Итак, после оценки ожидаемых доходов приступаем к планированию расходов, разделяя их с точки зрения последующего управления результатом на переменные и постоянные расходы, прямые и накладные.
Напомним, что переменные затраты [113] — это затраты, которые в своей сумме изменяются прямо пропорционально изменению уровня деловой активности, но при расчете на единицу услуг являются постоянными. Они зависят от объемов оказанных услуг. Постоянные затраты [ИЗ] — это затраты, которые в своей сумме не изменяются при изменении уровня деловой активности в пределах допустимого диапазона.
Для автодилера к переменным затратам, т.е. зависящим от объемов продаж автомобилей и оказанных услуг по их сервисному обслуживанию, целесообразно относить:
• для услуг по реализации автомобилей: затраты на транспортировку и хранение автомобиля, затраты на предпродажную подготовку, сдельную зарплату менеджеров (вознаграждение по результатам продаж);
• для услуг по техническому обслуживанию, ремонту, гарантийному обслужи -ванию и предпродажной подготовке: прямые материальные затраты по видам услуг (заказов), сдельную зарплату производственного персонала по видам услуг (заказов);
|
|
• для автомойки, шиномонтажа, комплексной диагностики автомобиля: прямые материальные затраты на один обслуженный автомобиль, сдельную зарплату производственного персонала на один обслуженный автомобиль.
Такое разделение предоставляет возможность эффективно управлять расходами, выявляя еще на стадии планирования возможности для их он ти-мизации.
При планировании издержек по услугам, заказам, подразделениям по возможности стремятся уходить от отнесения их к категории накладных. П противном случае из-за специфики учета локализовать напрямую такие 18 траты по конкретной услуге или ответственному лицу будет невозможно. Хороший пример накладных затрат — затраты на электроэнергию 8ВТ0ДИ-перского центра. Из-за отсутствия учета фактического объема потребления шектрической энергии в разрезе отдельных подразделений, а тем более услуг скалькулировать все затраты на выполнение заказа, а следовательно, оценить эффективность проведения работ не представляется возможным.
КрОМв ТОГО, трудно найти ответствен пот и ИС............... IK повышенного рвОХО
BOBIHIU электричества. Том не менее можно и< пользовать СЛеДУЮЩИЙ вы
од из сложившейся ситуации: установить счетчики расхода электроэнергии i каждом центре ответственности.
Аналогичным образом решается проблема учета расходов материальных атрат на каждый пост оказания услуг. Установка раздаточного оборудова-1ия для смазочных веществ, воды, сварочных компонентов, обеспечивающего порционную дозировку и учет расхода материала, поставляемого для аждого поста в ремонтной зоне, позволит объективно учитывать затраты на;аждый заказ-наряд и затем оценить эффективность ценообразования (учи-ывает ли цена все затраты на выполнение заказа) или эффективность вы-юл ценных работ (не превышает ли расход норму, установленную техноло-
|
|
ией).
1$ контексте управления результатом автодилерского центра это повысит [розрачность потребления материальных ресурсов, а при соответствующей истоме мотивации персонала нацелит его на экономию при заданном ровне качества выполняемой работы. Ведение аналитического учета обес-и "ми точный анализ и определит технологию сервисных работ с соблюде-шсм оптимального соотношения качества и расходов ресурсов.
()днако решение таких задач обязательно должно осуществляться с оцен-СОЙ жономической целесообразности для ответа на вопрос: покроют ли за-раты на установку счетчиков и организацию детализированного учета рас-ЮДОВ иы годы автодилера, полученные от прозрачности, подконтрольности i направленности программ ресурсосбережения.
Итак, в нашем примере планирование переменных затрат осуществляйся ||() установленным нормативам расходов.
Переменные затраты на каждый проданный автодилером автомобиль Ш цючают в себя стоимость приобретения (выкупа) автомобиля у региональ-ГОГО дистрибьютора и его доставки на склад автоцентра. В нашем примере |редние затраты на каждый продаваемый автомобиль постепенно растут.)то обусловлено ожидаемым перераспределением спроса от менее дешевых ч I» шее дорогим автомобилям, что в свою очередь сказывается на стоимости i\ закупки. Вместе с тем для повышения рентабельности продаж сдержать шачнтельный рост стоимости закупаемых автомобилей планируется за счет ПТТИМИзации отделом закупок процессов логистики, что отражает соответствующий показатель для данного подразделения.
Переменные затраты на мойку автомобиля предположительно будут AC i и в течение четырех лет, что обусловлено инфляционными процессами i соответствующим удорожанием расходных материалов на мойку одного ипомобиля (губки, шампунь, автокосметика и т.д.). Однако каких-либо инициатив по их удержанию не планируется. Такой подход связан с тем, что при управлении результатом усилия концентрируют в первую очередь на тех ia i ратах, которые занимают наибольшую долю в структуре себестоимости.
К переменным затратам дилерского центра необходимо относить также (атраты па персонал в части сдельной оплаты труда. Поскольку планирование переменных затрат осуществляется на единицу услуг и автомобилей, то ДЛЯ сопоставимости данных сдельное вознаграждение должно быть привечаю к услуге (табл. 25). То же относится и к применяемым схемам оплаты груда в зависимости ОТ достигнутых результатов и ключевых оценочных показателей (А77) работника (см. главу 6).
В а
Й
|'1 в - |
Со Ч
з» а.
ь
>.
(0
С о
>.
X
д
с;
0)
а
о
(в
X
со о ч о
X
о (б о.
ф
s х о
ш s а. с
Rat —
!»■!§
ни
______ eg
§ *.- а>
1||
CD О 2
га ^s 1 Ч
Q)
1||
К S,
со И) 5
Sott
ч <ь о: Р §i § s ч |
8-58
! '
h
«■ * fe.