Бюджет затрат процесса «Проведение регламентного ТО»

Статьи затрат изнес-юцесса Ресурс Драйвер затрат Стоимость единицы драйвера, долл. США Количество задействован­ных единиц драйверов Затраты, долл. США
раты на сонал Директор по сервисному обслужива­нию Годовое вознагражде­ние (оклад) 39 000 0,00396 154,44
  Мастер-приемщик 15 600 0,05921 923,63
  Специалист — оформитель заказов-нарядов   0,03947 359,19
  Инженер по техническому контролю 13 000 0,09868 1282,82
  Бухгалтер-кассир 10 400 0,04934 513,13
  Слесарь Чел.-ч   2160,00000 17 280,00
эго         20 513,20
юфон- 1 СВЯЗЬ Директор по сервисному обслужива­нию Чел.-ч   0,00396 6,34
  Мастер-приемщик   0,05921 0,36
  Специалист — оформитель заказов-нарядов 0,03947 0,24
  Инженер по техническому контролю 1,18414 7,10
  Бухгалтер-кассир 0,09868 0,59
  Слесарь 0,04934 0,30
ОГО         14,92
ортиза-1 Директор по сервисному обслужива­нию Ед. оборудования Компьютер (350); служебный автомобиль (4000) 0,00396 17,23
( Слесарь Производственный инвентарь и оборудова­ние (1010) 1,18414 1195,98
  Мастер-приемщик Компьютер (350) 0,05921 20,72
  Специалист — оформитель заказов-нарядов 0,03947 13,81
  Инженер по техническому контролю 0,09868 34,54
  Бухгалтер-кассир 0,04934 17,27
OK)         1299,55
1 pill I.I II.i итро Директор по сервисному обслужива­нию кВт-ч 0,1 1440,00000 144,00
.|.1 ни i Мисюр-приемщик 132,00000 13,20
  Специалист — оформитель заказов-пмрндов 5280,00000 528,00
  Инженер по техническому контролю 10 200,00000 1020,00
  1 'ухпштер-кассир 112,00000 11,20
  < iMOCJiph 4870,00000 487,00
OK)         2203,40
......... 'IM ИИ...... 1' Директор по сервисному обслужива­ние Долл. США/ чел.   0,00396 0,50
m nil Ml..................... ■ ОТИ Мнстир-приемщик   0,05921 2,07
Специалист — оформитель заказов-инрндоп   0,03947 8,29
  Инженер по техническому контролю   1,18414 3,55
  Бухгалтер-кассир   0,09868 1,18
  1 11'я:.1|11.   0,04934 9,87
10ГО         25,46
II!>„„(, пнес-процесс       24 056,53

оказывать по цене 36 долл. США/нормочас (см. табл. 23), или 72 долл. США на автомобиль при средней трудоемкости данного вида работ 2 ч. Таким об­разом, можно рассчитать рентабельность процесса, которая составит 69%

((72 - 22,07)/72).

Таблица 34 Бюджет отдела сервисного обслуживания автомобилей*

Центр ответственности (ресурс) Статья затрат Годовые затраты, долл. США
Мастер-приемщик Затраты на персонал 923,63
Телефонная связь 0,36
Амортизация оборудования 20,72
Затраты на канцтовары 2,07
Затраты на электрооборудование 13,20
итого 959,98
Слесарь Затраты на персонал 17 280,00
Телефонная связь 7,10
Амортизация оборудования 1195,98
Затраты на канцтовары 3,55
Затраты на электрооборудование 1020,00
итого 19 506,64
Инженер по техническому контролю Затраты на персонал 1282,82
Телефонная связь 0,59
Амортизация оборудования 34,54
Затраты на канцтовары 1,18
Затраты на электрооборудование 11,20
итого 1330,33
Всего 21 796,95

* Для процесса «Проведение регламентного ТО автомобилей».

Теперь благодаря результатам процессного планирования можно закре­пить за конкретным ответственным целевую норму затрат. Например, за от­делом сервисного обслуживания — 21797 долл. США в год для работ по про­ведению ТО автомобилей или за инженером по техническому контролю — 1330 долл. США в год по тем же работам.

Аналогичным образом осуществляется планирование результатов каче­ства бизнес-процессов и сроков выполнения работ.

Для целей мотивации в качестве целевых рекомендуется утверждать все же те показатели, воздействовать на которые может данный центр ответ­ственности, например расход смазочных веществ в натуральном выражении, время проведения и качество работ автослесаря.

Формирование консолидированных бюджетов компании производится путем сложения данных из статей бюджетов центров ответственности или направлений деятельности. Например, для диспетчерской совокупный бюд­жет будет составляться путем суммирования всех затрат по операциям всех процессов, где диспетчерская группа задействована.

 

Оптимизировать затраты процесса можно с помощью изменения количе­
ства задейс!копанных ресурсов, перераспределения функций между ними и
случае неполной их загрузки, увеличения производительности за счет реор­
ганизации или автоматизации процессов и в олняемш операций (напри


), сокращение времени выставления счета клиенту, совмещение функций сира и диспетчера для расчетов по пластиковым карточкам), передачи ти процессов в аутсорсинг (например, техническое обслуживание поме-ний и оборудования дилерского центра), изменения состава выполня->ix операций и пр.

Алгоритм планирования построен таким образом, чтобы регулирование рат можно было проводить уже на стадии подготовки бюджетов. Напри-), рассчитав отношение требуемой трудоемкости на единицу ресурса к овому фонду рабочего времени (см. табл. 32), получим показатель, харак-изующий загрузку ресурса. На него рекомендуется обращать внимание, 'бы добиться его максимального значения или в случае необходимости грузить перегруженных работников. Для этого, ориентируясь на карту и ижет процесса, надо распределить функции между специалистами, либо >сдиняя, либо совмещая, либо дробя их.

В нашем примере (см. табл. 32) недозагруженными ресурсами являются сир и специалист по оформлению заказов-нарядов. Если не брать в рас-

ииые процессы, в которых задействованы указанные штатные единицы, МОЖНО сократить затраты на персонал и время на обслуживание клиента, и передать часть функций по проведению расчетов за выполненные ра-'Ы с кассира на специалиста, оформляющего заказы-наряды и выставля-lero счета.

Решение проблемы недозагрузки производственного или администра-июго персонала, которая на практике усугубляется созданием видимости юты подчиненными, также может рассматриваться на основе процес->т планирования и обоснованных расчетов количества требуемых людей i получения целевого результата.

Вместе с тем при формировании процессных бюджетов автодилеру реко-ЦВуется соблюдать разумный баланс между чрезмерной и недостаточной ■ЛИЭацией бизнес-процессов, чтобы, с одной стороны, максимально ло-[Каовать затраты и результаты деятельности компании, а с другой — не Муть и излишней трудоемкости и больших погрешностях в расчетах. По­му СТОИТ уделять особое внимание тем бизнес-процессам, которые в п.шей степени влияют на результаты деятельности компании. Например, рекомендуется детально рассматривать процессы реализации услуг и про­ект к мини-кафе клиентам торгово-сервисного центра, поскольку удель-и доход от данной деятельности компании составляет менее 1%, рудо затраты, понесенные при подготовке соответствующих процессных MOB для такого центра ответственности, значительны и, вероятно, не бу-

ОПравданы. В этом случае лучше сконцентрироваться на процессах про-кп автомобилей и их сервисного обслуживания, которые обеспечивают ice (Л)% выручки автодилера.

Предпочтительнее проводить анализ и оценку существующих на пред-иятии процессов в режиме реального времени, так как это даст организа-и устойчивое конкурентное преимущество. Для этого, в идеале, в автоди-хжой компании должна быть реализована совокупность современных цходон и технологий управления: процессный и системный подходы; ме-ii.i ABC {Activity baud costing функционально стоимостный анализ), ЛАМ

■livilv hiixcd mmitnyment — процессное vnpaiineiiiie), АНН (Activity Inisal


budgeting — процессное планирование деятельности); KPI {Key performance indicators — ключевые оценочные показатели) и BSC {Balanced Scorecard — сбалансированная система показателей); риск-менеджмент; менеджмент качества.

Внедрение процессных методов планирования по понятным причинам не всегда может быть поддержано трудовым коллективом компании. В та­ком случае проблема преодоления сопротивления коллектива может быть решена путем одновременной постановки системы мотивации, основан­ной на ключевых оценочных показателях {KPI). С процессным планирова­нием и учетом деятельности задача формирования такого механизма зна­чительно упрощается, поскольку обеспечивается понятное для всех и эко­номически обоснованное планирование и учет результатов труда каждого работника.

Особенности планирования проектных задач

При планировании и реализации проектов перед менеджментом стано­вится актуальным вопрос: каков предельный объем инвестиций, который позволит обеспечить требуемый уровень доходности проекта?

Например, при реконструкции гостевой парковки около торгово-сервис­ного центра автодилера или строительстве нового автосалона необходимо определить предельный объем инвестиций. Как определить, какого качества и степени совершенства и комфортности планировать новый центр? Поку­пать ли дешевую мебель для его меблировки или, наоборот, дорогую и на­сколько?

На эти и другие аналогичные вопросы можно также ответить, если вос­пользоваться алгоритмом планирования, который рассмотрен выше, с един­ственным замечанием: при планировании реализации проектов для автоди­лера приоритетным будет требуемый уровень доходности, например, сна­чала показатель чистой прибьши проекта или прирост благодаря проекту чистой прибьши, а затем следует последовательно планировать соответству­ющие затраты (рис. 21).

Согласно алгоритму (см. п. 10 на рис. 5) следующим этапом планирова­ния является выбор наиболее оптимального варианта развития компании.

Выбор оптимального варианта развития компании

Баланс и поиск наиболее эффективных значений целевых показателей деятельности для уровней управления должны производиться на основе не­скольких подготовленных вариантов итоговых программ деятельности и последующего выбора такой версии плана развития, которая в наибольшей степени отвечает приоритетам деятельности автодилера.

Чтобы учесть несколько вариантов развития компании и достижения поставленных целевых показателей, предполагающих различные техноло­гические комбинации выполнения работ, программ продаж, осуществления затрат, планирование производится по нескольким сценариям.

В нашем условном примере рассмотрены три сценария развития, для ко­торых получены соответствующие значения разработанных ранее целевых показателен (pin 13) для компании (табл. 35) и ее центров ответственности (табл. 36).



1. Формирование проектной идеи и концепции проекта. Определение номенклатуры услуг

2. Определение маркетинговых целей {рыночный сегмент, позиционирование, цена, объемы продаж, доходы)

3ZE

3. Определение целевой отдачи на инвестиции {прибыль, доходность, окупаемость, качество)

~з^~

4. Определение целевых затрат, обеспечивающих требуемый уровень

отдачи на инвестиции (п. 3) при заданных маркетинговых целях (п. 2)

(операционные затраты, себестоимость и пр.)

зх

5. Формирование (корректировка) технологии проекта и бизнес-плана проекта и фиксация целевых показателей деятельности

6. Проверка бизнес-плана

проекта на соответствие целевым

Не соответствует

показателям по затратам

Соответствует

7. Реализация проекта

_ " ' -» ZZZ

8. Постоянный контроль за затратами и их оптимизация на основе совершенствования бизнес-процессов

»

^33^

9. Закрытие проекта и оценка результатов

РИО. 21. Укрупненный алгоритм планирования и реализации Проектного решения автодилера

Из табл. 35 видно, что во втором варианте планирования показатель при-бЫЛИ самый высокий (2081354 долл. США), однако при этом автодилер до-СТИГНвТ наименьшей рыночной доли — 10,5%, и не самый высокий из воз­можных вариантов экономической добавленной стоимости, поскольку дан­ный сценарий планирования предполагал сдержанную политику текущих РАСХОДОВ и экономию затрат на рекламу и маркетинг. То же относится и к i юка зателю средних выплат на работника. Иным представлен третий сцена­рий, 11 ри котором достигается наибольшая рыночная доля и качество обслу-живания, притом что прибыльность компании не является максимальной.

Выбор наиболее оптимального плана развития с присущими ему значе­ниями показателей рекомендуется осуществлять по методике выбора опти-МОЛЬНОго бюджета [55], которая предполагает выбор варианта стратегии в соответствии со значениями ключевых показателей и их значимостью.

Для этого сначала необходимо все показатели привести к единой единице измерения, т.е. стандартизировать их значения, воспользовавшись форму­лами из табл. 37, а затем с учетом весов каждого показателя рассчитать ин­тегральный показатель сбалансированности планов по каждому сценарию и выбрать вариант с его максимальным значением.

ВыбОр оптимального плана развития осуществляется на основе расчета интегрального показателя сбалансированности по формуле

ы '■"•• / интегральный показатель сбалансированности разработанных ила-

'»•'■ (значимость)./ то показа


Таблица 35 Результаты сценарного планирования ключевых показателей деятельности автодилера

Вариант развития Характеристика варианта развития Значения показателей для варианта развития (4-й год работы)
Прибыль компании (EBITDA), долл. США Рыночная доля, % Качество обслужива­ния, % Экономиче­ская добавленная стоимость (EVA), долл. США Средние выплаты на ОДНОГО работника, долл. США
Вес показателей (см. табл. 13), %
24% 15% 13% 38% 10%
  Захват рынка за счет умеренного акцента на качество и расходы на персонал 1 830 338 11,4   268 070  
II Акцент на прибыльность компании за счет ужесточе­ния затрат на персонал, эксплуатацию и маркетинг и, как следствие, соответству­ющее сокращение рыночной доли 2 081 354 10,5   260 248  
III Увеличение доли рынка за счет улучшения качества путем значительного увеличения расходов на мотивацию и соответству­ющего уменьшения прибыли 1 701 287 12,1   248 282  

Таблица 36 Результаты сценарного планирования целевых показателей для автосалона

Показатель Планируемые значения (4-й год работы)
Наименование Вес, % / вариант развития // вариант развития /// вариант развития
Количество проданных автомобилей, шт.        
Выручка на одного менеджера, долл. США   3 970 000 3 820 000 4 265 000
Маржинальная рентабельность продаж новых автомобилей, %   12,42 13,50 11,67
Доля отрицательных отзывов по обслуживанию, %        
Доля проданных подержанных автомобилей, %        

Таблица 37 Формулы для стандартизации значений показателей развития автодилерской компании [55]

Формула Специфика применения Пояснения
V - " Применяется для показате­лей, рост которых благопри­ятен для компании Х„ — стандартизированный результат показателя j для варианта развития /; а„ — значение показателя \ для варианта развития;; таха„ — максимальное значение показателя / из набора вариантов развития; mina„ — минимальное значение показателя/ из набора вариантов развития
1 max ан-
глах а„-*'" а Применяется для показате­лей, рост которых негативен для деятельности компании
х аа ~ minai/ Применяется для показате­лей с отрицательным значением
' maxatf-minrt(/

Н'1



жрепленный картой соответствующего набора показателей для дан-ювня управления; X. — стандартизированный результат показателя./ >ианта развития i.

им образом, согласно полученным расчетам руководство компании.) утвердить I вариант развития (табл. 38).

Таблица 38 Стандартизация значений показателей и выбор оптимальных целевых результатов деятельности автодилера

  Стандартизированные значения показателей для варианта развития Интеграль­ный показатель сбаланси­рованности Рейтинг варианта развития по показателю сбалансиро­ванности
IT III Прибыль компании (EBITDA), долл. США Рыноч­ная доля, % Качество обслужи­вания, % Экономическая добавленная стоимость (EVA), долл. США Средние выплаты на одного работника, долл. США
  Вес показателей (см. табл. 13), %
  24% ________, 15% 13% 38% 10%
  0,8794 0,9421 0,9794 1,0000 0,9124 0,9509416  
  1,0000 0,8678 0,9485 0,9708 0,8571 0,94809054  
  0,8174 1,0000 1,0000 0,9262 1,0000 0,92812436  

рбходимо отметить, что процесс планирования краткосрочных резуль-лентсльности компании-автодилера и ее центров ответственности осу-1ЛЯ0ТСЯ по аналогичному алгоритму. Однако следует учесть, что он мо-роводиться центрами ответственности самостоятельно и должен обес-№ТЬ urn юл нение утвержденных долгосрочных целевых показателей,)и и бюджетов автодилерского центра. Для этого в качестве критерия >а оптимального проекта развития используются показатели соответ-i I).i 1 косрочных планов стратегическим программам. > завершении мероприятий по планированию и соответствующей на-п' и пформационной системы управленческого учета на контроль ста­нсе утвержденные бюджеты, планы и программы деятельности авто­ра.

Организация контроля выполнения целевых показателей деятельности

ад постоянного контроля реализации стратегии на всех уровнях управ-н и предотвращения негативных отклонений фактических результатов Планированных осуществляется оперативный учет исполнения утверж-i.iх показателей, программ, планов и бюджетов с детальным анализом. днахо организация своевременного и полного управленческого учета иподпж'рских компаний связана с некоторыми трудностями. 0 ПОрВЫХ, процесс учета фактических данных в разрезе многоуровневой |i\iiii показателей, планов, программ и бюджетов, центров ответствен-п и услуг ДОСТвТОчпо трудоемок и сложен по объему операций, количе-нсполнителей, принимающих участие в разработке связанных с ироек договора управленческих решений.


Во-вторых, обычно возникает проблема с оперативностью получения детализированных данных. Поскольку в учетно-аналитические службы компании от подразделений поступают первичные документы по факту свершившейся операции, это снижает возможность влияния на значение показателя. При такой схеме контроль, как правило, осуществляется в сле­дующей последовательности. Сначала специалист, контролирующий ис­полнение бюджетов (бюджетный контролер), собирает, обрабатывает и анализирует информацию о фактических результатах финансово-хозяй­ственной деятельности, затем выявляет отклонения от плановых значений и анализирует их причины. Однако этот алгоритм проведения контроля нельзя назвать достаточным — он не дает возможности в полной мере управлять будущими результатами и соответственно принимать корректи­рующие решения. Так, невыполнение плана выручки от продажи автомо­билей может быть проанализировано после того, как причины недополу­ченных доходов выявлены, но что-либо предпринять в отношении состо­явшихся результатов уже нельзя. Поэтому требуются механизмы, позволяющие в любой момент оценить ход реализации стратегии и опера­тивно разработать и предпринять комплекс мер по достижению установ­ленных показателей.

В-третьих, большое количество времени и сил отнимает предварительная обработка первичных документов. Поступающие данные подлежат распре­делению по центрам ответственности, бюджетам, услугам и показателям. Например, переданный в финансово-экономический отдел акт выполнен­ных работ по поставке автомобилей, прежде чем будет отражен в системе учета, требует аналитической обработки: нужно распределить сумму транс­портных затрат по автомобилям, автосалонам, куда они доставлены, отнести их на соответствующие бюджеты, планы и показатели сроков и качества до­ставки. Если этого не делать, то возникнут трудности с оценкой и контролем эффективности работы подразделений в логистике, ценообразовании и про­дажах.

Решение указанных проблем возможно за счет жесткой регламентации и автоматизации процессов учета и контроля, самостоятельного первичного учета операций в разрезе требуемого анализа центрами ответственности и оценки прогнозного исполнения закрепленных за ними показателей.

Итак, чтобы процесс не отнимал у персонала много сил и времени на ха­отичный поиск, обработку, учет и передачу информации, его необходимо регламентировать. Именно установление порядка, вплоть до утверждения инструкций для каждого сотрудника, позволит снизить затраты сил и вре­мени компании на учет и привлечь для этого минимум персонала.

Центр ответственности должен учитывать фактические показатели само­стоятельно, отдельно по каждой закрепленной за ним операции. Такой по­рядок позволяет подразделению установить при исполнении каждой регла­ментированной операции постоянный контроль за ее результатом и опера­тивно и самостоятельно корректировать свои действия.

Предупредительный контроль выполнения планов должен осуще­ствляться не ТОЛЬКО по фактическим, но и по ожидаемым значениям показа­телей. Например, пня пеней бюджетного контроля при заключении хозяй­ственных договоров необходима предварительная оценка фактически попе-


;нных затрат по соответствующей статье бюджета, а также ожидаемого ее качения в случае подписания договора. При таком подходе к бюджетному энтролю по каждой статье бюджетов в любой момент времени прогнозиру-гся исполнение статьи на конечную дату отчетного периода на основе как поточенных договоров, так и проектов, находящихся на согласовании. То;ть контроль применяется к превышению не только фактических, но и рогнозируемых на конец бюджетного периода сумм.

Однако стоит отметить, что такая процедура контроля увеличивает сроки жлючения договоров и проведения работ. Поэтому при достаточно боль-юм документообороте добиться оперативности позволит автоматизация 1ета и контроля деятельности. При этом удобнее и предпочтительнее, гобы автоматизированные системы бюджетного контроля были основаны | принципах «семафора» (рис. 22).

В соответствии с принципом «семафора» предполагается настройка сис-;мы учета таким образом, что для каждого уровня управления (контроля);игнализируются» только те критические отклонения фактических или рогнозируемых значений показателей, которые критичны для него или ре-ШНИе по которым необходимо принимать вышестоящим центром ответ-Пенности. Это и значительно сокращает время согласования затрат, обеспечивает постоянный контроль за расходованием средств и выполне-псм установленных показателей.

('тоит отметить, что чем больше масштабы деятельности компании-авто-илера, чем больше бюджетной и учетной финансовой документации ис-ользуется финансовым контролером, тем важнее и критичнее становится Опрос разработки и внедрения соответствующих программных средств. Ав-;>ма i изация выполнения фактических и прогнозных расчетов в единой для Груктурных подразделений-исполнителей и финансовых контролеров ин-юрмационной среде может существенно снизить трудовые и временные и pa i Li i m контроль за фактическим исполнением планов и бюджетов авто-ИЛврсКОЙ компании.

9. Оценка фактических результатов

и анализ эффективности бизнес-процессов

ОСНОВНЫМ инструментом в управлении результатами деятельности явля-ini анализ отклонений между фактическими и запланированными дан-ммп. Однако прежде чем выявлять причины эффективной или, наоборот, вудовлетворительной работы автодилера, следует определить порядок под-нонки отчетности.

Порядок подготовки отчетности и проведение анализа эффективности результатов деятельности

Проводя комплексный анализ деятельности автодилера, менеджмент ОМПВНИИ должен ПОЛУЧИТЬ ответы на следующие вопросы, касающиеся ее аботы и отчетном периоде:

ВЫПОЛНе..... НИ vei.iiioiiiieiiin.ie пени аВТОДИДврСКОЙ компании;



i счет чего достигнуты полученные результаты: за счет неадекватных сниженных) планов работы или за счет более эффективной, чем плани-овалось, деятельности;

ели план выполнен, то какое из подразделений внесло наибольший клад в общий итог работы компании и каким образом его можно закре-ить в будущем;

вляется ли успех работы автодилера его реальным преимуществом или <е конкуренты за отчетный период преуспели больше; ели показатели не достигнуты, то какое подразделение повлияло на это i по каким причинам: недостаточно эффективная работа или же завы-иенные планы;

:аким образом увеличить эффективность работы и упрочить позиции на >ынке.

Очевидно, что ответы на эти и другие вопросы позволят принять соответ-Лрщее решение о размерах мотивации персонала компании и разрабо-> предложения по повышению эффективности работы подразделений. Объективный анализ можно провести только в том случае, когда анали-уемые данные являются достоверными, а отчетность, представленная анализа, — качественной.

От степени детализации отчетов зависят глубина анализа, точность его ультатов.

Обычно хаотичный сбор отчетных данных или изначально недостаточная >работанность форм отчетности приводят к ненужным затратам времени руда. Например, руководителю необходимы данные об эффективности юты одного из подразделений, а в распоряжении аналитических служб потси обобщенные показатели работы компании. Чтобы выполнить no­mine, потребуется выделить доходы и затраты по интересующему струк-икшу подразделению, прибегая к записям в регистрах учета, что, естест-пк), отнимает немало времени и сил. Проблема становится более катаст-|>ичпой, если в отчетном периоде учет данных не предполагал такого иппа. Тогда изучение эффективности потребует дополнительного иссле-МНИЯ и обработки всей первичной документации из архивов. Такой ана-i niiho затягивается на долгое время, либо заставит мобилизовать и от­ечь от производственных задач персонал, либо завершится некачествен-iM исполнением порученного задания.

I [оэтому, чтобы этого избежать, надо наладить структуру используемых я проведения анализа отчетов, определить и регламентировать основные •рмы предоставления фактических данных, определить сроки их обобще­на выверить с данными бухгалтерского, налогового и управленческого вта. Чем более децентрализована структура управления, чем больше тер-[ТОриально распределены центры ответственности (филиалы), тем важнее ВНОВИТСЯ вопрос определения и регламентации бюджетной отчетности. ()иределение периодичности и сроков предоставления отчетности в значи-льпой степени зависит от целей ее дальнейшего использования. Так, частности, в КОМПАНИИ могут быть предусмотрены ежедневная, ежемееяч-1Я, квартальная и годовая отчетность и проведение анализа (табл. У)). Ежемесячно формируемая отчетность может применяться для опенки до ижония основных рс lyjii.THTou и использоваться руководством для приня


Таблица 39 Определение периодичности составления отчетности в соответствии с целями ее использования и анализа

Периодичность составления отчетности Основные цели анализа отчетности Основные источники плановых данных Степень аналитики и детализации отчетов Сроки ПОДГОТОВКИ отчетности и анализа
Месячная Определение величины и структуры премиального фонда компании. Корректи­ровка планов и бюджетов Месячные планы и графики движения денежных средств, производства и т.д. Основные финансовые показатели в разрезе подразде­лений До 10 числа месяца, следующего за отчетным
Квартальная Анализ результатов финан­сово-хозяйственной деятель­ности с начала года нарастаю­щим итогом. Корректировка планов и бюджетов Квартальные и годовые планы структурных подразделений, графики движения денежных средств, производства и т.д. Основные финансовые и бюджетные показатели в разрезе подразде­лений, оказыва­емых услуг В сроки, предусмот­ренные для формирования и сдачи квартальной бухгалтерской отчетности
Годовая Анализ утвержденных годовых бюджетных показателей деятельности. Корректировка планов, бюджетов, программ и стратегии деятельности. Отчет перед собственниками компании Утвержденные годовые бюджеты компании, центров ответственности и т.д. Все утверж­денные финансо­вые показатели и бюджетные статьи в разрезе центров ответственности, функций, оказываемых услуг В течение 60 дней после завершения отчетного года

тия решений о размере премиального фонда по итогам работы отчетного месяца. Следовательно, отчетность должна предусматривать включение та­ких основных показателей, на основе анализа которых экономическими и кадровыми службами будут подготавливаться предложения руководству по величине и структуре премиального фонда.

Целью использования квартальной отчетности, как правило, является анализ фактически полученных результатов финансово-хозяйственной дея­тельности за период с начала бюджетного года нарастающим итогом. Необ­ходимость ежеквартальной подготовки отчетности обусловлена требовани­ями выверки значений основных показателей бюджетного и управленче­ского учета с данными бухгалтерской и налоговой отчетности, сроки формирования которой для предоставления в контролирующие органы как раз подразумевают закрытие квартальных периодов. Квартальная управлен­ческая отчетность и основные финансовые результаты сверяются с данными бухгалтерского учета в целях обеспечения соответствия и сопоставимости.

По результатам анализа квартальной отчетности также могут быть скор­ректированы меры по мотивации, например подготовлены предложения по пересмотру общей величины премий, выплаченных за три месяца квартала. Кроме того, исследование работы предприятия за более длительный период (от трех месяцев) уже позволит дать информацию для собственников компа­нии об эффективности реализации стратегии и работы менеджмента.

Годовая отчетность, а также результаты ее анализа могут использоваться ДЛЯ комплексной опенки полученных результатов, эффективности реализа­ции в отчетном тоду ДОЛГОСРОЧНЫХ и среднесрочных стратегий компании, управления продвижением автомобильной марки п ее обслуживанием. I'o

М


г отчеты, аналогично ежемесячным и квартальным, могут применяться ях мотивации персонала компании — выплаты по итогам года, расчета тигельного поощрительного вознаграждения.

1стема отчетности и анализа кроме установленных сроков, состава и вдичности выполняемых операций может дополнительно иметь стро-1ерархическую структуру. Как представлено на рис. 23, регламентиру-:бор и предоставление фактических данных с территориальных точек гж и обслуживания автомобилей, которые в свою очередь подотчетны i зональным подразделениям центрального аппарата управления авто­рской компании.

ри такой последовательности мероприятий и разделении сфер ответ­ное™ филиалы могут дополнительно представлять квартальные от-В функциональные подразделения для проведения анализа факторов и и i [ отклонений от плана по своим направлениям деятельности, юбы оценить работу подразделения, предоставляемая информация па давать возможность проанализировать отклонения в привязке к по­слам доходов и затрат центров ответственности. Распределение и ис-Шание затрат по направлениям деятельности и структурным единицам ЭДЯТ при помощи функционально-стоимостного анализа, с пользование отчетов о затратах и доходах по видам услуг или моделям юбилей облегчает расчет рентабельности их продаж и способствует вы-i ииболее предпочтительного размера процента вознаграждения менед-м, проведению корректировки цен, уточнению программ по оптимиза-дотрат или портфеля продвигаемых автобрендов, жременные методы финансово-экономического анализа, включая ори ы и и план-факт анализ, хорошо освещены в работах других авторов, цем они предполагают следующий алгоритм действий. Сначала выяв-М отклонения на основе данных управленческого учета и отчетности. л онепииается влияние выявленных дисбалансов на запланированный ii.iai — прибыль, выручку, себестоимость и т.д. После чего определя-Карактер отклонений (например, регулярное или случайное) и их при-1, которые могут быть как внутренними, так и связанными с непредви-ыми изменениями внешних условий. В заключение подготавливаются Иендации и возможные управленческие решения. Юбы оценить исполнение статей бюджета, сравниваются фактические пюиые данные. Расчет отклонений по доходным статьям осуществля-м(| формуле «факт — план», а по расходным статьям — «план — факт» 1.40).

ак ВИДНО из табл. 40, компания получила на 14072 долл. США меньше ыли, чем было запланировано. Чтобы определить влияние на это от­ите доходных и расходных статей, финансовый менеджер должен по-1ЙН0 проанализировать доходы и затраты компании в сравнении с за-ированными. В пашем примере такое снижение чистой прибыли обу-пено снижением выручки на 358,6 тыс. долл. США, в основном за счет шолпения плана продаж автомобилей на 3,2%, превышения стоимости ИОбилеЙ, выставленных на продажу, на 114360 долл. США от заплани-ННОГО уровня, ПОСКОЛЬКУ при целевой рентабельности валовой прибыли % ■ (15Ш 7-Hi I 1707746)/15884746) ОТ продажи автомобилей себе


Таблица 40 Анализ отклонений статей бюджета прибылей и убытков автодилерской компании

  План Факт Абсолютное отклонение, долл. США Относи­тельное отклонение, % Удельный вес факта, %
Статья в доходах в соот­ветству­ющих затратах
учка от продаж 17 779 058 17 420 436 -358 622 -2,02 100,00 -
зпмонтаж и балансировка 20 258 20 567   1,53 0,12 -
ктные работы (по страховым случаям) 181 383 210 548 29 165 16,08 1,21 -
юиные работы 99 946 101 254   1,31 0,58 -
лплоксная диагностика   75 412   1,72 0,43 -
чшл-схождение колес 37 288 35 214 -2074 -5,56 0,20 -
пмментноеТО 93 112 124 587 31 475 33,80 0,72 -
нлрные работы 302 461 348 745 46 284 15,30 2,00 -
ининка и ремонт электрооборудования 33 651 24 861 -8790 -26,12 0,14 -
ПК.! 43 263 47 524   9,85 0,27 -
масти для автомобилей 1 008 814 1 057 214 48 400 4,80 6,07 -
тмобили <-ХХХ» 15 884 746 15 374 510 -510 236 -3,21 88,26 -
пиарные переменные издержки 15 068162 14 842 459 -225 703 -1,50 85,20 100,00
имость материалов, запчастей, 1МЧ(1И1ЮЙ 14 559 045 14 282 355 -276 690 -1,90 81,99 96,23
юиные работы (по страховым случаям)   11 430   16,08 0,07 0,08
юнные работы       1,31 0,02 0,03
мшмонтное ТО 22 413 29 989   33,80 0,17 0,20
1ики (песплатная)       9,85 0,00 0,00
1ИКЛ       9,85 0,02 0,02
пчиоги для автомобилей 811 118 850 033 38 915 4,80 4,88 5,73
тмоПили «XXX» 13 707 746 13 382 562 -325 184 -2,37 76,82 90,16
нп.нии шрплата с начислениями 509 117 560 104 50 987 10,01 3,22 3,77
ЮМя (маржинальная) прибыль 2 710 896 2 577 977 -132 919 -4,90 14,80 -
лмпрныв производственные ноннныо издержки 1 450 501 1 380112 -70 389 -4,85 7,92 100,00
-ни.................. <сплуатация ТСЦ, связь 175 668 157 842 -17 826 -10,15 0,91 11,44
>v'.... ип, ирпдстиительские, мппдиропочиыо расходы и пр. 93 220 80 142 -13 078 -14,03 0,46 5,81
кп|iimiii,!, хизииственные принадлеж- i 11 у лу!И 1 mi... них организаций 152 542 125 213 -27 329 -17,92 0,72 9,07
и -иды им м.1|пиниш, рекламу и PR 75 335 92 041 16 706 22,18 0,53 6,67
....... дм ни персонал с начислениями 953 736 924 874 -28 862 -3,03 5,31 67,01
м1мл|...... о шщроизводствениые пнппп.ш издержки 833 698 789 683 ^t4 015 -5,28 4,53 100,00
IIH il ИМ ПМуШ' 'I' 1111 166 693 140 321 -26 372 -15,82 0,81 17,77
ЛОрТИ мини 447 500 430 242 -17 258 -3,86 2,47 54,48
>1>||<1|п|,| по кредитам 219 505 219 120 -385 -0,18 1,26 27,75
inn (н)Олшпомпя прибыль 426 697 408 182 -18 515 -4,34 2,34 2,40
not нп прибыль 102 407 97 964 -4444 -4,34 0,56 0,58
с inn при........ 11. 324 290 310 218 -14 072 -4,34 1,78 1,82
I»mi>4iii> «пли до изгний, процентов и ■ 1...| 1.мurn </ Н11ПЛ) 1 093 702 1 057 544 -36 158 -3,31 6,07 -

оимость проданных автомашин должна была составить 13268202 долл. I ИД (15 374510-(153745 К) х 13,7%)), а фактически при более низких объ-1лх реализации составила 13382562долл. США.

Невзирая па сокращение чистой прибыли и невыполнение требуемой (НТйбвЛЬНОСТИ ВаЛОВОЙ прибыли предприятия (14,8% вместо 15,2%) плаио-

1и уровень рентабельности по чистой прибыли в целом по компании был (стигнут (1,896), Kai но видно из отчета, благодаря сокращению штрат па


персонал, обучение, техническую эксплуатацию и представительские рас­ходы (см. табл. 40).

Проведение более детального анализа, например, с целью узнать, почему себестоимость реализованных автомобилей выросла и где находятся резервы сокращения затрат, возможно на основе данных процессного учета и ин­струментов функционально-стоимостного анализа.

Выявление проблемных зон в деятельности компании на основе анализа данных процессного планирования и учета

Для анализа деятельности отдельных процессов автобизнеса (обслужива­ние клиентов, продажа автомобилей, закупка и поставка автотранспортных средств, реализация маркетинговых мероприятий и т.д.) применяются ме­тоды функционально-стоимостного и ABC-анализа {Activity Based Costing — учет затрат по процессам).

Их использование в управлении затратами требует от компании внедре­ния механизма функционального менеджмента, включающего в себя ин­струменты, позволяющие выделять основные виды деятельности компании, распределять по ним издержки и определять факторы, влияющие на них.

При традиционном представлении отчетов деятельность анализируется по типам расходов, понесенным по видам ресурсного обеспечения либо каждым центром ответственности. В функциональном менеджменте рас­ходы дополнительно анализируются по процессам, что позволяет менедже­рам получать информацию о том, почему возникают те или иные затраты и какова отдача от них (табл. 41).

Анализ данных, приведенных в табл. 41, показывает, что функциональ­ный подход предоставляет более значимую информацию. Он обеспечивает большую наглядность расходов и может стать мотивацией для действий ме­неджеров, на которые традиционный анализ особого внимания не обращает. Например, почему на приемку автомобилей в ремонт тратится 1205 долл. США? Подобная информация, а также ее подробная оценка очень важны с точки зрения управления рентабельностью.

Еще одной отличительной характеристикой процессного представления затрат является то, что в них часто дается информация по видам деятель­ности, которые не ограничены рамками одного подразделения, а имеют «сквозной» характер. Для управления автодилерским бизнесом такая ин­формация представляет огромную ценность. Ведь задачи выполнения зака­зов клиентов решают многие подразделения автодилерского центра: диспет­черская, служба логистики, участки слесарных и жестяных работ, финансо­вые службы. В этом случае невозможно определить ответственного за увеличение стоимости услуг или, наоборот, рентабельности, не локализовав объективно затраты.

Ведение управленческого учета по каждому процессу позволяет с наи­меньшими трудозатратами провести факторный анализ и оценить вклад каждого исполнителя в реализацию стратегии, а также выявить проблемные бизнес-процессы и отдельные операции, подлежащие последующей опти­мизации.

Для иллюстрации допустим, что в отчетном периоде поданным общего финансового анализа произошло увеличение рентабельности пропаж знка


Таблица 41 Различие подходов к структуризации затрат, долл. США в год

Традиционное представление затрат Процессное представление затрат
тная плата 17 304 Приемка автомобиля  
ы на телекоммуникацию   Формирование заказа-наряда  
оэнергия   Проведение ремонтно-сервисных работ 14 280
1зация оборудования   Контроль качества выполненных работ  
1алы и канцтовары   Закрытие заказа-наряда и проведение расчетов  
  22 803 ВСЕГО 22 803

| проведение регламентного технического обслуживания автомобилей. ого чтобы определить причины и факторы успеха, воспользуемся АВС- гчом бизнес-процесса «Проведение регламентного ТО», используя ре­нты процессного планирования и учета затрат и продолжительность лнсния операций (рис. 24).

результате процессного представления финансовых и временных пока-
ей и проведения предварительного анализа (табл. 42) видно, что в рас-
ia один заказ-наряд за отчетный период была достигнута экономия за-
по следующим операциям: формирование и закрытие заказа-наряда,
(дение сервисных работ. При этом по остальным операциям бизнес-
всоа наблюдается негативное отклонение — фактические расходы пре­
ли запланированные. Однако благодаря существенному снижению за-
пл проведение ремонтно-сервисных работ эффективность процесса в
vi им росла на 2%, достигнув экономии 0,41 долл. США на один автомо-
, 11 p и и и мая во внимание, что за период количество заказов на выполне-
Жбот по ТО составило 1245, а общая экономия — 510,45 долл. США,
и «I.. ость данной услуги увеличилась на 2%.

Таблица 42 Вертикальный план-факт анализ бизнес-процесса «Проведение регламентного ТО»

  Центр ответственности План Факт Отклонение
II ПИ ll/IOIIOCC/ операция Долл. США Уд-вес, % Долл. США Уд-вес, % % Долл. США
омни ашомобиля ОСО, мастер-приемщик 0,44 2 0,48 2~Л   0,04
1Мирование ........ [М1ДЛ Диспетчерская, специалист — оформитель заказа-нарядов 0,42   0,40     0,02
пищание ремонт-шисных работ ОСО, слесарь 17,90   17,00     0,90
i|i...... мпосша пленных работ ОСО, инженер по техничес­кому контролю 1,22   1,44     0,22
рытиезаказа- ,п и пм> шипение Диспетчерская, специалист — оформитель заказа-нарядов 0,42   0,33     0,09
июдонио расчетом ИНОМ 1.1 1НВНИЫП palloiu ФЭО, бухгалтер-кассир 0,94   1,22     0,28
Н.Д.1Ч.1 1Ш10МО <ли«шу ОСО, Mill Ш|> ПрИОМЩИК 0,44   <>,'.•)     0,0В
  21,78   21,37 11)0   0,41

Лежду тем анализ продолжительности выполнения операций (см.

24), проведенный одновременно с анализом расходов, показывает, что

некоторых мероприятий рост затрат компенсировался сокращением I них сроков реализации операций: контроль качества выполненных ра-(на 2 мин), проведение расчетов с клиентом (на 2 мин), открытие заказа-ида (на 1 мин). Это повлияло на продолжительность оказания услуги енту (сокращение со 145 до 140 мин), а следовательно, на уровень сер-i и качество обслуживания и увеличение производительности работы от-1 сервисного обслуживания автодилера.)чевидно, что анализ всех без исключения процессов автодилера — слож-

и длительная процедура. Поэтому глубину анализа и соответственно его 1оемкость рекомендуется снижать, расставляя приоритеты контроля и на бизнес-процессах, которые:

) являются наиболее затрато- или доходоемкими в деятельности авто-ера. Например, прежде всего по известному правилу Парето следует ана-ировать 20% процессов автодилера, обеспечивающих 80% доходов или >ат компании (продажа автомобилей, сервисное обслуживание, логис-а, техническая эксплуатация объектов недвижимости автоцентра);!) несут в себе стратегически важные функции для выживания (сниже-

угроз и уменьшение слабых сторон) или реализации конкурентных пре-лцеств (реализации сильных сторон и возможностей) автодилера на 1ке. Например, экономическая безопасность в случае усиления агрессив-0 поведения конкурентов;

1) формируют ценность услуги с точки зрения потребительских пред-ГвНИЙ клиентов автодилера. Например, если клиентам важно, чтобы ав-рбиль после ремонта был доставлен в необходимое им место.

Применение функционально-стоимостного анализа

Им оценки работы центров ответственности компании

) гсутствие данных функционального учета организации не дает возмож-ТИ увидеть расходы по видам деятельности и оценить эффективность ра-м отдельно взятого структурного подразделения.

1ТОЙ I (елью рассмотрим более подробно, каким образом могут быть ис-ЬЭОВаны результаты функционального распределения затрат по центрам ■ к мим 11 юсти для оптимизации его работы. На рис. 25 представлена орга-пциоино-функциональная структура отдела сервисного обслуживания шобилей, включающая в себя начальника отдела и три подразделения, аду которыми распределены две основные группы функций — обеспече­ние жедения технического обслуживания и ремонта автомобилей и обес-СНИе функционирования отдела.

Гак, с точки зрения разделения видо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: