Расплата за ошибку, или Одиссея

Если верить Ветхому завету, то с этого мотива началась история человечества. Изгнание из рая — типичное его воплощение. Тот же мотив мы видим в истории Каина. Он кочует по огромному количеству сюжетов: мифов, сказок, притч, авторских произведений. Это и Одиссей, оскорбивший Посейдона, и многие сказки об Иванах-дураках, которые расплачиваются за свою дурость, и всякие короли/принцы/принцессы («Спящая красавица», «Красавица и чудовище», «Любовь к трем апельсинам»). Это и ученые, вроде Фауста — в народном варианте этой легенды, существовавшей еще задолго до И. В. Гете, — и Франкенштейна.

В этом мотиве завязкой всегда служит некая фатальная ошибка героя, которую он, по ходу сюжета, должен либо исправить, либо искупить. Иногда искупление — в гибели героя. Иногда, как в случае с Яблоком познания, процесс затягивается до бесконечности и переносится на весь род человеческий. Но ни время, ни место, ни даже финал для архетипичного мотива значения не имеют. Ведь сам по себе архетип, как уже упоминалось, морально нейтрален и итог действия зависит от жанра и авторской позиции. Счастливый конец — привилегия волшебной сказки и комедии, а не свойство архетипичной формы.

В информационных сюжетах этот мотив часто используется в сюжетах о различных катастрофах и чрезвычайных ситуациях, когда чья-то ошибка (проектировщиков, коммунальных служб, водителя, пилота, эксплуатационника и пр.) приводит к значимым глобальным последствиям для большого числа людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: