Внешняя обрядность, соблюдаемая церквами

Чем неразумнее, вреднее учреждение, тем большим внешним величием онообставляется, иначе оно не могло бы привлечь никого. Такова церковь. Торжественность и внешний блеск церковных обрядов суть главные признакиее неразумности и вредности. Между тунгусским шаманом и европейским управляющим церковью - прелатомили (взяв для примера простых людей) между совершенно грубым, чувственнымвогулом, который поутру кладет себе на голову лапу медвежьей шкуры,приговаривая молитву: не убий меня, и утонченным пуританином и индепендентомв Коннектикуте, хотя и есть разница в приемах, нет разницы в основах ихверы, так как они оба принадлежат к одному и тому же разряду людей, которыеполагают свое служение Богу не в том, чтобы становиться лучше, а в вере илив исполнении известных произвольных постановлений. Только те, которые верят,что служение Богу состоит в стремлении к лучшей жизни, отличаются от первых- тем, что признают иную, неизмеримо высшую основу, соединяющую всехблагомыслящих людей в невидимую церковь, которая одна может быть всеобщею. Кант Человек, совершающий поступки, которые сами по себе не имеют ничегонравственного, с тем чтобы привлечь к себе непосредственно благосклонногоБога и посредством их достигнуть исполнения своих желаний, находится взаблуждении о том, что можно естественными средствами достигнутьсверхъестественных последствий. Такие попытки называют колдовством, но таккак колдовство имеет связь с злым духом, попытки же эти совершаются хотя ипо недоразумению, но с добрыми намерениями, то мы назовем такие попыткискорее фетишизмом. Такое сверхъестественное воздействие человека на Богавозможно только в мысли и неразумно уже потому, что неизвестно, угодно лиили нет Богу такие действия. Если же человек, кроме того что оннепосредственно делает для достижения Божьего благоволения, то есть, кромедоброго поведения, старается еще сделать себя достойным, посредствомизвестных формальностей, сверхъестественной помощи и с этой целью,посредством исполнения обрядов, которые не имеют никакой непосредственнойцены, думает сделать себя более восприимчивым к нравственному настроению идостижению своих добрых стремлений, то он рассчитывает на нечтосверхъестественное для исправления своей естественной слабости. Такойчеловек, считая, что поступки, не имеющие в себе ничего нравственного иугодного Богу, могут служить средством или условием исполнения своегожелания непосредственно от Бога, находится в заблуждении о том, что,несмотря, на то, что он не имеет, к тому ни физической, ни нравственнойсклонности, он может естествевиым способом, не имеющим ничего общего снравственностью и доступным само- му дрянному человеку, приколдовать к себеэту сверхъестественную Божескую помощь исповеданиями веры и исполнениемразличных церковных обрядов. Кант Когда мы по душе хотим переговорить с человеком о важном деле, мыстараемся сойтись с ним один на один, чтобы ничто не развлекало нас, немешало нам. Как же общаться с Богом, молиться при народе? Трудно при народеизбавиться от заботы о том, что обо мне подумают, от пустословия, отрассеяния. Особенно, когда собираются по праздникам. Оттого и сказано вЕвангелии: "И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах ина углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми.Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когдамолишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему,Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе". Мф. VI, 5- б "Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах илюбят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах ипредвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долгомолятся" (Луки XX, 46 - 47). Там, где есть ложная вера, всегда будут эти книжники и всегда будутпоступать так же, как поступали те, о которых говорится в Евангелии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: