* т 3: ex cr
S-O £ Sg |
So 5 k J.4
-C Co CD CD
CO |
CO
I
? 9? S.. о о со о
f
с\! Ю
о
ю
4 о
I о!
4
<т>\
9
М
о"
г-!
Таблица 16 Формулы расчета целевых объемов работ автосервисной станции
Название Формула Пояснения Источник данных | |||
. Годовой бьем работ по | О -пхL х------------ | 0 — годовой объем работ по ТО и TP, чел.-ч | - |
охническому бслуживанию и окущему | г? — планируемое число обслуживаемых автомобилей в год, шт. | Маркетинговый анализ рынка и конкурентов. Планы продаж | |
омонту (ТО и Р) | L — среднегодовой пробег автомобиля, км | Маркетинговые исследования потребителей | |
г — удельная трудоемкость работ, чел.-ч/1000 км | Технологическая инструкция / нормативы завода-изготовителя | ||
.Годовой бъвм выра-oiки постов | й. = *с Х 'ас | Оп — годовая выработка услуг постов (участков), чел.-ч | |
кнзанин услуг | кс — количество заказов услуги в год, раз | Маркетинговые исследования рынка, анализ клиентской базы. Маркетинговый план | |
fac — средняя нормативная трудоемкость одного заказа, чел.-ч | Технологическая инструкция / нормативы завода-изготовителя | ||
). Годовой >бъем работ | <2С = п х k x /ас | Ос — годовой объем работ автомойки, чел.-ч | - |
штомойки | л — планируемое число автомобилей, обслуживаемых сервисной станцией в год, шт. | Маркетинговые исследования рынка и статистика клиентской базы. Маркетинговый план | |
к — количество заездов на станцию автомобилей в год, раз | Тоже | ||
гас — средняя трудоемкость одного заезда, чел.-ч | Статистика заездов и трудоемкости работ | ||
1. Годовой эбъем работ по 1рндпродажной | «прел — «нов.а/м пп | Опред — годовой объем работ по предпродажной подготовке, чел.-ч | |
подготовке шиомобилей | Онов.а/„ - планируемый объем продаж автомобилей, шт. | Маркетинговые исследования рынка. Маркетинговый план | |
гпп — средняя трудоемкость работ по предпродажной подготовке одного автомобиля, чел.-ч | Технологическая инструкция / нормативы завода-изготовителя |
Для оценки достаточности имеющихся производственных мощностей iия реализации запланированных объемов работ определяются показатели Количества постов и автомобилемест хранения (табл. 17).
|
|
Мри расчете загрузки постов ТО автомобилей следует обязательно учесть работы ПО предпродажной подготовке и самообслуживанию, поскольку они проводятся за счет фонда рабочего времени этих участков.
После того как получены целевые объемы автосервисных услуг, их сравнивают с имеющимися производственными постами и оценивают степень их загрузки (табл. 18—21).
Таблицы предполагают расчет годового объема выработки по каждой ус-пук- им основе средней НОРМЫ обслуживания одного автомобиля и целевого
|
|
объема заказов (количества обслуженных автомобилей). Затем производится опенка коммерческой (оплачиваемой клиентами) " некоммерческой выра
Таблица 17 Формулы для расчета необходимого количества постов сервисной станции
Название | Формула Пояснения | Источник данных | |
1. Количество постов (участков выполнения работ) | ФпхЛГп | X — число постов ТО и ТР станции технического обслуживания, шт. | - |
Оп — годовая выработка (объем работ) поста (участка), чел.-ч | Формула 2 табл. 16 | ||
Y — коэффициент продуктивности поста (участка) | Статистические данные, Технология производства | ||
Фп — годовой фонд работы поста, ч | Формула 2 табл. 17 | ||
Wn — число рабочих на посту, чел. | Технология производства | ||
2. Годовой фонд рабочего времени поста (участка) | Фп = ДрхСх/х£хеп | Фп — годовой фонд времени поста, ч | - |
Др — количество рабочих дней в году | Трудовое законодательство. Производственный календарь | ||
С — количество смен, шт. | Технология производства | ||
f — коэффициент использования рабочего времени поста (производительность), % | Статистические данные | ||
к — продолжительность смены,ч | Технология производства | ||
Оп — годовая трудоемкость поста, чел.-ч | Формула 2 табл. 16 |
ботки. В качестве последней должны рассматриваться работы по гарантийным ремонтам, бесплатным технологическим операциям (например, автомойке), предпродажной подготовке автомобилей.
Развернутый анализ объемов услуг позволяет по каждому технологическому участку оценить совокупный годовой объем производства и сопоставить его с потенциалом и тем самым определить достаточность производственных мощностей и адекватность используемого технологического процесса маркетинговым целям.
Для этого надо сравнить суммарный объем работ по каждому участку из табл. 18—21 с показателями гр. 12 табл. 15.
Для последующего принятия решения рекомендуется рассчитать среднюю иирузкуучастка (процентное отношение планируемой годовой выработки к потенциально возможной).
Т. |
Для оценки степени загрузки производственных постов используется формула
КЗ, |
-г-max поста |
х100%,
i це КЗ_0СТ| — коэффициент загрузки поста (зоны, участка, цеха), %; Тпоста — Планируемый (фактический) объем работ (трудоемкость) поста, зоны, участка или цеха, чел.-ч; Т™0асхта — потенциальный объем работ (трудоемкость) поста, участка или цеха, чел.-ч.
ГВКИМОбразом ПОЛучаетСЯ важный показатель, необходимый для оценки
целесообразности расширения производственных программ и проектирования новых производственных площадей,
Расчет целевого объема продаж для 1-го года работы
Таблица 18
Ед. измерения | Норматив временных затрат, ч | 1 год | ||||||||||
Средняя норма обслуживания одного автомобиля, ч | Целевой объем обслуживания (количество заказов в год), а/м | Годовая выработка, | нормочас | Годовой объем продаж, ед. изм. | Справочно | |||||||
Всего | Коммерческая | Предпродажная подготовка, гарантия" и пр. ** | Всего | Коммерческая | Количество, шт. | Средняя загрузка' цеха (участка), % | ||||||
Услуга/участок | дажная подготовка, гарантия* и пр." | постов | смен | |||||||||
Шиномонтаж | ||||||||||||
Шиномонтаж и балансировка | колесо | 0,2 | 0,8 | |||||||||
Развал-схождение колес | автомобиль | |||||||||||
Диагностическая линия | ||||||||||||
Комплексная диагностика | автомобиль | 0,8 | 0,8 | 2430 | |||||||||
Слесарный цех | 15 853 | |||||||||||
Предпродажная подготовка | нормочас | 0,7 | 0,7 | |||||||||
Установка и ремонт электрооборудования | нормочас | 2,5 | ||||||||||
Регламентное ТО | нормочас | 2,8 | ||||||||||
Прочие слесарные работы | нормочас | 1,7 | 11 016 | |||||||||
Кузовной цех | 10 920 | |||||||||||
Кузовные работы (ЖМЦ) | нормочас | 10 920 | 10 920 | 10 920 | 10 920 | |||||||
Автомобильная мойка | ||||||||||||
Мойка автомобиля | автомобиль | 0,4 | 0,4 | 12 100 | 12 100 | ||||||||
Автосалон | ||||||||||||
Продажа новых автомобилей | автомобиль | - | 800 |
~. - ■ ■= f"= продаваемых автомобилей за период. *% от совокупного объема работ (по статистике работы центра).
|
|
-
и нииоОильная мойка Ьйкаавтомобиля рчмаю новыхавтомобилей | автомобиль _~ вбмвв |
Расчет целевого объема продаж для 2-го года работы
продаваемых автомобилей за период. т совокупного объема работ (по статистике работы центра)
Таблица 19
Таблица 20
Расчет целевого объема продаж для 3-го года работы
Ед. измерения |
Услуга/участок |
..^омонтаж |
Норматив временных затрат, ч
колесо |
таж и балансировка |
автомобиль |
хождение колес |
^агностическая линия |
0.2
автомобиль |
«глексная диагностика |
0,8
0,7 |
нормочас |
»сарный цех
нормочас |
важная подготовка
-аноека и ремонт ^-.-дооборудования
нормочас |
=;-- = |., = _-ч;е 10
нормочас |
П рочие слесарные работы
Кузовной цех ______
нормочас |
0,4 |
Кузовные работы (ЖМЦ) Автомобильная мойка
автомобиль |
Мой ка автомобиля ________
Автосалон ___________ ____^_____________
Посдажа новых автомобилей | автомобиль
Средняя норма обслуживания одного автомобиля, ч
0,8
0,8
0,7
2,5
2,8
1,7
0,4
Целевой объем обслуживания (количество заказов в год), а/м
15 960
Годовая выработка, нормочас
Коммерческая |
Всего |
Предпродажная подготовка, гарантия и пр."
|
|
20 986 |
13 051 |
14 501 |
14 400 |
14 400 |
14 400 |
1 год
Годовой объем продаж, ед. изм.
Коммерческая |
Всего |
Предпродажная подготовка,
гарантия и пр."
13 051 |
14 501 |
14 400 |
14 400 |
15 960 |
Справочно
Количество, шт.
Средняя загрузка
цеха (участка),
о/
• Or объема продаваемых автомобилей за период.
- ч ГЛ от совокупного объема работ (по статистике работы центра).
Таблица 21
Расчет целевого объема продаж для 4-го года работы | ||||||||||||
Услуга/участок | Ед. измерения | Норматив временных затрат, ч | 1 год | |||||||||
Средняя норма обслуживания одного автомобиля, ч | Целевой объем обслуживания (количество заказов в год), а/м | Годовая выработка, | нормочас | Годовой объем продаж, ед. изм. | Справочнс | |||||||
Всего | Коммерческая | Предпродажная подготовка, гарантия' и пр." | Всего | Коммерческая | Предпродажная подготовка, гарантия' и пр." | Количество, шт. | Средняя загрузка цеха (участка), % | |||||
постов | смен | |||||||||||
Шиномонтаж | ||||||||||||
Шиномонтаж и балансировка | колесо | 0,2 | 0,8 | |||||||||
Развал-схождение колес | автомобиль | |||||||||||
Диагностическая линия | ||||||||||||
| Комплексная диагностика | автомобиль | 0,8 | ли и,а | |||||||||
Слесарный цех | 22 832 | |||||||||||
Предпродажная подготовка | нормочас | 0,7 | 0,7 | IIBI | ||||||||
Установка и ремонт электрооборудования | нормочас | 2,5 | ||||||||||
Регламентное ТО | нормочас | 2,8 | ||||||||||
Прочие слесарные работы | нормочас | 1,7 | 15 657 | 14 091 | 15 657 | 14 091 | ||||||
Кузовной цех | 15 300 | |||||||||||
Кузовные работы (ЖМ цех) | нормочас | 15 300 | 15 300 | 15 300 | 15 300 | |||||||
Автомобильная мойка | ||||||||||||
Мойка автомобиля | автомобиль | 0,4 | 0,4 | 15 950 | 12 850 | |||||||
Автосалон | ||||||||||||
Продажа новых автомобилей | автомобиль | " I 1 = |
О объема продаваемых автомобилей за период. * 10% от совокупного объема работ (по статистике работы центра).
В случае если данный показатель будет выше 100%, т.е. мощностей не бу-гт хватать, потребуется определить источники их увеличения. Для этого ыполняется следующая последовательность действий.
1. В первую очередь надо изучить показатели, изменение которых не попечет дополнительных существенных капитальных затрат. К ним относится оказатель «количество рабочих смен» (гр. 3 табл. 15). При увеличении про-плжительности смены увеличивается потенциальная выработка цеха, но месте с тем пропорционально растут трудозатраты, которые должны быть омпенсированы соответствующей загрузкой цеха.
2. В случае если переход по некоторым участкам на двухсменную работу е позволяет покрыть прогнозируемый объем производства, оценивается ОЗМОЖность оптимизации технологии работ по показателям «коэффициент родуктивности» и «коэффициент производительности труда» (гр. 9 и гр. 11 абл. 15), а также «средняя норма обслуживания одного автомобиля (выпол-и-пия одного заказа)» (табл. 18—21).
Их изменение влечет за собой рост потенциальной продуктивности частка. Трудности заключаются в том, что рост производительности тре-|ует разработки и реализации соответствующих программ мотивации, пере-мотра логистики выполнения клиентских заказов или закупки более совре-1СППОГО и производительного оборудования.
3. Если первые два способа не позволили решить проблему выполнения
фоичнодственных мощностей, то следует провести анализ увеличения пос
пи и площади складских помещений, а также мест ожидания и подготовить
оответствующие программы капитального строительства и реконструкции,
шкупки и дооснащения сервисного оборудования. Их планирование должно
oupoiioждаться оценкой эффективности таких проектов. Поскольку реали-
иЩИЯ программы увеличения производственной характеристики автосер-
пк пой станции связана с дополнительными капитальными вложениями,
шинирование проектных программ проводится вместе с подготовкой тех-
1ико экономического обоснования, использованием методов сетевого мо-
i (■ 11 и | Ю ва 11 и я, инструментов управления проектами и их финансированием.
В приведенных расчетах обеспечение роста выработки жестяно-маляр-КОГО неха производилось на основе увеличения количества рабочих смен со шорою года работы (табл. 15 и 18—21).
1 Ггобы программа по дозагрузке мощностей принесла ожидаемый эконо-мпческий эффект, нужно соблюсти условие: затраты на привлечение допол-HU/ПвЛЪНЫХ клиентов и повышение объемов продаж должны быть меньше, чем эксплуатационные затраты на содержание постов в состоянии простоя. loin,ко в этом случае экономически оправдано увеличивать загрузку производственных участков и постов.
Планирование доходов от продаж автомобилей и услуг
Выполнение операций с данными из табл. 18—21 позволит спланировать годовые объемы услуг автодилерского центра. В свою очередь это дает воз-МОЖНОСТЬ установить целевые объемы продаж по данным услугам (табл.22).
Таблица 22 Прогнозируемые объемы продаж и гарантийных работ
Услуга | Ед. измерения | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | Ответственный |
Коммерческая деятельность | ||||||
Шиномонтаж и балансировка | колесо | ОСО | ||||
Кузовные работы (по страховым случаям) | нормочас | 10 080 | ОСО | |||
Кузовные работы | нормочас | ОСО | ||||
Комплексная диагностика | автомобиль | ОСО | ||||
Развал-схождение колес | автомобиль | ОСО | ||||
Регламентное ТО | нормочас | ОСО | ||||
Слесарные работы | нормочас | 11 613 | 13 051 | 14 091 | ОСО | |
Установка и ремонт электрооборудования | нормочас | ОСО | ||||
Автомобили марки «XXX» | шт. | АС | ||||
Мойка автомобиля | автомобиль | 11 970 | 12 850 | ОСО | ||
Деятельность по предпродажной подготовке и гарантийному обслуживанию | ||||||
Комплексная диагностика (гарантии) | автомобиль | ОСО | ||||
Слесарные работы (гарантии) | нормочас | осо | ||||
Мойка (бесплатная) | автомобиль | осо | ||||
Предпродажная подготовка автомобиля | нормочас | осо | ||||
Установка и ремонт электрооборудования (гарантии) | нормочас | осо |
Примечание. OCO — отдел сервисного обслуживания, АС — автосалон.
Далее для формирования плана продаж в денежном выражении отделом маркетинга прогнозируются тарифы на услуги и автомобили (табл. 23) с учетом принятых руководством принципов стратегии ценообразования (см. главу 5).
Таблица 23 Прогнозируемые цены на услуги, долл. США с НДС
Услуга | Ед. измерения | Цена за единицу | |||
1-й год | 2-Й год | 3-й год | 4-й год | ||
Шиномонтаж и балансировка | колесо | ||||
Кузовные работы (по страховым случаям) | нормочас | ||||
Кузовные работы | нормочас | ||||
Комплексная диагностика | автомобиль | ||||
Развал-схождение колес | автомобиль | ||||
Регламентное ТО | нормочас | ||||
Слесарные работы | нормочас | ||||
Установка и ремонт электрооборудования | нормочас | ||||
Мойка | автомобиль | ||||
Автомобили марки «XXX» (средневзвешенный показатель) | шт. | 23 430 | 23 537 | 24 095 | 24 723 |
Прогнозом не предусмотрено изменение прейскуранта на услуги компании. Однако средневзвешенную цену на автомобили предполагается увели -ЧИВать из года в год, поскольку предусматривается изменение структуры ас-(орт!1мепт;| продаж, прежде всего за счет того, что на рынке появится более
дорогой модельный ряд,. Кроме того, благодаря росту доходов населения и
тенденциям в предпочтениях ожидается перераспределение структуры спроса в сторону автомобилей бизнес-класса (см. табл. 23).
Если учесть, что цены на остальные услуги неизменны для всего периода планирования, то план по выручке будет иметь вид, представленный в табл. 24.
Таблица 24
План доходов автодилерской компании, долл. США с НДС
----------------- >--------------------------- 1-------------------------
итого
Примечание. ОСО — отдел сервисного обслуживания, МЗ — магазин запчастей, АС — автосалон
Несколько слов необходимо сказать о долгосрочном планировании про-/1,1 ж запасных частей. Наиболее простой способ оценки возможной выручки М автозапчасти заключается в привязке ее к доходам автосервиса. В нашем примере доходы от продажи запчастей и прочих сопутствующих услуг (автоаксессуаров, продовольственных продуктов и напитков, кафе) планировались из расчета 114% от объема выручки отдела сервисного обслуживания. Такой подход дает обобщенные результаты и не зависит от характера ремонтных работ, поэтому пригоден для подготовки долгосрочных программ
и планов.
< планировать же продажи по ассортименту запчастей позволяет статистика i фодаж и заказов клиентов. С ее помощью рассчитывается потребность и запчастях на одну ремонтируемую машину, и на основании производственной программы автосервиса формируется план продаж магазина запчастей.
Сформированный таким образом план доходов соответствует маркетинговой цели обеспечения выручки от продаж компании в четвертый год деятельности в размере 41466 тыс. долл. США (с НДС).
Полученные данные позволяют установить целевые показатели для структурных подразделений. Так, например, автосалон должен реализовать 957, 1148, 1447 и 1854 автомобилей с первого по четвертый год соответственно (см. табл. 22). Этот параметр в свою очередь определяет для отдела маркетинга показатели по реализации программ и рекламных мероприятий, управлению ассортиментом И ценообразованием, а для отдела логистики пока затени своевременности поставки автомобилей на СКЛвД
Поскольку помимо доли рынка в качестве стратегической цели фигурируют задачи повышения прибыльности компании, качества услуг и мотивации персонала, то устанавливаются показатели, соответственно характеризующие финансовый результат, выплаты работникам, удовлетворенность клиентов обслуживанием (см. рис. 15).
Для оценки финансового результата на основе плана продаж и технологии функционирования автодилера планируются затраты предприятия, а затем сопоставляются с ожидаемыми доходами.