Слесарный цех |
Жестяно-иалярный цех |
X |
Автомойка
Мастер - 3 чел. Слесарь- 12 чел. Диагност - 2 чел. Электрик -1 чел. |
Мастер - 2 чел. Жестянщик - 6 чел. Маляр - 4 чел. Арматурщик - 4 чел. |
Старший мойщик - 1 чел.
| Мойщик - 4 чел.
Рис. 25. Организационно-функциональная структура отдела сервисного обслуживания
Таблица 43 Определение относительной значимости функций первого уровня
Критерии значимости функций первого уровня (л1т) | / | 1 | 2X | рабе im | V рабе | ротн im | |
F, | Fz | ||||||
Заинтересованность клиентов в реализации функций (h\) | *1 | :.■■ | 1,5 | 2,50 | 4,75 | 7,50 | 0,63 |
F2 | 0,5 | • | 1,50 | 2,75 | 0,37 | ||
Наличие работников без высшего образования (л12) | *1 | 1.0 | 1,5 | 2,50 | 4,75 | 7,50 | 0,63 |
F2 | 0,5 | 1.0 | 1,50 | 2,75 | 0,37 | ||
Необходимость информационного обеспечения деятельности СУ | F, | 1,0 | 2,00 | 4,00 | 8,00 | 0,50 | |
F2 | 1,0 | 1,0 | 2,00 | 4,00 | 0,50 | ||
Наличие новых идей и новаций на рабочем месте (л14) | F, | 1.0 | 1 5 | 2,50 | 4,75 | 7,50 | 0,63 |
F2 | 0,5 | ■' | 1,50 | 2,75 | 0,37 | ||
Взаимодействие с другими службами и отделами (л15) | F, | С | 0,5 | 1,50 | 2,75 | 7,50 | 0,37 |
F2 | 1,5 | 1,0 | 2,50 | 4,75 | 0,63 |
мости. Для этих целей формируется матрица, в которой превосходство одной функции перед другой задается оценочным критерием [108]. В нашем случае оценочными критериями для функций первого уровня (hlm) являются: заинтересованность клиентов в реализации функций, наличие работников без высшего образования, необходимость информационного обеспечения деятельности, взаимодействие с другими службами и отделами компании, наличие новых идей и инноваций на рабочем месте.
В первую очередь по каждой строке на пересечении рассматриваемых функций указывается 1,5, если Fi более значима, чем F., с точки зрения соответствующего оценочного критерия, и 0,5 — если менее значима. Значение 1 проставляется при равной значимости функций, а также на пересечениях, при которых /=./'.
На основе установленной значимости рассчитываются показатели абсолютного С/ш"* и относительного (/,,',"") приоритете вариантов дру] перед
ДРУГОМ ПО ра< I м.прпилемому критерию (/;[(/) по формул.im
а6с = V \а"} х У атЛ и Ротн - im
ZJ^D Х ЬаЧ \ И rim - V „абс.
*.m Zjrim
Ц — значение преимущества г-го варианта перед у'-м по критерию /г1; — суммау'-х оценок значимости г'-ro варианта по критерию /г1. налогично вышеприведенному порядку определения приоритетов от-тельной значимости функций первого уровня определяются абсолютен60) и относительные (i>°™) приоритеты значимости для критериев нения функций первого уровня (табл. 44).
Таблица 45 Определение относительной значимости подфункций функции F1
Критерий значимости функций второго уровни первой группы (ftjj1) | / | /' | 1,4 | рабе | iPt | ротн | |
F„ | Fn | ||||||
Срочность выполнения работ (ft21) | F,1 | ряи | 1,5 | 2,50 | 4,75 | 7,50 | 0,63 |
F12 | 0,5 | 1,50 | 2,75 | 0,37 | |||
Необходимость взаимодействия с несколькими участками работ (ft21) | Fn | ■ | °^ | 1,50 | 2,75 | 7,50 | 0,37 |
К | 1,5 | 2,50 | 4,75 | 0,63 | |||
Наличие специалистов с высшим образованием (h|1) | *11 | iji "■: i,5, | 2,50 | 4,75 | 7,50 | 0,63 | |
F,2 | 0,5 | 1,50 | 2,75 | 0,37 |
Таблица 44 Расчет приоритетов критериев сравнения функций первого уровня
У | 2Л | р абс 'hm | V рабе | p отн *ftm | ||||
"1 | "р | »з | "J | А* | ||||
1,0 | 1,5 | 1,0 | 1,0 | 1,5 | 6,0 | 29,3 | 118,5 | 0,247 |
0,5 | 1,0 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 3,0 | 14,0 | 0,118 | |
1,0 | 1,5 | 1,6 | 1,5 | , 1,0 | 6,0 | 28,8 | 0,243 | |
1,0 | 1,5 | 0,5 | 1,0 | 0,5 | 4,5 | 20,8 | 0,175 | |
0,5 | 1,5 | 1,0 | 1,5 | V.) | 5,5 | 25,8 | 0,217 |
Таблица 46 Расчет приоритетов критериев сравнения подфункций функции F1
; | У | х% | рабе | V рабе Zu^nk | ротн | ||
h« | _*£_ | "Г | |||||
Срочность выполнения работ (л21) | . :^,h | 1,0 | 3,5 | 10,0 | 25,5 | 0,392 | |
Необходимость взаимодействия с несколькими участками работ (ft|1) | 0,5 | 0,5 | 2,0 | 5,5 | 0,216 | ||
Наличие специалистов с высшим образованием (ft21) | 1,0 | 3,5 | 10,0 | 0,392 |
Таблица 47 Определение относительной значимости подфункций функции F2
Ionic этого на основе произведенных расчетов определяются коэффи-iti.i комплексного приоритета или относительной важности функции ОГО уровня (Qw) по следующей формуле:
_ V ротн ротн И - Zj rim л rhm ■
рассматриваемом нами примере коэффициенты относительной важ-и функций QFi и QFi соответственно равны 0,5430 и 0,4570. Аналогич-Образом определяется значимость подфункций первой (табл. 45, 46) грой (табл. 47, 48) групп. При этом для оценки значимости производит. IX подфункций первой группы использовались такие критерии |ки, как срочность выполнения работ, необходимость взаимодействия с ОЛЬКИми участками работ, а также наличие специалистов с высшим обманном. То есть второй и третий критерии оценки подфункций совпа-i б критериями оценки соответствующей им функции первого уровня. |М оценки значимости четырех управленческих подфункций второй
... использовались только два критерия — обеспечение доходности от-
Оервисного обслуживания и обеспечение качества оказываемых услуг. Ionic оценки подфункций и определения соответствующих приорите-фптсрисв сравнения для функций второго уровня рассчитываются ко-ициепты относительной значимости G|. аналогично вышеприведенному iiv показателя Qr.
,алсе рассчитынастся относительная важность g-й подфункции в Юй труппе функций первого уровня (Я*,) как произведение показателя ЮИТвЛЬНОЙ значимоетп рассматриваемой подфункции (Q,,) и показателя
[ОСТИ соотистстиу... | ii функции вышестоящею уровня (QtA no сш-ду
и формуле!
'Я О v ОН
Критерий значимости функций второго уровня второй группы (ft22) | / | / | И | рабе in | X*t6c | ротн in | |||
F, | F22 | ^23 | F2* | ||||||
Обеспечение доходности отдела сервисного обслуживания (ft22) | F* | 1,5 | 0,5 | 60,5 | 0,2479 | ||||
F22 | 0,5 | 0,5 | 1,5 | 3,5 | 12,75 | 0,2107 | |||
^23 | 1,5 | 1,5 | 1 ■ | 1,5 | 5,5 | 21,25 | 0,3512 | ||
F2A | 0,5 | 0,5 | i | 11,5 | 0,1901 | ||||
Обеспечение качества оказываемых услуг (ft22) | *=21 | I | 1,5 | 4,5 | 17,25 | 60,5 | 0,2851 | ||
F22 | 0,5 | 1,5 | 14,75 | 0,2438 | |||||
*23 | 1,5 | ■: | 1,5 | 19,25 | 0,3182 | ||||
F24 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2,5 | 9,25 | 0,1529 |
Таблица 48 Расчет приоритетов критериев сравнения подфункций функции F2
1 | / | 1% | рабе rhn | IP^ | ротн rhn | |
ft,22 | ft 22 "2 | |||||
Обеспечение доходности отдела сервисного обслуживания (ft22) | 1 0 | 1,5 | 2,5 | 4,75 | 7,5 | 0,63333 |
Обеспечение качества оказываемых услуг (ft|2) | 0,5 | : | 1,5 | 2,75 | 0,36667 |
Таблица 49 Определение показателей относительной значимости и важности подфункций отдела сервисного обслуживания автодилера
Показатели относительной значимости и важности функций второго уровня | Функции первой группы | Функции второй группы | ||||
F» | L F,2 | F* | F22 | '23 | ^24 | |
Относительная значимость подфункций (Qj?() | 0,5758 1 | 0,4242 | 0,2616 | 0,2229 | 0,3391 | 0,1764 |
ОП1см:и м411.11.1.1 и.1 ■!■................... подфункций (Н1/) | о,:и;>/ | ().:■: и i:i | 0.1 |ч*, | 0,10111 | O.I',',0 | о шин; |
ПЦ
После расчета показателей значимости и относительной важности для :сх рассматриваемых функций осуществляется построение совмещенной уикционально-стоимостной модели отдела (табл. 50), в которой показали сопоставляются с расходами, распределенными по центрам ответствен-ости, и функциями.
Таблица 50 Совмещенная функционально-стоимостная модель отдела сервисного обслуживания
Исполнитель | Затраты на персонал за отчетный период, долл. США | Вклад в выполнение функции | |||||
F | F | ||||||
F» | F12 | Р*| | F22 | ^23 | ^24 | ||
1пчнльник отдела | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | |||
1нстер слесарного цеха | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,1 | |||
Слесарь | 0,4 | 0,6 | |||||
Диягност | 0,2 | 0,8 | |||||
Электрик | 0,8 | 0,2 | |||||
1нстер жестнно-малярного цеха | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 0,1 | |||
Мшшр | |||||||
Л||мшурщик | |||||||
■К* 1ИМЩИК | |||||||
Сшрший мойщик | 0,4 | 0,2 | 0,3 | 0,1 | |||
Мойщик | |||||||
1|н1ЧИ(| расхид!.! | 20 000 | 0,31 | 0,51 | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,06 |
1того расходы, долл. США | 58 960 | 26 328 | 0,0391 | ||||
ITHOI ин1|м,иые затраты на Ьункцию | 0,4465 | 0,3082 | 0,0732 | 0,0759 | 0,0631 | ||
..... и;и i ильная важность функции | 0,3127 | 0 1018 | 0 1 'i'iO | ||||
[(пи ||>уикций первого уровня (1 | |||||||
ii in и июпьныв затраты на руннцию | 0,7 | ||||||
Относительная важность функции |
It нашем примере распределение затрат производилось на основе про-k'i in roro соотношения трудочасов, затрачиваемых на выполнение работником отдела своих функций. Основой для распределения времени могут также мужн|i. регламенты, в которых определены и структурированы мероприятия, а также проведены хронометрический замер и фотографии рабочего щи, позволяющие распределить рабочее время сотрудников.
После структуризации трудового времени производится непосредственное распределение финансовых затрат между функциями в разрезе центров Штрат отдела.
Для удобства анализа относительных затрат и относительной важности для каждой функции ОНИ графически отражаются на так называемых функ-ЦИОНВЛЬНО-СТОИмбоТНЫХ диаграммах (рис. 26). Превышение относительных издержек на функцию пал ее важностью свидетельствует о дисбалансе и необходимости анализа мтрат поданной компетенции. Как видно ИЗ Пред ставленных диаграмм, алн рассматриваемого отдела имев! место несоответ
0,50 |
0,80
Зона • дисбаланса
II 0,30 2| 0,20+i SS о,ю Н, о. 0,00 |
V Зона ■" дисбаланса |
II 0,40
Л |
Г |
со |
ги |
|1 0.- со 0,00
Относительные затраты на функцию |
Щ Относительная важность функции
Рис. 26. Функционально-стоимостные диаграммы для функций первого (а) и второго (б) уровней
ствие между значимостью и затратами на осуществление производственной функции первого уровня, обусловленное в свою очередь несоответствием по функции Fn — «Техническое обслуживание автомобилей».
Основной причиной такой диспропорции является завышенная численность работников соответствующего центра ответственности — слесарного цеха. С другой стороны, анализ продемонстрировал несоответствие уровня вознаграждения персонала за выполняемую работы. Этот факт указывает на необходимость повышения эффективности сервисного обслуживания автомобилей за счет сокращения либо численности слесарного цеха, либо расходов на персонал.
При анализе дисбалансов полезно применять шкалу для первичного суждения о текущей эффективности анализируемого вида деятельности [41]:
1) высокоэффективные процессы с очень небольшими (менее 5%) возможностями для улучшений;
2) достаточно эффективные процессы — 5-15% возможностей для улучшения;
3) эффективность средней степени с возможностями улучшений от 15
до 25%;
4) неэффективные с огромными возможностями для улучшений (25-
50%);
5) очень неэффективные и скорее всего вообще нецелесообразные для
модернизации, но с возможностями для улучшения в 50-100%.
Таким образом, разделяя затраты на виды деятельности и классифицируя их по указанным выше пяти категориям, можно выделить приоритетные направления по снижению расходов. Это может быть сделано, с одной стороны, путем планирования изменений (см. п. 11 настоящей главы), когда либо отказываются от некоторых видов деятельности, либо выполняют их более эффективно с меньшими расходами, с другой — за счет перепроектирования их таким образом, чтобы добиться иной структуры затрат и реализации мероприятий.
Повышение экономической эффективности дилерского предприятия при управлении затратами, несомненно, сказывается на результатах лея тельности компании, которые выражаются в росте прибыли и стоимости компании, достаточности ее финансовых средств. Однако существует грань разумного снижения затрат, игнорирование которой в стратегической перс пектине приведет к ухудшению финансовых показателей. Снижение каче ства услуг, вызванное необоснованным сокращением расходов, будет ив
10/
пяться тому причиной. Поэтому для комплексного подхода к управлению результатами деятельности оценка и управление качеством обслуживания клиентов должны играть не меньшую роль. Для этих целей рассмотрим особенности управления качеством процессов и соответствующие методы их улучшения.
10. Улучшение качества клиентоориентированных процессов автобизнеса
С точки зрения стратегического управления конкурентоспособностью автодилерской компании одной из важнейших составляющих в ее деятельности является качество обслуживания клиентов при продаже автотранспортных средств и их сервисном обслуживании. Вследствие этого качество применительно к автобизнесу можно охарактеризовать как совокупность свойств и характеристик оказываемых услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности клиентов.
Чтобы успешно соперничать в конкурентных условиях на автомобиль-пом рынке, компаниям необходимо становиться более ориентированными на потребителя и удовлетворение потребностей своих целевых клиентов. При большом разнообразии продавцов различных марок автомобилей и компаний по их ремонту и обслуживанию клиенты требуют все более высокого уровня сервиса по параметрам качества, надежности, своевременности предоставления и разнообразия услуг. В связи с этим качество становится одним из ключевых конкурентных преимуществ компании. Для организаций даже возник и в настоящее время активно развивается менеджмент качества Hi основе концепции TQM (total quality management — всеобщий менеджмент Качества), когда построение и управление всеми бизнес-функциями компании направлены на обеспечение постоянного повышения потребительских CBI»ЙСТВ оказываемых услуг.
В рамках этой концепции и международных стандартов ISO 9000 были выделены основные составляющие менеджмента качества, которыми применительно к системе управления результатами автодилера являются: качении,) управления компанией; реализации бизнес-процессов выполняемых работ и оказываемых услуг, используемых для удовлетворения запросов клиента. Так, достижение требуемых потребительских характеристик ремонтных ра-брт автомобилей в первую очередь обусловлено обеспечением высокого организационно-технического уровня производственных процессов сервисною центра. Требования к качеству определяют клиенты автоцентра. Для них целей должны быть задействованы все соответствующие инструменты Маркетинговых исследований и анализа. Например, используя методы анкетирования и опросов посетителей торгово-сервисных центров дилера, можно определить ключевые требования к порядку, форме и скорости оказания услуг.
Кроме показателей измерения качества, относящихся к потребительской
перспективе, достаточное внимание уделяется ценностным атрибутам, ха
рактеристикам услуг, Предлагаемые ценности, ключевая м;егщиядля
понимания факторов, влияющих на степень потребительского удовлетворения и удержания клиентов. Эти атрибуты обычно разделяют на три категории: 1) характеристики автомобиля или услуги; 2) взаимотношение с клиентами и 3) имидж и репутация.
Если компания стремится повысить степень удовлетворения клиентов за счет более оперативного реагирования на их запросы, обеспечения своевременного обслуживания и снижения времени на разработку и запуск новых услуг на автомобильном рынке, то внимание акцентируется на временных параметрах бизнес-процессов. К ним, например, относятся быстрота реакции на заказ или время обслуживания клиента. Эти показатели широко применяются для повышения лояльности и удовлетворенности клиентов.
Необходимо также помнить, что требования к качеству предъявляются и со стороны автопроизводителя, который напрямую или через регионального дистрибьютора устанавливает и контролирует нормативы по срокам и объемам выполняемых работ, гарантийному обслуживанию, соблюдению единых корпоративных маркетинговых стандартов и даже комфортабельности и расположению торгово-сервисных центров.
С учетом изложенного рассмотрим на примере некоторые механизмы оценки и управления качеством, которые могут быть использованы в автодилерском бизнесе.
Основными целями мониторинга удовлетворенности клиентов торгово-сервисных центров являются выявление и оценка степени соответствия клиентским ожиданиям способов оказания услуг. Для этого обычно рассматриваются важные для потребителя моменты взаимоотношений с дилерским центром: реагирование менеджеров на просьбы посетителя, компетенция продавцов автосалона и мастеров автосервиса, комфортность пребывания в салоне, внимание и отзывчивость персонала, ассортимент и технологии предоставления услуг.
Измерение степени удовлетворения клиентов, как правило, включает использование маркетинговых обзоров, а также результатов анкет клиентов. Степень потребительского удовлетворения может быть также измерена косвенным путем на основании изучения писем с заявками, жалобами, предложениями, поступающих от клиентов.
В табл. 51 приведен пример результатов анкетирования физических лиц, которые приобрели автомашину у автодилера и заполнили анкеты, выезжая из автоцентра на новом автомобиле. Целью такого опроса являлось опреде-
Таблица 51 Результаты опроса клиентов автодилерского центра (фрагмент)
№ | Варианты ответов | Средний балл (от 0 до 10) | Степень удовлетворенности клиентов, % (стр. 4110 х 100%) |
1. Вопрос: Оцените, пожалуйста, уровень обслуживания по следующим направлениям работы дилерского центра: | |||
1.1 | Демонстрация автомобилей и консультирование, помощь при выборе модели автомобиля | 8,3 | |
1.2 | Оформление договора купли-продажи автомобиля | 9,2 | |
1.3 | Страхование автомобиля | 6,4 | |
I Л | Оформление кродита на приобретение автомобиля | 7,1 | |
I!) | Скорость обсмужииинин клиента | '..и | Ml |
I 1. | 1 ||>|>с:онмлы1ЫИ подход к кииишу | *1 | Ml |
ие удовлетворенности клиентов уровнем обслуживания при продаже и ■фмлении в собственность автотранспортного средства. Сопоставляя по щой характеристике полученные утвердительные ответы с максимально можной суммой баллов (интегральная балльная оценка), можно судить о, довольны ли остались покупатели сотрудничеством с дилерским цент- I.
Гак, например, результаты ответов на первый вопрос позволили выявить, степень удовлетворенности на 30% ниже потенциально возможной по им ключевым для автодилера услугам, как страхование автомобиля и рость обслуживания. Таким образом выявляются и оцениваются теку-| потребности и направления улучшения качества обслуживания. 1,ля ускорения процесса сбора и обработки полученной информации при етировании клиентов можно использовать электронные сенсорные па-и (тач-скрины), которые устанавливаются в автосалонах и на сервисных щиях автодилера. Это существенно увеличивает скорость реакции межмента компании на требования и отзывы клиентов, качество предоставляемых компанией услуг может быть проанализиро-| на основе использования и оценки показателей, характеризующих ло-ЮСТЬ клиентов. Для этих целей исследуется продолжительность сотруд-IOTB8 компании с клиентом. В процессе такого аудита клиентская база жируется по клиентским группам, сформированным по общим призна-: объему продаж, маркам или моделям автомобилей и т.д. Для каждой mii.i определяется количество потерянных, или «спящих», клиентов, М чего фиксируются причины и факторы, побудившие их отказаться от ГТ компании. Не секрет, что у каждого сегмента покупателей свои требо-1Я к качеству. Это справедливо даже для приверженцев одной марки — (0ЛЬЦЫ бюджетных моделей обычно не претендуют на уровень обслужи-1я, который предоставляется для клиентов дорогих машин. Вследствие О они менее чувствительны к отсутствию бесплатной чашки кофе при рмлепии заказа или дополнительного пакета бесплатного ТО в качестве ||>к;|. Поэтому, используя базы данных взаимоотношений с клиентами, ПО на их основе оценить эластичность клиентских групп к изменениям трон качества услуг. В свою очередь это позволит расставить приори-i мероприятий по удержанию клиентов.
tpyi им фактором качества обслуживания является отсутствие претензий тропы автовладельца при эксплуатации автомобиля. Это значит, что >гы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортного сред-
должны выполняться автосервисом на должном организационном и к-. Непрофессиональный ремонт или сервис связан с дополнитель-м затратами на переделку и устранение неисправности. Низкокачест-п,к- работы могут обернуться для автоцентра недовольством клиентов, реп имиджа, а иногда и судебными тяжбами.,пя оценки качества выполненных работ по техническому обслужива-
антомобилей рекомендуется проводить анализ данных по количеству Д8ЛОК, браку, ПОВТОРНОМУ обращению клиентов в сервисный центр по анению одной п той же поломки.
гобы выявить и проанализировать истинные причины неудовлетворен
и, используют методики исследования причинно следстве........................ я связей,
Проблемы, связанные^ ^ Отсутствие с комфортностью пребывания дополнительных услуг клиентов в ТСЦ автодилера |
Нехватка услуг по комиссионной продаже автомобилей с пробегом |
Отсутствие услуг по лизингу и продаже с обратным выкупом новых автомобилей |
Высокая степень износа оборудования ремонтной зоны |
Низкая производительность ________ оборудования ________ Отсутствие высокоточной диагностической линии |
Проблемы с материально- технической оснащенностью Проблемы с уровнем автодилера профессионализма персонала |
На рис. 27 приведен пример использования диаграммы Ишикавы для поиска причин неудовлетворенности клиентов автодилерской компании. Такая диаграмма в виде «рыбы» составляется экспертами, как правило, с помощью мозгового штурма следующим образом. Справа, у основания «хребта», записывается подлежащая рассмотрению проблема качества. Дальше на ответвлениях диаграммы, ее «ребрах», выделяются основные группы причин, а еще дальше — сами причины, вызывающие исследуемые проблемы качества.
Рис. 27. Определение причин неудовлетворенности клиентов автоцентра
В рассматриваемом нами примере основные причины неудовлетворенности потребителей качеством услуг разделены на две части — обусловленные организацией бизнес-процессов компании (в нижней части диаграммы) и характеристиками качества услуг (в верхней части диаграммы). На основе проведенной дальнейшей структуризации причины низкого качества были разделены на группы, вызванные состоянием и степенью оснащенности материально-технической базы, комплексностью услуг, профессионализмом персонала, комфортностью пребывания посетителей в помещении автоцентра. По данным опросов клиентов или обработки заявок и предложений внутри каждой из групп определяются непосредственные причины. После этого выделяются ключевые с точки зрения качества характеристики, которые должны быть усовершенствованы в результате мероприятий по повышению качества. Они устанавливаются для соответствующих центров ответственности автодилера в качестве целевых показателей.
В связи с изложенным можно выделить следующие составляющие качества бизнес-процессов и услуг автодилера, на которые следует прежде всего обращать внимание: • уровень Материально технической оснащенности. Характеризуется нали
чием энер1шффсктииных и ресурсосберегающих технологий, иысоко-
Состояние материально-технической базы |
^нелогичного производственного оборудования (покрасочных камер, агностического оборудования), систем автоматизированного управ-1ия выполнением заказов и т.д.;
тень квалификации и профессионализма персонала. Характеризуется стротой реакции менеджеров на обращения клиентов, компетент-втью и убедительностью решения проблем потребителей, профессио-низмом выполняемых профилактических и ремонтных работ, соблю-1ием установленных автопроизводителем стандартов обслуживания омобилей, умением найти подход к каждому клиенту и оставить его вольным и готовым еще раз воспользоваться услугами автоцентра; тень комфортности. В него включается комплекс свойств торгово-сер-ВНОГО центра, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами центов, архитектурным решением зданий и сооружений, планировкой мсщений, наличием комнат отдыха и ожидания для клиентов, добро-лательностью персонала и комфортностью пребывания; мснь комплексности обслуживания, предполагающий гармоничную пку востребованных клиентами услуг в одном месте, под одной кры-й, что создает во многом удобство и располагает к дополнительным нам ради экономии собственного времени (например, оформление в >(|ценность и постановка на регистрационный учет транспортного ЩСТва сразу при покупке).
)м разработке целевых значений показателей качества обязательно учи-)т сложившиеся на рынке конкурентные условия и стратегию. Напри-ipii реализации стратегии премиального ценообразования на автосер-,ic услуги (т.е. установление цен выше уровня цен конкурентов) авто-i должен стремиться к обеспечению качества выше, чем у конкурентов, i объективно иметь право повысить тарифы.
ШОборот, при реализации нейтральных стратегий необходимо в боль-тепепи ориентироваться на поддержание текущего уровня качества па некоторое его уменьшение для сокращения затрат и обеспечения имой рентабельности.
>и ЭТОМ при формировании целевых программ повышения качества > понимать, в каком направлении компания должна осуществлять за-, чтобы улучшение характеристик обслуживания привлекло клиентов ii.ichjio доходы. Это подскажет сравнительный анализ уровней каче-
С(>(>ственного и успешных конкурентов при помощи оценки профиля 28).
юфиль качества строится с соблюдением следующего принципа: оце-М i юказатели должны принадлежать только одному уровню иерархии, >р параметров — формироваться из частных обобщающих показателей щущего уровня. Для построения необходимо разделить окружность ра-Ш.1МИ оценочными шкалами на равные сектора, количество которых стсгнует набору оценочных параметров. Шкалы градуируются таким ом, чтобы значении параметров не выходили за пределы оценочного
1>лизость координаты точки показателя к центру окружности указы-lii ухудшение значения параметра либо па ею отсутствие, а иптеграль-
окаэапшь квчвепио (ИНК) представляет собой площадь фигуры, со
ни и тира Мишиных па карте ТрвуГОЛЬНИКО!
, Скорость обслуживания |
■: ■■...■■
Необходимо ' улучшать!!
Профиль для конкурента ИПКТ=0,67 |
Профессионализм сотрудников
Уровень брака |
Удовлетворенность клиентов |
* Интегральный показатель качества (ИПК).
Соответствует площади фигуры
Комфортность пребывания клиента
Рис. 28. Оценка профиля качества автодилера
Графическое отображение профиля качества позволяет в единой плоскости использовать сравнительные оценки для текущих и целевых значений параметров. В нашем примере (см. рис. 28) для достижения уровня качества не хуже, чем у конкурента, необходимы улучшение процессов, влияющих на скорость обслуживания клиентов, внедрение новых услуг и комплексное их предоставление, снижение брака в работе.
Способствовать успешному решению задачи учета показателей качества автодилерской компании может внедрение аналитических систем управленческого учета, в которых предусмотрено оперирование как с финансовыми, так и нефинансовыми данными. Остается заметить, что автоматизированные комплексы должны предусматривать возможность создания отчетов, мотивирующих менеджеров и производственный персонал оценивать свои усилия по повышению качества.
Формируемые соответствующие отчеты с привязкой к центрам ответственности и исполнителям, например, как показано на рис. 24, могут использоваться для привлечения внимания к возможности более рационального осуществления расходов на обеспечение требуемого качества.
Управляя качественными, финансовыми или временными результатами, организация должна уделять внимание непрерывному совершенствованию бизнес-процессов, конечной задачей которого являются полное отсутствие брака, ускорение обслуживания клиентов и формирование позитивного имиджа. Как предполагает комплексный подход управления автодилерским бизнесом (см. рис. 2), данные анализа всех аспектов деятельности организации должны быть использованы для разработки мероприятий по повышению эффективности. Для этого в следующем разделе рассмотрены подходы к улучшению качества бизнес-процессов, в том числе и с использованием сравнительного анализа, конкурентной разведки и методов реинжиниринга.
11. Управление изменениями в компании для реализации ее дополнительных конкурентных преимуществ
Целями управления изменениями в автобизнесе, основанного на постоянном совершенствовании и перепроектировании (реинжиниринге) бизнес-процессов, являются существенное сокращение издержек (производственных, финансовых, операционных, временных и т.д.), повышение качества за счет перехода на новый технологический уровень обслуживания клиентов, расширение масштабов и увеличение конкурентоспособности бизнеса посредством повышения гибкости бизнес-процессов, реализация конкурентных преимуществ, заложенных стратегией.
Другими словами, изменения связаны с переустройством деятельности, при котором значительное внимание уделяется росту доходов, снижению затрат, улучшению качества и обеспечению удовлетворенности клиентов.
Основной характеристикой реинжиниринга бизнес-процессов является то, что он вызывает радикальные и резкие изменения, связанные с отказом от текущего порядка работы, и разработку совершенно новых методов выполнения работ. В этом случае акцент главным образом делается не на мелкие улучшения, а на крупные преобразования, например формирование нового центра ответственности.
Подход к изменениям на основе улучшения (совершенствования) бизнес-процесса основывается на эволюционном повышении результативности дея-гвльности, предполагающем не кардинальное изменение технологии ра-бОТЫ, а постоянную оптимизацию логистической цепочки операций, выполняемых центрами ответственности.
При планировании мероприятий по улучшению и реинжинирингу бизнес-процессов следует руководствоваться следующими принципами:
• стремление повысить эффективность процесса, результатов его деятельности для усиления собственных конкурентных преимуществ или их создания;
• максимизация загрузки ресурсов и увеличение производительности;
• м 11 о го вариантность и альтернативность выполнения задач, гибкость технологии для возможности выбора наиболее эффективного пути реализации процесса;
• делегирование полномочий, стимулирование подготовки и принятия решений исполнителями на всех уровнях управления автодилерской компании;
• приоритетное выполнение работ в местах, где они могут быть выполнены с наименьшими затратами или лучшим результатом;
• усиление контроля при одновременной разбюрократизации процедур: снижение количества действий по согласованию, промежуточному контролю, проверке.
Для проведения изменений бизнес-процессов прежде всего требуются данные: результатом анализа фактического выполнении целевых показателей деятельности, процессных данных о затратах, доходах и качестве работ; конкурентной разведки об организации бизнес процессов, их качестве и
удовлетворенности клиентов в других компаниях; о требованиях автопроизводителя к организации выполнения отдельных работ.
Сравнительный анализ такой информации позволяет автодилеру найти направления для повышения эффективности и принять решение либо об улучшении соответствующего бизнес-процесса или его отдельной операции путем внесения корректив в регламенты, положения и инструкции компании, либо о кардинальном изменении деятельности вплоть до передачи части работ в аутсорсинг.
Логистика и совершенствование бизнес-процессов компании
Управление изменениями на основе постоянного улучшения бизнес-процессов продемонстрируем на примере оказания услуги по проведению регламентного технического обслуживания автомобиля, логистика которого до его изменений представлена на рис. 29.
Клиент по прибытии в сервисный центр обращается с просьбой получить услугу по регламентному ТО его автомобиля. Мастер встречает посетителя, выслушивает его и, предварительно осмотрев автомобиль, подтверждает готовность сервисной станции оказать ему требуемую услугу. Затем в диспетчерской службе специалист по оформлению заказов-нарядов (диспетчер на рис. 29) заносит данные о клиенте и его автомобиле в учетную базу, оформляет по требованию клиента заказ-наряд на соответствующие работы. После печати и дооформления заказ-наряд в бумажном виде направляется в слесарный цех мастеру для выполнения. Мастер, планируя загрузку постов ремонтной зоны, руководит выполнением работ по данному заказу. Слесарь по их завершении заносит в заказ-наряд данные о фактически выполненных услугах и затраченных материалах. Там же делается отметка о проведении выходного контроля качества. После чего заказ-наряд направляется в диспетчерскую службу для его закрытия и выставления счета клиенту. В диспетчерской службе в базу данных вводят фактические данные, печатают, подписывают и вьщают на руки клиенту счет за оказанные услуги согласно заказу-наряду для проведения расчетов. Как показывает процессный анализ длительности данного регламентированного процесса (см. рис. 29), клиенту приходится ждать (без учета очередей и в случае мгновенного начала оформления заказа-наряда и начала работ) в среднем порядка 81 мин. При этом тот же анализ показывает, что для выполнения годовой производственной программы для данного процесса требуется 12 штатных единиц.
Итак, результаты анализа показали наличие следующего круга проблем (см. рис. 29):
• время на оказание услуги составляет 81 мин, тогда каку конкурентов апа логичный показатель равен 68 мин;
• клиенты не довольны обслуживанием и жалуются на длител ы те ож i [Да ние в очереди при оформлении заказа, поскольку в это время те же специалисты заняты оформлением других услуг.
На первый взгляд сроки могут быть сокращены за счет организации Ш11
нирования времени выполнения работ и боте профессионального управ
ления очередностью заказов. Проведем доработку технологии выполнении
мероприятий,Улу.......... енныйбизнес процес< пред* гавленнарис Ю
Учет выполненных работ, затраченного времени СИ |
Заказ-наряд с отметкой о выполненных работах |
Слесарь
±
Мастер
Выходной контроль качества
Диспетчер
Закрытие заказа-наряда
и выставление счета клиенту.
Учет в БД выполненных работ
Характеристики процесса:
• общее время на выполнение бизнес-процесса -81 мин;
• количество задействованного персонала для выполнения годовых объемов заказов - 12 чел.
Проблемы:
• большая очередь и потеря времени в ожидании у диспетчерской при оформлении заказа-наряда;
• невозможность прогнозирования загрузки постов и как следствие их неравномерность загрузки;
• длительная обработка документов на бумажных носителях
Рис. 29. Схема процесса «Проведение регламентного ТО» и длительность выполнения его операций (до улучшения)
Ввод заказа на услугу при помощи клиентской карты и тач-скрина и резервирование очередности на обслуживание |
Данные клиента, гос. № а/м. заказ на услуги |
Мастер |
Характеристика процесса:
• общее время на выполнение бизнес-процесса - 71 мин (сокращение на 12%);
• количество задействованного персонала для выполнения годовых объемов заказов - 10 чел. (уменьшено на 2 диспетчера, сокращение на 17%)
Особенности:
• заказ, постановка в очередь на обслуживание, формирование заказа-наряда, учет затраченного времени, выполненных работ и контроль их качества осуществляется в электронном виде в режиме реального времени;
• параллельно с приемкой осуществляется формирование заказа-наряда при получении подтверждения от мастера-приемщика о готовности обслужить клиента
Мастер |
Слесарь |
Диспетчер
Встреча клиента и подтверждение готовности оказать услугу. Приемка автомобиля |
Закрытие заказа-наряда и выставление счета клиенту |
-о.
В бухгалтерию |
► Клиенту
Рве. 30. Схема процесса «Проведение регламентного ТО» н ХБггельность выполнения его операций (после улучшения)
уть изменений коснулась следующих моментов. Теперь клиент, прибыв;рвисную станцию, при помощи сенсорной панели ввода данных (тач-на) и бесконтактной карты клиента для автомобиля с соответствующим дарственным номером выбирает требуемую услугу (в нашем примере (едение ТО его автомобиля). Эти данные в режиме реального времени у пают в диспетчерскую и мастеру слесарного цеха. Тач-скрин автомата-и распечатывает клиенту квитанцию со сквозной порядковой нумера-i его очереди, в которой он, ориентируясь по информационному табло, позирует свое время и ожидает приглашения на приемку, огда его очередь подходит, мастер, прежде чем принять автомобиль писать акт приема-сдачи ТС), подтверждает в режиме реального вре-1 соответствие по государственному номеру автомобиля данных с обо-енной через тач-скрин картой клиента. Это дает основание диспетчер-службе оформлять параллельно с приемкой заказ-наряд на выбранные итом услуги. Диспетчерская служба, получив в электронном виде не-димые данные для оформления заказа, подготавливает его в электрон-системе и перенаправляет мастеру. Мастер, оценивая с помощью авто-зированной системы учета времени очередность работ на постах в сле-ом цехе, руководит процессом производства работ. При этом слесарь в 1ме реального времени подтверждает выполнение заказанных объемов т и затраченного им времени, а в случае необходимости вносит допол-ИЬНые работы в электронную форму заказа-наряда. Таким же способом i зводится учет качества выполненных работ по итогам проведения вы-ой инспекции. Электронная форма заказа-наряда с фактически пронзимыми работами направляется в режиме реального времени в диспет-кую службу для выставления счета. С необходимыми приложениями ш>1 водится на печать специалистом диспетчерской службы, подписы-:я должностным лицом и передается клиенту для проведения расче-
ИТОГТВ благодаря такой оптимизации и переводу части планово-учетных tdyp U3 «оффлайн» в «онлайн» среду длительность выполнения бизнес-[есса сократилась на 12% — с 81 до 71 мин (см. рис. 29, 30), а количество tc i вованного персонала для обеспечения годового объема работ по рег-i in юму ТО автомобилей сократилось на 17% — с 12 до 10 человек за счет 1111 а и i ых единиц в диспетчерской.
{'инжиниринг деятельности и оценка целесообразности 'редачи исполнения работ на сторону (аутсорсинг)
случае с реинжинирингом бизнес-процессов, т.е. полным их перестро-м, изменения должны осуществляться на основе сравнительного ана-ш.мод для автодилера при различных вариантах организации бизнес-iccca: его самостоятельной реализации или передаче на исполнение сто-iiiM организациям (в аутсорсинг).
роведение такого анализа можно продемонстрировать на примере про-i «Доставка автомобилей», по которому для сокращения затрат пеобхо-> принять решение <> возможной его передаче па исполнение сторонним шинелям, СПеЦИалИЗИруЮЩИМСЯ па услугах логистики. Оценку каж-нариапти проведем по нескольким стоимостным и качественным пара
метрам (табл. 52) и определим альтернативные выгоды, сравнив значения интегральных показателей.
При принятии решения передавать бизнес-процесс в аутсорсинг или выполнять его собственными силами компания должна не только оценивать экономию на издержках (операционных, временных и т.д.), но и исходить из значимости рассматриваемой деятельности для стратегии компании. Поэтому наряду со сравнительной оценкой стоимостных факторов используются следующие показатели, характеризующие эффективность принимаемого решения: снижение трудоемкости планирования и логистики поставок, возможность влияния на стоимость транспортировки, гибкость в управлении поставками, снижение мобильности в поставках, повышение зависимости от поставщиков, неуправляемость компании.
Определение начальных значений, использованных для оценки количественных и качественных показателей по данной методике, может производиться как на основе статистического анализа (в части количественных и финансовых показателей), так и с помощью методов экспертизы (в части определения качественных характеристик). Для исследования качественных показателей использовалась балльная шкала от 1 до 10 путем присвоения наиболее предпочтительному значению показателя 10 баллов, наименее удовлетворительному — 1. Для количественных показателей использована оценка ожидаемого уровня затрат или доходов за месячный период при условии ежемесячного грузооборота для собственных нужд порядка 48 легковых автомобилей класса С.
Для возможности сопоставления количественных и качественных показателей, используемых для расчета соответствующих параметров, все значения в оценочной матрице должны быть приведены в единую балльную шкалу путем их стандартизации. Для этого можно использовать формулы из табл. 37.
Согласно произведенным таким образом расчетам установлено, что для данной компании рассматриваемый процесс транспортировки автомобилей целесообразно передать в аутсорсинг, т.е. привлечь транспортную организацию для его реализации (см. табл. 52).
Аналогично описанному порядку проведения реинжиниринга на основе сравнительного анализа может приниматься решение по другим бизнес-процессам автодилерской компании. Так, из практики деятельности автодилерских центров рекомендуется прежде всего обращать внимание на следующие работы при оценке передачи их в аутсорсинг: техническая эксплуатация объектов недвижимости автодилера; авторемонтные услуги, требующие отдельной квалификации и специализации постов (ремонт АКПП, двигателей и пр.); рыночная оценка автомобилей; финансовые операции (страхование, лизинг и кредитование); предоставление комплексных непрофильных услуг для клиентов; оформление и постановка на учет транспортного средства; транспортировка, логистика автомобилей и запчастей; формирование бухгалтерской и налоговой отчетности и предоставление ее в государственные органы; охрана объектов и прочих активов автодилера; информационное обеспечение и поддержание баз данных автодилера.
Анализ ЭТИХ Направлений работы показывает, что целесообразность аут-сорсинга завИСИТ не только от стратегии автодилера, по и ОТ МЯОШТАбОВ em
Таблица 52 Оценка целесообразности реализации бизнес-процесса
собственными силами и по схеме аутсорсинга
Значения показателей | Стандартизированные значения показателей | |||
Оцениваемые параметры | Реализация сторонними организациями (вариант 1) | Реализация собственными силами (вариант II) | Вариант 1 | Вариант II |
юдические затраты, долл. США в мес. | 21 616 | 28 462 | 1,32 | |
нспортные расходы | 19 000 | 15 833 | ||
спечение безопасности | ||||
.ержание складских площадей | ||||
.ержание и страхование автовоза | ||||
ol и на имущество | ||||
ходы на функциональный персонал галтерский, налоговый и управленческий г, анализ и планирование, логистика) | ||||
ходы на логиста и фиксированный оклад ителя | ' 4000 | |||
|ргизация | ||||
зационные доходы, долл. США в мес. | 0,86 | |||
иды от использования автовоза в 1одное время на стороне | ||||
оды от предоставления в аренду Лодившихся складских площадей | ||||
>. и (ионный результат, долл. США в мес. | -15 616 | -21 462 | 1,00 | 0,00 |
пина между доходами и расходами | -15 616 | -21 462 | ||
имущества, баллы | 0,78 | 1,00 | ||
жоние трудоемкости планирования и клики поставок | - | |||
можиость влияния на стоимость исмортировки | - | |||
коси, в управлении поставками | - | |||
н i.iiни. баллы | 1,00 | |||
(Жоние мобильности в поставках | - | |||
i...... пин 1.1Висимости от поставщиков | - | |||
мрппнпемость компании | - | |||
1 1 РАЛЬНЫИ РЕЗУЛЬТАТ | 4,95 | 4,00 |
Сальности, позволяющей экономить на издержках за счет эффекта от штаба. Например, маленькой автодилерской компании выгоднее будет почить договор на охрану объектов и имущества со сторонней организа-й, нежели организовывать у себя соответствующий отдел, который поют дополнительные затраты на получение лицензий, рост расходов на РОВЫЙ, бухгалтерский и управленческий учет, обучение сотрудников, ЛМентацию их деятельности и т.д. Тогда как большому мультибрендо-у антодилерскому холдингу, с разветвленной филиальной сетью будет ОДКее содержать собственную службу безопасности, «покрывающую» Объекты автодилера и снижающую экономические риски и ущерб. Проведением мероприятий по реинжинирингу бизнес-процессов и их чтению у авТОДИЛера должно заниматься аналитическое подразделение,
иорое стекается вся информация о деятельности компании во внешней и грсипей среда Это должно быть подразделение, которое знает приори
теты развития и с изменением технологии может адекватно скорректировать стратегические планы организации. Поэтому предпочтительно поручить выполнение таких функций тем, кто разрабатывает стратегию, проводит стратегический анализ результатов работы. Кроме того, поскольку формирование бизнес-процессов — это технология и даже корпоративное ноу-хау, то регламенты, также как и ключевые параметры стратегии, нужно особым образом защищать. Следовательно, с точки зрения экономической безопасности совокупное видение технологии работы автодилера, знание его «узких» и уязвимых мест для конкурентов следует сосредоточить в одном подразделении, например в отделе стратегического развития и контроллинга.
Организация конкурентной разведки для планирования изменений
Главный фактор успеха компании на конкурентном рынке — превзойти или хотя бы быть не хуже своих бизнес-оппонентов. Поэтому немаловажную роль при планировании изменений играет система постоянного мониторинга работы конкурентов, их технологий, сильных и слабых сторон. Такое исследование позволяет проанализировать опыт компаний, понять факторы успеха, ключевые особенности и результаты их деятельности, а затем адаптировать их успешные технологии к собственному бизнесу, т.е. провести так называемый бенчмаркинг (табл. 53).
Таблица 53 Сравнительный анализ бизнес-процесса автодилера и его наиболее успешного конкурента
Операции бизнес-процесса «Продажа нового автомобиля в кредит и с зачетом стоимости старого» | Время на выполнение операции, ч | |
Автодилер | Конкурент | |
Приемка, осмотр, диагностика подержанного автомобиля клиента и формирование заключения о его рыночной стоимости | 2,1 | 1,2 |
Формирование коммерческого предложения по приобретению нового автомобиля в зачет старого | 0,4 | 0,4 |
Подготовка комплекта документов для банка-партнера для принятия решения о кредитовании | 0,2 | 0,3 |
Подтверждение банка-партнера о возможности кредитования | 0,8 | 0,5 |
Оформление и заключение кредитного договора на приобретение нового автомобиля | 0,2 | 0,2 |
Передача с оформлением соответствующих документов подержанного автомобиля клиента дилерскому центру | 0,5 | 0,3 |
Оформление для клиента правоустанавливающей документации на новый автомобиль | 0,5 | 0,2 |
Регистрация автомобиля в ГИБДД | ||
итого | 9,7 | 6,1 |
Как видно из табл. 53, общее время на продажу нового автомобиля с зачетом подержанного по кредитной схеме для рассматриваемой компании составляет 9,7 ч. Сроки оформления сделки купли-продажи машины являются конкурентным преимуществом и фактором привлекательности автосалона для клиентов. Поэтому для повышения эффективности очеш. важны результаты сравнительного анализа бизнес-процесса продажи, который в прпве денном примере указыва