Синтез мышечно-тактильного и зрительного чувств в основе формирования адекватного мироотражения, а также мыслетворных способностей ребенка

Нам суждено жить в эпоху, когда все чаще и чаще молодые люди жалуются на ухудшение памяти. Механизм этого страшного синдрома лежит на поверхности.

Известно, что концептуальная основа отечественной школы выстроена на так называемой вербальной (внечувственно-информационной «безного-безрукой») основе. При этом и учителя, и родители убеждены, что именно информация, закачанная в головы детей в обход их собственных чувственных впечатлений и мышечных усилий, как раз и есть то, что их сделает людьми нравственно-разумными. Между тем, всемирно известные специалисты в области мозга (И.П. Павлов, Чарлз Шеррингтон, Джон Экклз, А.Р. Лурия, Уайлдер Пенфилд, К. Прибрам и др.), каждый из которых посвятил жизнь поиску в голове той самой таинственной субстанции, где хранится память, в итоге пришли либо к религиозному, либо к мистическому взгляду на эту проблему. Но самое главное здесь то, что в голове они так и не нашли никаких «хранилищ» памяти (энграмм). А лауреат нобелевской премии Чарлз Шеррингтон в конце концов заявил: «Мы должны считать проблему связи разума с мозгом не только не решенной, но и лишенной всякого основания для ее решения» (цит. по Уайлдер Пенфилд, 1989).

Комплекс выполненных под нашим руководством исследований по возрастной психофизиологии чувств позволяет прийти к следующему заключению. Все то, чем занимается школа на протяжении 10 – 12 лет не имеет никакого отношения не только к психофизиологии раскрепощения и развития ребенка, но и к формированию у него собственных мыслетворческих способностей.

Под нашим руководством был выполнен следующий простой эксперимент. Группе учащихся 4-х классов (14 человек) предлагалось запомнить 10 одно и двухзначных случайных цифр, а затем по памяти их воспроизвести. При этом эксперимент включал в себя два этапа.

На первом этапе дети, как и в школе, были обездвижены (в положении сидя).

На втором этапе этим же детям предлагалась та же самая задача. Отличие заключалось в том, что в момент предлагаемой задачи дети могли свободно ходить. При этом им предлагались не рафинированные от образов эмоциональных смыслов цифры, а цифры, встроенные в различные эмоционально смысловые образные сюжеты. Там и там воспроизводить по памяти мы предлагали спустя сутки.

Приведем один из таких сюжетов. «Наступал Новый Год. Бригада из 2-х мужчин, 5-ти женщин и 13-ти подростков поехали в деревню, где специально взращивались елочки. Там они срубили 61 елочку, которые они загрузили в автобус. И только собрались ехать, как дорогу перегородила стая из 18 волков. Все они были голодными, а глаза их горели жутким огнем. Хорошо, что у мужчин было 2 ружья. Они вместе сделали 37 выстрелов, но убили только 6 волков, а остальные разбежались. Волков загрузили, и бригада поехала обратно. За убитых волков им выдали премию 77 и 95 рублей».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: