые факторы успеха как основа конкуренции

В качестве одного из важнейших результатов анализа рынка нельзя не упомянуть определение ключевых факторов успеха на нем стратеги­ческих групп. Ключевые факторы успеха — это активы и компетенции как основа успешной конкурентной борьбы. Их можно разделить на два типа. Стратегические необходимости, возможно, и не несут с собой никаких преимуществ, поскольку ими обладают и другие соперники, но вот их отсутствие значительно ослабляет позиции фирмы. К стра­тегическим силам относятся активы и компетенции, позволяющие фир-

10*



Часть II. Стратегический анализ


ме выделиться из общего ряда игроков, превзойти соперников. Следо­вательно, они выступают как основы конкурентных преимуществ. Из группы активов и компетенций, которые будут определены в ходе ана­лиза рынка, и выявляются ключевые факторы успеха. Здесь необходи­мо принять решение о том, какие активы и компетенции являются прио­ритетными сейчас и, что еще важнее, какие из них выйдут на первый план в будущем.

Необходимо не только определить ключевые факторы успеха (КФУ), но и сделать прогноз их состояния в будущем, в частности идентифи­цировать зарождающиеся КФУ. Для многих фирм изменения КФУ и компетенций и активов нередко становятся неприятным сюрпризом. Например, для производственных компаний на стадиях внедрения и роста рынка приоритетными, как правило, являются технологии и ин­новации, тогда как ближе к стадии зрелости на первый план выходят технические возможности систем, маркетинг и сервис. На рынке по­требительских товаров на этапах внедрения и роста требуется марке­тинговое искусство и налаженное распределение, а на этапах зрело­сти и упадка — эффективные операционные процессы и производство.

Риски на быстрорастущих рынках

Здравый смысл подсказывает, что одной из задач стратега является поиск областей роста. В то же время многие забывают о связанных с ними многочисленных рисках. В частности, с растущими рынками со­пряжен ряд опасностей (рис. 5.5):

• Число заинтересованных в рынке конкурентов может превысить его потенциальную «емкость».

• На рынке появляется игрок, предлагающий лучший товар или обладающий преимуществом по издержкам.

• Организация не имеет возможности адаптироваться к изменени­ям КФУ.

• Изменяются технологии.

• Темпы роста рынка оказываются меньше ожидаемых.

• Нестабильность цен приводит к переизбытку производственных мощностей или снижению торговлей (в стремлении привлечь покупателей) розничных цен на «горячие» товары.

• Компания не обладает необходимыми для поддержания высоких темпов роста ресурсами.

• Невозможность создать необходимую систему распределения то­вара.


Глава 5. Анализ рынков и субрынков



Рис. 5.5. Риски на рынках с высокими темпами роста

Переполнение рынка конкурентами

Один из самых серьезных рисков заключается в том, что растущий ры­нок способен привлечь большое число испытывающих завышенные ожидания относительно долей рынка игроков. Совокупный же объем продаж на рынке в этой ситуации может оказаться недостаточным для такого количества фирм. Переполнение наблюдалось и наблюдается практически на всех активных рынках — от железнодорожных перево­зок до авиационных услуг, радиовещательных станций и оборудова­ния, телевизоров и персональных компьютеров.

Самым ярким примером переполнения рынка (по крайней мере, в ретроспективном плане) стали ринувшиеся в электронный бизнес орды конкурентов. В определенный момент борьбу за внимание пользо­вателей вели как минимум 150 онлайновых брокерских фирм, 1000 ту­ристических сайтов и 30 сайтов, посвященных вопросам красоты и здо­ровья. Электронные «business-to-business» (В2В) биржи создавались для покупки и продажи товаров и услуг, обмена информацией, предос­тавления услуг в сфере логистики, промышленной информации и про­гнозов, а также множества других услуг. В течение 2000 г. количество В2В-компаний возросло с 250 до более чем 1500, а затем в 2003 г. со­кратилось до менее 250. В период максимального подъема электронно­го бизнеса только в такой отрасли, как промышленное снабжение, на­считывалось более 140 подобных бирж.8

Рынки, на которых вероятен избыток конкурентов и последующее разорение многих из них, характеризуются следующими чертами:

1. Прекрасная «видимость» как рынка, так и возможных темпов его роста, ведь стратеги компаний смежных отраслей просто обяза­ны проанализировать перспективы входа (отказ от представля-



Часть II. Стратегический анализ


ющегося очевидным решения может повлечь негативные послед­ствия).

2. Очень высокие прогнозы и фактический рост на ранних стадиях доказывают реальность невероятных темпов расширения рынка.

3. Угрозы темпу роста не учитываются или не принимаются в рас­чет; энтузиазму вокруг рынка почти ничто не мешает, и адепта­ми рынка становятся венчурные капиталисты и биржевые ана­литики.

4. На начальном этапе на рынке отсутствуют входные барьеры. Ис­тинное значение маркетингового барьера для входа (например, ограниченность розничного пространства) становится очевид­ным только после того, как рынок оказывает «перенаселенным».

5. Намерения некоторых потенциальных игроков и сами игроки не­известны или неопределенны, в силу чего возникает угроза недо­оценки количества и заинтересованности будущих конкурентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: