Темпо-ритмы монтажа

Пластичность большей части документального материала обусловлена тем, что в реальности почти всегда существует не один темпо-ритм (например, выстроенный на съемочной площадке), а несколько наложенных друг на друга. Если приглядеться, то даже в проходе человека можно увидеть несколько различных ритмов: ритм движения рук чуть иной, чем ритм ног, на них накладывается ритм качания туловища, движения головы… Если человек идет по городу, на ритмы его походки накладываются уже сильно отличающиеся ритмы движения других людей и ритм транспорта. Кроме того, внутрикадровый ритм даже при неподвижной камере сильно зависит от угла объектива.

Я не собираюсь учить кого-то монтировать проходы. Этим либо овладевают в первые годы работы, либо у человека проблемы с темпо-ритмом и ему нужно переквалифицироваться в газетчики. Хочу только обратить внимание на то, что в качестве доминанты можно использовать не только темпо-ритм движения основного персонажа, но и любой из тех, что есть в серии кадров. И достигать этим любопытных результатов.

Жестко определяет монтажный ритм любая музыка. Настолько жестко, что если вдруг случится такое, что монтаж будет предельно точным, а музыка сбивается с ритма, то восприниматься это будет как ошибка монтажа, а не музыки. Не менее жестко музыка определяет не только эмоцию, но и отношение, и даже смысловое содержание эпизода. Для того чтобы увидеть это, подложите под одни и те же кадры разную музыку, скажем, что-то «детективное» и вальс — разница будет настолько очевидна, что описывать ее здесь не имеет смысла.

Ну и наконец, как уже говорилось, новое событие задает новый темпо-ритм. А каким именно он будет, зависит от очень многого: замысла, внутрикадровых ритмов, жанра, места эпизода в сюжете… Поэтому не будет преувеличением и утверждение, что выстраивание темпо-ритмической структуры — процесс большей частью интуитивный. Что означает не «пущенный на самотек», а предварительно обдуманный, но на монтаже создаваемый уже на уровне интуитивного ощущения.

В качестве резюме и практикума к этой части, для тех, кому язык монтажа пока кажется тайной, я привожу в приложении II несколько монтажных упражнений. Если вы, уважаемый читатель, найдете время и возможность выполнить их, думаю, что на многие монтажные «загадки» (в том числе и не описанные) ответы найдутся сами собой, в процессе.

Конечно, для того чтобы легко монтировать «все со всем», нужно знать еще многое. Но об этом написано немало книжек и статей, и повторяться нет смысла. Единственное, что я здесь посоветую, это никогда не забывать, что монтаж — всего лишь средство раскрытия замысла, так же как речь — только способ передачи мысли: не больше, но и не меньше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: