Бизнес-процессов компании

В этой главе рассмотрены способы организации и методы эффективного управления основными бизнес-процессами автобизнеса, важными с точки зрения финансовых и качественных результатов его деятельности.

Для оптимизации деятельности компании необходимо знать технологи­ческие взаимосвязи, на которые компания может воздействовать с целью сокращения затрат или повышения доходов и качества услуг. Понять место компании в структуре связанных процессов, от этапов производства до по­слепродажного обслуживания автомобиля, а следовательно, определит!, пути увеличения прибыли поможет цепочка создания стоимости Портера (рис.31).

Как видно из рис. 31, автодилер является конечным звеном в цепи фор­мирования добавленной стоимости автомобиля. Предприятие может улуч­шить собственные финансовые результаты, не только концентрируясь па внутренних процессах, но и представляя то, как его деятельность по созда-

2.2. Управление персоналом и его мотивацией
2.4. Обеспечение экономической, физической и информационной безопасности

2.3. Финансирование

2.1. Маркетинг, ценообразование и взаимоотношения с клиентами
и обслуживание
ые процессы с оздан ия стоимости автомобиля -J3U JZL ___________ Операционный процесс ___________________

2.6. Проектирование, строительство и проектное финансирование

Инновационный процесс

Послепродажное обслуживание

   
11 Определение ^- Материально- 1.4. Производство, сборка потоебностей 1 1-2. Создание t техническое h автомобиля (штамповка, клиента и рынка автомобиля обеспечение сварка, окраска, м и логистика оборудование)
1.5. Продажа автомобиля

1.6. Сервисно» обслужипмпип

1. Основные процессы создания стоимости автомобиля

.нпомоЬимч

Производитель, владелец автомобильной марки
Поставщики Производитель, владелец сырья автомобильной марки, и комплектующих Компания, осуществляющая промышленную сборку Центры ответственности создания стоимости

Дистрибьюторы и дилеры



Рис.31. Ключевые проце! i ы в создании цобавле... п\ стоимости автомоби



нию стоимости автомобиля сочетается с технологией и возможностями по­ставщиков и потребителей. Например, автодилер может экономить на за­купках и поставках автомобилей, дополнительно занимаясь логистикой.

В этой части книги будут рассмотрены механизмы управления основ­ными и вспомогательными бизнес-процессами для автодилерского бизнеса, применение которых направлено на реализацию такого конкурентного пре­имущества, как снижение затрат, увеличение доходов и, следовательно, по­вышение рентабельности деятельности предприятия.

В качестве основного бизнес-процесса компании-автодилера рассматри­вается цепочка процессов:

Поставка Предпродажная Поодажа Сервисное

автомобиля —> подготовка —> автомобиля * обслуживание

и запчастей автомобиля автомобиля

Рассмотрим подробно организацию, основные элементы управления и показатели, с помощью которых можно будет оценить эффективность обоз­наченных направлений деятельности.

12. Закупка и поставка автомобилей и запчастей

Минимизация затрат на доставку автомобилей и запчастей

Значимость данного процесса в деятельности автодилера очень высока. Во- первых, затраты на закупку и логистику автомобилей и запчастей состав-1ТЯЮТ львиную долю в себестоимости автодилера. А во-вторых, от своевре­менности и полноты обеспечения необходимым ассортиментом автодилера зависит удовлетворенность клиента и уровень качества его обслуживания.

Для такого быстрого реагирования на заказы клиентов автосалона и сер­висной станции необходимо выполнить целый ряд процедур, подразумева­ющих определение и выбор наиболее востребованного ассортимента по­ставляемых автомобилей и запчастей у автопроизводителя (или дистрибью­тора). Кроме того, требуется определить оптимальный по затратам, рискам и срокам способ их доставки, предварительной оценки маршрута движения груза, уточнить оптимальный объем загрузки. После чего необходимо осу­ществить доставку, приемку заказа и разместить на складе автозапчасти и машины таким образом, чтобы их без затруднений можно было достать и они не занимали много места.

Указанные процессы должны выполняться специально создаваемым для лих задач центром ответственности, например отделом закупок и логис­тики.

Ключевыми задачами управления закупкой и поставками автомобилей и запчастей являются:

1) доставка автомобилей, автокомпонентов и запчастей в нужные сроки, требуемого ассортимента и с оптимальными затратами;

2) поиск, выбор и развитие отношений с компетентными поставщиками автозапчастей, удовлетворяющими требованиям, в том числе автопроизво­дителя, по цене и качеству;

3) расчет средет на Приобретение и транспортировку запчастей, лито компонентов и автомобилей;


4) заключение договоров с поставщиками, транспортно-экспедитор-скими компаниями, страховыми компаниями и контроль их исполнения;

5) проверка поступающих автомашин и запчастей на соответствие качес­тву и проведение рекламационной работы;

6) информационно-аналитическая поддержка процессов поставки, ве­дение баз данных поставщиков, транспортно-экспедиторских компаний.

При этом качественное выполнение указанных задач зависит не только от организации и технологии работы внутри ответственного подразделения, но и от эффективного взаимодействия с другими центрами ответственности автодилера. Например, обеспечение своевременности доставки автомобиля на склад зависит от того, как быстро и точно отдел маркетинга и продаж спрогнозирует и сформирует заказ на поставку, в котором будут определены требуемые характеристики и комплектация транспортного средства. В слу­чае запоздалой заявки отдела маркетинга и продаж, не учитывающей мини­мально необходимое время транспортировки автомобиля, высока вероят­ность того, что клиент не сможет в нужное ему время уехать из автосалона на понравившейся автомашине. Отсутствие ее на складе будет служить для по­купателя мотивом для поиска возможности купить его у конкурента, а сле­довательно, и обслуживаться у него. Данный пример указывает на острую необходимость слаженных действий двух подразделений фирмы, которых можно добиться благодаря понятной регламентации порядка закупки и по­ставки автомобилей.

Таким регламентом прежде всего должны быть установлены способы, очередность и сроки формирования заказов. Например, если установленный оптимальный срок поставки составляет 4 дня, а на обработку заказа, оформ­ление соответствующей документации и проведение необходимых расчетов требуется 2 дня, то в регламенте устанавливают крайний срок подачи заявки отделом маркетинга и продаж — не менее 6 дней.

Для регламентации сроков доставки на автомобильном транспорте учи­тывают время на погрузку на складах и терминалах, время на выгрузку — на складах дилерской компании или местах перегрузки с одного вида транс­порта на другой. Для оценки сроков используют следующую формулу [ 1671:

гр _ чюгрузки + ^разгрузки ______ J'neper.

1 доставки ~~ п. 94 У V стоян + *j + ?хр'

где 'погрузки' разгрузки ~~ соответственно время погрузки и разгрузки с учетом времени ожиданий;?стоян— время, затрачиваемое на все стоянки с грузом па маршруте следования; S — расстояние для перевозки автомобильным транс­портом; Ктех — техническая скорость на дорогах; /перег — время перегрузки с автомобильного на другой вид транспорта для бесскладской схемы; <L время хранения груза, которое учитывается для единой логистической шип при использовании складов различных ступеней.

Помимо этих данных в расчет берется время на обработку заказа, его оформление, консолидацию и упаковку (для запчастей) на едином складе, таможенное оформление, а также выбор поставщика, определение опти­мальных грузовых параметров транспортного средства перевозчика и т.д.

Из-за специфики автодилерского бизнеса pel ИМеНТаЦИЮ закупки н ПО ставки товаров для лвтодилсра СПвЦИалИСТЫ рекомендуют увЯЗЫВВТЬ I 110


гистическими технологиями типа «поставки точно в срок» (JIT — Just-in-time) и «логистика, ориентированная на спрос» (DDT — Demand-driven Techniques) [72], которые в наибольшей степени позволят дилерским компа-миям добиться рентабельности и качества обслуживания клиентов в усло­виях дефицита складской площади.

Применение ЛТ-технологии в автодилерстве ориентировано на обеспе­чение деятельности с минимальными запасами на складе, что очень акту­ально при условии локализации бизнеса в крупных, многонаселенных и компактно застроенных городах, а также при необходимости уплачивать на­логовые и арендные платежи на запасы и землю, находящуюся под склад­скими помещениями.

Использование технологии «точно-в-срок» позволит увеличить рента-бел ьность деятельности автодилера за счет:

1) снижения затрат дилерского центра с помощью:

• уменьшения налога на имущество, расходов на аренду земли, систему безопасности и хранение больших запасов автомобилей и запчастей;

• повышения производительности и эффективности использования скла­дов и территории автодилерского центра;

• уменьшения непроизводственных, но затратных по стоимости и времени работ, например складирования, перемещения автомобилей внутри склада и т.д.;

• сокращения сроков поставки запчастей при выполнении заказов по ре­монту автомобилей;

2) увеличения объемов продаж дилерского центра вследствие:

• возможности более удобного месторасположения дилерского центра из-за i [аличия компактных складских помещений и территории;

• создания привлекательной и комфортной обстановки для клиента за счет перераспределения высвободившейся части площади склада под ком-па ты отдыха клиентов и оказания им дополнительных услуг;

• увеличения качества обслуживания потребителей на сервисной стан­ции благодаря сокращению сроков выполнения работ и ожидания зап­частей.

Применение логистики, ориентированной на спрос, базируется на рас­чете минимально необходимого времени на выполнение заказа, страхового уровня запасов и оптимального размера объемов поставки.

Однако при использовании любой логистической технологии, ориенти­рованной на минимизацию товаров на складе при одновременном соблюде­нии сроков доставки, от ответственных подразделений требуется мгновен­ная реакция на изменение спроса и предпочтений клиентов (рис. 32), а также соблюдение условий дилерского соглашения, по которому дилеру устанав­ливаются параметры закупки автомобилей, например: условия и порядок расчетов за поставляемые автомобили, которые могут подразумевать предо­плату за поставляемую партию, либо оплату по факту поставки, либо оплату по факту реализации. Другим ограничением по дилерскому соглашению мо­жет быть поддержание уровня минимальных складских запасов на запчасти, например, в объеме месячного потребления |23|.

11ри организации процесса определяют взаимодействие отдела закупок и

логистики с отделом маркетинга и продаж, отделом сервисного обслужила


ния автомобилей и магазином автозапчастей, а также с финансово-эконо­мической службой (см. рис. 32).

Сроками регламентируется порядок планирования, закупки, доставки автомашин и запчастей, проведение расчетов и претензионной работы с контрагентами.

Такой подход позволяет проводить дальнейшую оптимизацию логисти­ческих потоков с целью сокращения сроков выполнения заказов, устране­ния неравномерности и стихийности закупок, учета интересов маркетинго­вых служб, исключения трудностей в получении информации о состоянии запасов на региональных складах, сокращения дефицита по некоторым по­зициям номенклатуры в случае роста спроса на нее, минимизации накопле­ния значительных запасов, не пользующихся спросом.

Например, если воспользоваться методом календарного планирования сроков реализации мероприятий по доставке груза (работы 4—10 в табл. 55), на которые в соответствии с регламентными сроками уходит не более 12 дней, то решение задачи содержания минимальных запасов при своевременном удовлетворении покупательского спроса лежит в снижении сроков поставки автомашин (скорости реакции на заказ отдела маркетинга и продаж) и более объективном прогнозировании и планировании потребительских предпоч­тений и спроса на машину. Чтобы снизить время выполнения заказа с 12 до 10 дней, проанализируем последовательность и график выполнения опера­ций (см. табл. 55).

В результате анализа находятся слабые звенья процесса, которые должны быть скорректированы в первую очередь. Так, при помощи автоматизации документооборота организации и учета поставки автомобилей могут быть перераспределены работы и соответственно сокращены сроки по оформ­лению заявки и ее дальнейшему движению и обработке (пп. 4.1, 5.1—5.5 табл. 55), а также сроки по оформлению инструкций, необходимых транс­портных документов, накладных, заявок на транспортировку груза на склад фирмы (п. 8.1 табл. 55). Это сократило общую продолжительность бизнес-процесса на один день. Кроме того, за счет заключения рамочных договоров с благонадежными страховыми и транспортными компаниями благодаря предварительному анализу качества оказываемых ими услуг уменьшились сроки на заключение и оформление договоров и дополнительных соглаше­ний к ним (п. 6.4 табл. 55). Работа организована с использованием факси­мильной передачи заявок и последующим оформлением необходимых ори­гиналов документов после фактической доставки. Данное мероприятие со­кратило длительность процесса еще на один день.

Резервы времени, которые могут быть использованы в случае необходи­мости улучшения реакции на заказ клиента, ищут прежде всего в постепен­ном переходе на расчеты по факту поставки и оказания услуг с дистрибьюто­рами, транспортными компаниями. Уход от проведения предоплаты вместе с «конвейерной» закупкой на оговоренных заранее условиях сократит про­должительность доставки как минимум на один день.

Для магазина автозапчастей в этом случае встает вопрос ТОЧНОГО прогно­зирования потребности в товаре. На практике специалистами предлагается iirwiiMin.ii4i4ii.i-4 Miiiiciii.Ki ontiimmhi.iii.ix iiikviiok. моделью экономически


Продолжение табл. 55

1     4     7  
и Получение подтверждения на готовность выполнения услуг. Согласование условий и оформление договоров, допсоглашений и заявок на транспортировку и страхование груза Отдел закупки и логистики Транспортные, экспедиторские и страховые компании В течение 1 дня после п. 5.5   В сроки п. 4.1  
Получение счетов на оплату автомобилей и услуг транспортной и страховой компаний
ТЛ Получение счетов на оплату аванса за доставку и страхование груза. Учет полученных счетов, контроль соблюдения установленных бюджетов, показателей и условий заключенных договоров Отдел закупки и логистики Транспортные, экспедиторские и страховые компании В течение 1 дня после п. 6.4   В течение 1 дня после п. 6.4  
J2 Получение счетов на оплату аванса за поставля­емые автомобили. Учет полученных счетов, контроль соблюдения установленных бюджетов, показателей и условий заключенных договоров Отдел закупки и логистики Региональный дистрибьютор В течение 1 дня после п. 5.4   В течение 1 дня после п. 5.4  
" 3 Передача счетов на оплату Отдел закупки и логистики Финансово-экономический отдел В сроки, установленные пп. 7.1 и 7.2   В сроки, установленные пп. 7.1 и 7.2  
7.4 Оформление платежного поручения и передача его в банк Финансово-экономический отдел Банк В сроки установ­ленные пп. 7.1 и 7.2   В сроки,установ­ленные пп. 7.1 и 7.2  
73 Получение банковской выписки и передача ее копии контрагентам Финансово-экономический отдел Отдел закупки и логистики, банк В течение 1 дня после п. 7.3   В течение 1 дня после п. 7.3  
3 Осуществление доставки автомобилей
Е " Оформление инструкций и требований по подаче транспортного средства и сопроводительных документов на поставку автомобилей автомо­бильным транспортом. Передача их в транспорт­ную компанию Отдел закупки и логистики Транспортные, экспедиторские компании В течение 1 дня после п. 7,4   В сроки п. 7.4  
=: Контроль осуществления доставки и учет ее сроков Отдел закупки и логистики Транспортные, экспедиторские компании В течение 4 дней после п. 7,5   В течение 4 дней после п. 7.5  
Приемка автомобилей
; ■ Разгрузка автовоза и расстановка автомобилей по плану размещения на складе дилера Отдел закупки и логистики Транспортные, экспедиторские компании В течение 1 дня после п. 8.2   В течение 1 дня после п. 8.2  

Окончание табл. 55


Транспортные, экспедиторские компании
Транспортные, экспедиторские компании
Отдел логистики
Отдел закупки и логистики

Осмотр автомобилей, проверка на соблюдение условий заявки и требований по комплектации и качеству

Отдел закупки и логистики

чет замечаний по результатам осмотра

Отдел закупки и логистики

Подготовка и утверждение рекламационных актов, претензий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: