Источников преимущества по издержкам может быть множество (более подробно см. в главе 10) — эффект масштаба и кривая опыта, инновации в проектировании и товарные предложения «без изысков». Каждый из них требует применения особого подхода к концепции конкуренции на основе преимущества по издержкам.
Калькуляция себестоимости на основе средних издержек
В соответствии с концепцией калькуляции себестоимости по средним издержкам постоянные или условно постоянные производственные затраты должны относиться не на конкретные товарные линии, а распределяться на общий объем выпуска. Например, на предприятии одновременно функционирует новое и устаревшее оборудование, требующее разных затрат на техническое обслуживание. Если распределить соответствующие издержки на весь объем выпуска, скорее всего, окажется, что новое оборудование является менее прибыльным, чем кажется есть на самом деле. Данный вывод может послужить основанием для принятия ошибочных стратегических решений.
|
|
Калькуляция себестоимости на основе средних издержек открывает конкурентам путь на, казалось бы, прекрасно защищенный в ос-
Глава 7. Внутренний анализ
тальном рынок. Например, компания/. В. Kunz, специализирующаяся на печати чековых книжек по заказам банков, сама создала ситуацию, когда ее крупные клиенты в силу принятой системы калькуляции издержек должны были покрывать убытки от выполнения небольших заказов.4
То обстоятельство, что принятая в компании система учета издержек требовала увеличения цен на очень крупные заказы, позволило конкурентам предложить более выгодные условия, чем могла себе позволить/. В. Kunz. Товарная линия, субсидирующая выпуск других групп продуктов, открывает дополнительные возможности конкурентам компании и соответственно представляет потенциальную угрозу для компании.