Действительно радикальная, приводящая к смене парадигм инновация, в отличие от инновации, при которой сохраняется прежний курс, способна дать гигантскую стратегическую отдачу. Роберт Стрингер, консультант по стратегии бизнеса, предлагает несколько «радикальных» стратегий (в дополнение к «кабинету скунса» и децентрализации), с помощью которых компании могут полностью переделать себя и свои рынки:15
• Сделайте крупные инновации основным приоритетом в стратегии и культуре (как General Mills на рынке кукурузных хлопьев).
• Привлекайте больше творческих людей и инноваторов. В свое время Citibank воспользовался услугами маркетологов компании-производителя фасованных товаров, которым удалось ревитали-зировать отношения банка с частными клиентами.
• Создайте «рынки идей», на которых лучшие родившиеся в организации идеи будут конкурировать за право финансирования.
• Направьте усилия на то, чтобы стать расторопной организацией, т. е. организацией, действительно способной превратить радикальную инновацию в источник прибыли. (Данное решение эффективно, но труднореализуемо.)
• Ищите инновации в приобретениях компаний, совместных предприятиях и альянсах. За опытом можно обратиться к Cisco и Microsoft.
• Примите участие в корпоративном фонде венчурного капитала или организуйте внутрифирменный венчурный фонд, когда новые предприятия работают независимо от головной организации, что обеспечивает предпринимателям столь ценную для них автономию.
Глава 16. Организационные вопросы
Резюме стратегического рыночного управления
На рис. 16.5 представлено заключительное резюме всех тех аспектов, которые были затронуты нами в процессе обсуждения внутреннего анализа и разработки/совершенствования стратегии. Пусть оно послужит программой для обсуждения этих вопросов и обеспечит внутренний анализ необходимой широты и глубины, прогрессивное мышление, а также создание победоносных стратегий.
АНАЛИЗ ПОКУПАТЕЛЕЙ
• Каковы основные сегменты рынка?
• Какова мотивация и неудовлетворенные потребности в этих сегментах?
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ
• Кто является актуальными и потенциальными конкурентами компании? Какие стратегические группы конкурентов нам известны?
• Каковы их объемы продаж, доли рынка и размеры прибыли? Каковы тенденции роста?
• Какими сильными и слабыми сторонами отличаются конкуренты, каких стратегий они придерживаются?