Товарные свопы

Наибольшее распространение среди товарных свопов получили простые внебиржевые соглашения по обмену фиксированного риска на плавающий. Это чисто финансовые сделки, не предусматривающие поставку физического товара.

Определение. Товарный своп - это соглашение между сторонами, согласно которому по меньшей мере одна серия платежей определяется ценой товара или товарным индексом.

Товарные свопы используются многими потребителями и производителями товарно-сырьевой продукции в целях долгосрочного хеджирования от роста цен. Например, производители хлеба и печенья хеджируют цены на зерно, а авиакомпании - цены на авиационное топливо.

Со времен войны в Персидском заливе 1990 - 1991 годов на рынках деривативов значительно выросла роль фиксированных/плавающих энергетических свопов на нефтепродукты.

Производители и потребители товарно-сырьевой продукции нередко заключают долгосрочные контракты на покупку или продажу, в которых цена поставки зависит от котировки индекса. В этой ситуации цена поставки становится известной лишь в момент поставки или незадолго до его наступления, что ведет к возникновению существенного плавающего риска.

Пример.Простой товарный своп

Авиакомпании A необходимо зафиксировать или установить цену билетов на год вперед, чтобы прогнозировать будущие доходы. На стоимость топлива приходится около 35% эксплуатационных расходов, поэтому колебания его цены могут серьезно повлиять на ее прибыль при фиксированной цене билетов. Кроме того, авиакомпании стремятся покупать топливо по долгосрочным контрактам с помесячными поставками. Такие контракты гарантируют поставки, однако цена поставки устанавливаются на основании средней месячной котировки индекса. Обычно используются котировки Platts, независимой торговой площадки по нефтепродуктам. Итак, авиакомпания А имеет фиксированный доход от продажи билетов, но ее эксплуатационные издержки могут колебаться в широких пределах. Каким образом компания может устранить или снизить этот плавающий ценовой риск?

Существует множество деривативов, которые авиакомпания может использовать для хеджирования своего риска, например фьючерсы и опционы. Однако наиболее удобный из них - энергетический своп, поскольку это долгосрочный внебиржевой инструмент, обладающий необходимой гибкостью.

Авиакомпании часто входят в двухлетние свопы с периодичностью выплат раз в полгода, при этом они либо сами платят, либо получают наличные платежи в зависимости от величины индекса на топливо Platts. Своп определяет количество топлива, которое авиакомпания либо должна принять по поставке, либо купить на спот-рынке.

Входя в энергетический своп, авиакомпания надежно фиксирует цену топлива на два года. Товарный своп работает следующим образом:

1) Авиакомпания A входит в своп с банком B. Авиакомпания, несущая плавающий риск, покупает энергетический своп у банка и соглашается заплатить ему фиксированную цену в обмен на серию платежей в течение срока действия свопа.

Продавец свопа, банк B, соглашается осуществлять в пользу авиакомпании А гарантированные платежи на основе индекса цен на топливо Platts в каждый из расчетных периодов.

Авиакомпания-------› Авиакомпания ‹— — ----›фиксированный платеж-à ‹ -----платеж на основе индекса цен на топливо Platts ‹----------- -------›БанкВ ‹-------Банк В
↓ Покупка топлива по спот-цене или контрактной цене на основе индекса Platts    

2) Контрагенты обмениваются платежами

Вычисляется нетто-разница между платежами, которая выплачивается наличными либо авиакомпании, либо банку. Если цены на топливо идут вниз, то авиакомпания извлекает выгоду из более низких спот- или контрактных цен, однако выплачивает банку разницу между фиксированной и плавающей ценой.

Если цена на топливо растет, авиакомпания платит за него больше, но получает от банка разницу между фиксированной и плавающей ценой. Эти платежи компенсируют рост стоимости топлива. В целом энергетический своп позволяет авиакомпании фиксировать свои издержки.

Этот процесс иллюстрирует следующий рисунок.

Предположим, что цена барреля топлива, зафиксированная в своп -соглашении равна 98 долл. за баррель. Эту фиксированную цену авиакомпания платит банку.

Если цена топлива падает до 92 долл. Цена топлива возрастает до 104 долларов.
Авиакомпания платит банку 6 долл. - чистую разницу между причитающимися к платежу 98 долларами и заплаченными 92 долларами Авиакомпания получает 6 долл. - чистую разницу между причитающимися к платежу 104 долларами и заплаченными 98 долларами.
Итоговая стоимость топлива для авиакомпании равна 92 + 6 = 98 долл. Итоговая стоимость топлива для авиакомпании равна 104 - 6 = 98 долл.

Постоянно растет число сделок со свопами на цветные металлы (медь, алюминий и никель) с участием посредника - маркетмейкера. Фактически это - двойные свопы, в которых кредитный риск принимает на себя маркетмейкер, а не производитель и потребитель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: