Большинство ценовых войн разворачиваются на рынках (пусть даже «здоровых»), темпы роста которых не оправдывают ожиданий, а конкуренты уже «запаслись» значительными производственными мощностями. Иногда рынок возникает на основе фантазии. Спрос на э-бан-кинг появился спустя десятки лет после появления первых прогнозов, а спрос на телевизоры с большим экраном материализовался лишь через несколько лет после предполагаемого бума этого продукта.
Точные прогнозы такого рода событий — редкость, особенно когда речь идет о новом, динамичном, окутанном флером популярности товарном рынке. В одном из исследований были проанализированы свыше 90 прогнозов относительно судьбы новых товаров, рынков и технологий, сделанных в «Business Week», «Fortune» и «Wall Street Journal» в период с 1960 по 1979 г.9
Примерно в 55% случаев прогнозы роста не оправдались. Основные причины фиаско заключались в переоценке технологий (таких как трехмерное цветное телевидение и вакцины против кариеса), потребительского спроса (например, на двустороннее кабельное телевидение, квад-рофонические аудиосистемы и обезвоженные продукты питания), недооценке затрат (как в случае со сверхзвуковыми пассажирскими самолетами и движущимися тротуарами) или политических препятствий
|
|
144 Часть II. Стратегический анализ
(в разработке морских месторождений). Прогнозы популярности сигарет-самокруток, маленьких сигар, шотландского виски и радиостанций СВ-диапазона не сбылись в силу изменения потребностей или предпочтений потребителей.