Цели, задачи и критерии эффективности управления корпоративной собственностью

Функция управления корпоративной собственностью имеет несколько аспектов. С одной стороны, корпорация действует в рамках установленных норм хозяйственного законодательства, в которых могут приниматься решения и различные внутрикорпоративные документы. Эта часть функции управления собственностью определяется как нормативная.

Также корпорация является одним из субъектов рынка, объекты собственности которого функционируют в коммерческом секторе экономики, подчиняясь законодательным нормам и правилам делового оборота. В этих рамках управленческая функция корпорации определяется как продукционная.

Таблица 23

Этапы реализации процесса управления корпоративной собственностью

Этап (цель)
  Инвентаризация (получение и обобщение данных существовании объекта КС и внесение его в опись)
  Учет (проверка юридической чистоты объекта, его классификация в соответствии с утвержденными признаками и внесение в реестр КС)
  Оценка (проведение мероприятий по установлению рыночной цены для различных вариантов использования: сдача в аренду, передача в доверительное управление, продажа (приватизация), реструктуризация и т. д.)
  Анализ возможностей использования (выработка и экономическая оценка вариантов использования объекта КС)
  Планирование использования (разработка последовательности мероприятий для реализации наилучшего варианта по этапу 4)
  Организация и подготовка мероприятий (маркетинг, кадровые решения, инфраструктурные преобразования для реализации этапа 8)
  Мотивация исполнителей (утверждение порядка поощрения корпоративных участников этапа 8)
  Проведение мероприятий (реализация последовательности этапов 4-7)
  Контроль проведения мероприятий (сбор, обобщение и анализ результатов выполнения этапа 8)
  Регулирование процесса управления на любом этапе (в соответствии с результатами этапа 9: корректировка исходных данных расчетов, кадровых решений, плановых заданий, последовательности проведения мероприятий и т. д.)

Реализация нормативной функции управления достигается формированием в рамках корпорации институциональных объектов, к числу которых относятся органы корпоративного управления (в т. ч. специализированные директораты), организации и некоммерческие фонды. Функционирование этой части корпоративной собственности обеспечивает решение различных стратегических задач, к числу которых можно отнести поддержание конкурентоспособности, развитие инноваций и корпоративной культуры, мотивации и повышения квалификации персонала, работы с акционерами и т. д.

Одна из главных задач управления корпоративной собственностью – обеспечить формирование предпосылок научно-технического развития в виде комплекса инновационных технологий, которые после их коммерческой адаптации могут создать стратегические конкурентные преимущества предприятиям корпоративного объединения.

Продукционное управление объектами корпоративной собственности должно быть направлено на их структурное развитие (в т. ч. через взаимодействие с различными субъектами рынка) для повышения инновационной активности и повышения конкурентного потенциала путем формирования соответствующих конкурентных структур.

Это обстоятельство сегодня является одним из наиболее значимых для повышения инвестиционной привлекательности таких субъектов. Необходимый толчок в системе интересов конкурентных структур к поиску и формированию инновационных, факторов дает система государственных интересов, вводя соответствующие ограничения природопользования.

С учетом этого вывода может быть сделана конкретизация задач управления корпоративной собственностью. Содержательно эти задачи могут быть направлены на достижение стратегических и тактических целей развития корпоративного хозяйства.

В качестве стратегических целей могут выступать:

à повышение корпоративной эффективности;

à повышение благосостояния персонала;

à увеличение количества рабочих мест;

à повышение инновационной активности;

à оптимизация финансового состояния.

Тактика достижения этих целей заключается в использовании следующих механизмов:

à регулирование соотношения спроса и предложения;

à сглаживание производства и занятости;

à регулирование уровня рентабельности;

à регулирование вторичного рынка корпоративных акций и облигаций;

à увеличение прибыли корпорации.

Выбор наиболее важных задач развития при этом определяется особенностями текущего состояния экономики на современном этапе. Денежные доходы корпорации как владельца в виде части прибыли и дивидендов входят в доходную часть корпоративных финансовых потоков; другая часть дохода, выраженная в форме приращения ценности имущества, соответствует росту ценности корпоративного имущества за счет роста курса акций и снижения доли обязательств.

В общем случае доход корпорации от деятельности дочернего предприятия определяется выражением:

,

где

I – доход корпорации;

P – чистая прибыль предприятия;

T –платежи, полученные корпорацией по обязательствам дочернего предприятия;

d – доля корпорации в имуществе дочернего предприятия.

Прибыль разлагается на выплаты собственникам (в случае акционерного предприятия – дивиденды) D и приращение его имущества DA, так что:

.

При этом прямые поступления (B) определяются равенством:

,

а составляющая d*DA соответствует приращению корпоративного имущества.

Плата за использование предоставленных, например, в лизинг, ресурсов включает:

à возмещение общественных затрат (включая неявные) по вовлечению ресурсов в хозяйственный оборот и их воспроизводству;

à экономическую ренту, определяемую редкостью ресурса и спросом на него.

В связи с вышесказанным, рассмотрим критерии эффективности управления КС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: