double arrow

Появление превосходящего по силам конкурента


Всегда существует опасность того, что даже на «здоровом» рынке у фир­мы может появиться конкурент, предлагающий заметно превосходя­щий остальные по характеристикам или имеющий значительное пре­имущество по издержкам товар.

Так, первым серийно выпускаемым карманным компьютером был знаменитый «Apple Newton», но его успех оказался весьма недолговеч­ным. Отчасти виной тому была высокая цена, отчасти — неудачный дизайн, отчасти — сложность в использовании. Рынок завоевал более дешевый, удобный и простой «PalmPilot» компании 3Com (хотя и по­явившийся намного позже). Вспомним и об успехе поздно вышедших на американский рынок недорогих, но весьма качественных товаров из стран Дальнего Востока (от автомобилей до телевизоров и видеомаг­нитофонов).

Изменение ключевых факторов успеха

Фирма может завоевать прочную позицию на ранних стадиях разви­тия рынка, но потерять ее при первом же изменении КФУ. Прогнози­руется, например, что из всех производителей персональных компью­теров выживут те, кто сможет снизить затраты на производство путем вертикальной интеграции или использования эффекта кривой опыта, кто создаст дешевую систему распределения, и те, кто будет постав­лять покупателям программное обеспечение — на первых этапах эво-


Глава 5. Анализ рынков и субрынков



люции рынка такого рода способности не были обязательными. Если раньше производители многих товаров фокусировали внимание на про­изводственных технологиях, то теперь на первый план вышла разра­ботка процессуальных технологий. Фирма может обладать всеми не­обходимыми производственными технологиями, но не иметь ресурсов, компетенций и ориентации/культуры, необходимых для завоевания преимуществ в иных, помимо производственных, процессах.

Технологические изменения

В процессе развития технологии первого поколения как товарная ли­ния, так и производственное оборудование компании морально изна­шиваются (да и сама технология может полностью измениться). В слу­чае, если вы стремитесь к минимизации рисков, необходимо дождаться того момента, когда в отрасли возобладает некая технология, а затем воспользоваться ею. Открытие «карт» основными конкурентами позво­ляет более точно определить пути достижения УКП. Первопроходцам же, наоборот, приходится прокладывать дорогу через массу неопреде­ленностей.


Сейчас читают про: