Примечания. 04. Социально-образовательный проект «Спасем детей – Спасем Россию»

* Данные положения, в т.ч. подходы к первичной профилактике обездвиженности, стресс-напряжения и низкого склонения детей в учебном процессе Научный совет №37 Академии медицинских наук СССР признал в качестве открытия мирового значения (Постановление №2 от 17 апреля, 1986).

04. Социально-образовательный проект «Спасем детей – Спасем Россию».

Приказ по образовательному учреждению – начало реализации базовых положений международной декларации «О правах ребенка», в т.ч. федеральных законов по защите главного права ребенка – права на свободное и здоровое развитие в учебном процессе.

Почему уникальный опыт таких выдающихся отечественных педагогов как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Б.П. и Л.А. Никитиных, И.П. Волкова, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина и многих-многих других так и остается уделом одиночек – энтузиастов. Шума вокруг этих уважаемых имен было много, а вот их опыта как массового явления в школах так и не состоялось.

Аналогичная ситуация складывается и с таким ныне «модным» течением в «инновационной» педагогике как «школы здоровья», в т.ч. «здоровьесберегающими» технологиями обучения. Опять-таки шума вокруг данных понятий много, а в итоге здоровье учащихся в процессе обучения только ухудшается.

Об объективных причинах. Они кроются в системе управления. Политики утверждают: мы строим общество, основанное на экономической основе соизмерения и оплаты качества труда, в т.ч. на договорной основе строительства взаимоотношений между работодателем и работником. Известно, что в системе образования работодателем, как правило, выступает государство.

Любой, кто попытается проанализировать, с одной стороны, профессиональные критерии пригодности учителя для работы с детьми, с другой, экономические критерии оценки качества и эффективности педагогического труда, придет к выводу: при сложившейся системе управления в системе образования каждый педагог твердо знает, что как бы он ни работал, его труд, его качество отношений с учениками, не имеет никакого соизмерения и оценки эффективности. Более того, в его труде совершенно не определены ясные и понятные для всех цели и задачи, а главное соизмеримые конечные итоги его социально самого значимого труда. В этих условиях за качественно разный труд – зарплата равная (чаще мизерная). Следовательно, каждый педагог твердо знает: как бы он ни работал от этого ему ни лучше, ни хуже не станет. С позиции научной организации труда (не говоря уже о так называемых экономических производственных отношениях) нет большей силы, убивающей энтузиазм, смысл и качество труда учителя.

В настоящее время ключевым системообразующим механизмом управления системой образования должно, наконец, стать четкое и однозначное понимание всеми целей и задач образовательного процесса. Такое однозначное понимание дает нам Федеральный Закон «Об образовании»: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства…».

Конечный же результат труда каждого учителя, каждого руководителя образовательным учреждением, каждого руководителя департамента по образованию, в т.ч. Министерства образования и науки РФ, так же определяет Федеральный Закон «Об образовании», требующий от коллектива школы обеспечить «свободное развитие личности ребенка», а так же «приоритет … здоровья» в учебном процессе. Именно во имя этих целей «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников» (ст. 51).

Этой же цели посвящен и закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», вменяющий всем, в т.ч. образовательным учреждениям «…содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей…»

Из выше приведенных федеральных законов ясно, что законодательным требованием к школе является обеспечить всестороннее «физическое, интеллектуальное, психическое, духовное, нравственное развитие детей», т.е. всестороннее гармоничное развитие личности. Четко и ясно на этот счет высказался В.В. Путин: «Стандартом в образовании является стандарт развития личности». Точнее не скажешь. Президент РФ Д.А. Медведев уверен: если принцип здорового развития учащегося «будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом». Следовательно, исходя из законодательной основы, в т.ч. из понимания целей и задач образовательных учреждений первыми лицами государства, в сертификате выпускника школы в качестве итогов деятельности коллектива школы за 10 (12)-летний период «воспитания и обучения» должна быть отражена динамика и конечные итоги «физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития детей». Должно быть отражено, как образовательное учреждение реально «…создало условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников» (ст.51 Закона «Об образовании»).

А теперь, уважаемые родители, учителя, политические и государственные деятели попытайтесь отыскать в современном «Аттестате об образовании» хоть какой-то намек на те показатели в работе школы, которые требуют Федеральные Законы и которые четко называют первые лица государства! Но отечественная школа аттестует выпускника школы по совершенно другой шкале ценностей – по сумме механически заученной детьми информации.

Все это указывает, что постепенно первейшие воспитательно-развивающие задачи коллективов образовательных учреждений мутировали в принудительную техническую информатизацию детей. И такая трансформация произошла как раз из-за того, что Министерство образования и науки РФ в главном образовательном сертификате «Аттестате об образовании» просто проигнорировала требования федеральных законов «Об образовании», а так же «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

И это только один пример выхода системы образования из правового пространства.

Приведем еще один пример. Для исключения любого риска привнесения в учебную среду методик, оказывающих негативное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, а в итоге, на качество развития и здоровья детей, Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучие населения» (принят в марте 1999 года) запрещает использование в школах не утвержденных Роспотребнадзором различных программ, учебников, методик, режимов, технических средств и технологий обучения и т.д. И это четко отражено в ст. 28 данного закона:

1. В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

2. Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.

Но санитарно-эпидемиологических заключений (сертификатов) на все, что используется в школе, и в помине нет, и никогда не было. Другими словами, Роспотребнадзору и Главному санитарному врачу все образовательные учреждения России следовало бы закрыть на замок еще десять лет назад.

Это еще один пример того, что отечественная система образования всегда была закрытой от общества и общественного контроля, а в итоге работает вне закона.

И стоит ли после этого удивляться, что в наших образовательных учреждениях чаще используется все то, что чуждо моторной, чувственной, эмоциональной и творческой природе ребенка, а поэтому губительно для его развития и здоровья?! Это одномерные столы для таких разнорослых детей. Это горизонтальная искажающая перспективу рабочая поверхность столов вместо оптимальной для зрительного восприятия наклонной. Это люминесцентное крайне утомительное для нейроэпителия коры головного мозга мелькающее освещение. Это невыносимый для развития и здоровья детей сидяче-закрепощенный режим обучения. Это отчужденная от личности мальчиков женская дидактика. Это поддерживающая в стресс-напряжении ребенка шариковая ручка. Это скорость чтения под секундомеры, расщепляющая произносимые слова от образно-смыслового их «наполнения».

Известно, что творческая и духовно-психическая сфера детей оформляется на основе совершенствования осмысленного чтения, уверенной диалоговой речи, почерка, рисунка и т.д. Наши работы показали: если учитель содействует и помогает ставить у ребенка уверенный и пластический почерк, речь – это один уровень эмоционального, творческого, психического его развития, в т.ч. и здоровья, а если только «перстом указует» и только требует – это другой качественно более низкий уровень эмоционального, творческого, психического его развития и здоровья и т.д.

С помощью специально разработанного теста (см. ниже) мы выявили, что «синдром злой мачехи» («ЗИМА») выявляется уже у 67 – 78% учителей. Я как врач утверждаю: ни одного случайного учителя, ни одного случайного врача в нормальном гуманистическом «социально-ориентированном» государстве рядом с детьми быть не должно. В этих условиях уже давно на первое место вышла первейшая социальная проблема подбора студентов и подготовки качества учителей в ВУЗ’ах педагогического профиля, в т.ч. проблема профпригодности массового учителя – воспитателя для работы с детьми. И не теоретическая грамотность учителя физики, химии, математики и других дисциплин, не то, как она (он) артистично выступает на конкурсах на «лучшего учителя года», а истинное искусство и умение организовать, сплотить коллектив детей, создать благоприятную психоэмоцианальную обстановку в классе, ненавязчиво пробудить у них интерес, мотивы и любовь к своему предмету, а главное, материнская забота и любовь к детям – вот элементарные показатели профессиональной пригодности учителя для работы с детьми.

В этих условиях говорить о качестве работы коллектива учителей школы на «приоритет здоровья» ребенка, в т.ч. ориентацию их на «создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников» в учебном процессе, можно при абсолютном условии: при систематической оценке психоэмоционального самочувствия детей под влиянием педагогических воздействий, при систематическом измерении и количественном выражении динамики творческого, эмоционально-волевого, психического, телесно-функционального и пололичностного развития детей в учебном процессе. Речь идет об абсолютной необходимости гигиенического, медико-психологического и физиолого-эргономического сопровождения учебного процесса. Но всего этого в школах никто не делает. Яркий пример тому: одномерные столы для разномерных детей.

Особо отметим: в соответствии с законами вся юридическая ответственность за причинение ущерба здоровью детей в учебном процессе возложена на плечи руководителей ДДОУ и школ! И такая ответственность может и должна быть реализована в связи с:

а) бездействием руководителей образовательных учреждений по реализации ст.51 Закона «Об образовании», требующей создания «условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников»;

б) не информированием родителей (т.е. сокрытием особо важной информации), насчет того, что при существующем положении дел образовательное учреждение непременно подорвет телесное и психическое здоровье их детей.

Все отмеченное выше показывает, как государственная власть, чиновники «крайними» сделали директора образовательного учреждения. А раз так, то чтобы, в конце концов, не настигло его уголовное преследование, он должен очнуться от «спячки» и начать действовать самым решительным образом.

Как показал наш многолетний опыт, конкретными действиями руководителя образовательного учреждения являются следующие акты.

Во-первых, установить в своей школе абсолютное требование к коллективу: «не навредить» самочувствию и здоровью ребенка педагогическими воздействиями!

Во-вторых, организовать мониторинг за качеством психоэмоционального самочувствия детей, находящихся в образовательном учреждении, а в итоге, за качеством развития и здоровья детей у каждого воспитателя, каждого педагога (для начальной школы), у коллектива учителей (средней школы).

Как показала практика началом работы по переориентации коллектива учителей на реализацию такого элементарного этического и законного требования – «не навреди» ребенку - является издание директором образовательного учреждения приказа. И такой приказ как раз и является началом реализации базовых положений Федеральных законов РФ, защищающих главное право ребенка – право на свободное, здоровое и гармоничное развитие под влиянием педагогических воздействий.

Ниже приведем проект такого приказа.

ПРОЕКТ

ПРИКАЗ

О целях и задачах коллектива образовательного учреждения по реализации базовых статей Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», требующих «…содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности…», а также ст. 51 Закона «Об Образовании», требующей: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

С целью реализации отмеченных в Федеральных законах положений в деятельности образовательного учреждения

ПРИКАЗЫВАЮ:

1). Профессиональными критериями качества и эффективности работы учителя (воспитателя) с детьми считать:

а) способность к душевно-эмоциональному (а не к авторитарному) общению с детьми;

б) способность организовать детей, пробудить в них познавательную активность, интерес к изучаемому явлению, в т.ч. творческую деятельность;

в) способность вызвать интерес и любовь к предмету изучения.

2). Главным итогом работы учителя (для начальной школы), бригады учителей (для средней школы) считать:

а) динамику творческого воображения, творческих знаний и умений, в том числе творческого их применения в жизни;

б) качество психического развития, в т.ч. развития творческого интеллекта (интеллекта опирающегося на свободную игру творческого воображения);

в) динамику эмоционально-волевой сферы детей в учебном процессе;

г) телесно-функциональное развитие;

д) нравственное воспитание;

е) гражданская позиция и патриотизм.

3). Для организации внутришкольного мониторинга за эмоциональным самочувствием, а так же качеством психического и телесно-функционального развития детей

· Психологу: разработать программу экспресс-оценки у детей динамики эмоционально-волевого, творческого и психического статуса в учебном процессе (оценивается в начале, в середине и в конце каждого учебного года).

· Учитывая, что эмоциональное благополучие ребенка является основой поддержания и развития не только его духовной сферы, но и имунно-защитных сил, а также первичной профилактики психосоматической патологии, медицинскому работнику в полном объеме реализовать требования Приказа Минздрава РФ №60 (от 14.03.95), вменяющим углубленный осмотр детей с применением экспресс методов оценки функционального состояния и физического развития. Анализировать сравнительно между классами (группами) за каждый учебный год в количественном выражении динамику:

а) осанки;

б) зрения;

в) функционального состояния базовых систем жизнеобеспечения;

г) болезненность (пропущенных за учебный год дней по болезни).

· Специалисту по физической культуре в начале и конце учебного года у детей оценивать показатели:

а) гибкости тела;

б) выносливость (количество кругов, которые школьник может пробежать на стадионе в индивидуальном для каждого ребенка темпе);

в) силовые характеристики: количество подтягиваний на перекладине (только для мальчиков).

Подготовить и раз за четверть обновлять общешкольный стенд «Самый сильный, здоровый и выносливый класс».

4). По окончании каждого учебного года итоги работы коллектива школы анализируются и обсуждаются на педагогическом совете и родительских собраниях. Учителя и классные руководители, у которых выявлена лучшая динамика характеристик развития детей морально и материально поощряются. Ежегодно намечаются мероприятия по совершенствованию нравственного, творческого, психического и физического развития детей.

Контроль за выполнением приказа поручено заместителю директора по учебно-воспитательной работе…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: