1а при мер, отдел логистики пользуется данными из раздела «Закупки и иаакн автомобилей», в котором при планировании поставки он ориенти-СЯ на данные о тарифах, удельных затратах, грузообороте, отзывах и на-НОВан и и логистических компаний, услугами которой пользуются другие дилеры. Благодаря этому ему становится проще принимать решение по ШИЗации первВОЭКИ автомобилей с наименьшими рисками, затратами и нимальные сроки,
J спою очередь отдел маркетинга и продаж получает псиную информа-
• in раздела «Продажи» обслуживание» об опымах о качестве обслужива v KonKVOCiiroii. неудачах и ппоиедеппых рекламных акциях и их шчгш
нах, ценах на услуги и применяемой бонусной системе, технологии работы с РЛ-агентствами, государственными учреждениями и ведомствами.
Отдел управления персоналом работает с данными о технологии работы конкурентов с персоналом, способах мотивации, уровнях денежного вознаграждения, элементах корпоративной культуры и пр., отслеживает и анализирует наиболее профессиональных и выдающихся менеджеров конкурентов с целью возможного их переманивания.
|
|
Отдел стратегического развития и контроллинга имеет доступ ко всем разделам, в том числе содержащим данные о технологии функционирования бизнеса конкурентов, его бизнес-процессах, целевых ориентирах и выбранных стратегиях, причинах их неудач.
Кроме данных, полученных из анализа источников информации, корпоративный портал может быть использован и для передачи знаний и опыта в соответствующих областях и налаживания внутрикорпоративных коммуникаций. Например, публикуемые на нем рейтинг надежности коммерческих банков, в которых размещаются свободные денежные средства компании, исследования страховых программ, новости автокомпаний и авторынка являются полезным материалом для сотрудников автоцентра.
Очевидно, что для эффективной организации функционирования конкурентной разведки необходим центр ответственности, который сможет организовать и осуществлять общее руководство, будет координировать работу подразделений в сфере изучения конкурентной среды, установит и сможет контролировать этические рамки ведения конкурентной разведки. Он же должен обеспечивать политику разграниченного права доступа к полученной информации и анализировать ее на предмет полноты, достоверности и актуальности. В автодилерской компании таким центром может выступать служба безопасности, руководителя которой рекомендуется ввести в состав совета директоров.
Целесообразность возложения указанных функций на службу безопасности обусловлена еще и необходимостью проведения агентурной разведки, взаимодействия с государственными силовыми структурами, получения и проверки информации из «неопубликованных» баз данных, молниеносного реагирования на экономические угрозы и реализации контрразведывательных мер с целью экономической защиты интересов бизнеса.
|
|
Данные сравнительного анализа позволяют автодилеру выявлять собственные сильные и слабые стороны по отношению к конкурентам и соответственно принимать решения о стратегии взаимоотношений с ними. В этой связи система управления компанией-автодилером (см. рис. 2) подразумевает, что данные разведки должны использоваться для стратегического планирования и совершенствования регламентов функционирования.
Так, если по результатам анализа и сопоставления собственных бизнес-процессов с процессами соперников по рынку окажется, что ключевые параметры технологии автодилера будут превосходить аналогичные компетенции конкурентов, то менеджменту целесообразно реализовывать атакующую стратегию. И противном случае необходимо либо совершенствовать бизнес-процесс 1.1, отмечающие за «уязвимые» сферы работы, либо мыбирать обооонительныи шин vinnaimviiu.
При экспресс-анализе положения организации по отношению к конкурентам и принятии решения о направлениях повышения его эффективности полезным может быть сравнение не только с деятельностью конкретного автоцентра, но и с параметрами локального рынка и даже отрасли (табл. 54).
Таблица 54 Сравнительный анализ финансовых показателей деятельности автодилера со среднеотраслевыми, %
Показатели | Компания-автодилер | Среднеотраслевые показатели | Показатели для локального рынка |
Рентабельность по чистой прибыли | 6,2 | 6,4 | 6,7 |
Маржинальная рентабельность (рентабельность валовой прибыли) | 10,3 | ||
Рентабельность инвестированного капитала (ROI) | 15,7 | 15,7 | |
Рентабельность собственного капитала (ROE) | 18,8 | 19,8 |
Например, в результате проиллюстрированного сопоставления автодилер может сделать вывод о том, что его компания несколько отстает по показателям текущей экономической эффективности от средних значений по отрасли (розничная продажа автомобилей и их сервисное обслуживание) и по средним показателям фирм, функционирующих на локальном с автодилером рынке.
Вместе с тем возможно предположить, что дилерской компании, для того, чтобы обогнать по показателям своих локальных конкурентов, необходимо обратить внимание прежде всего на оптимизацию постоянных затрат (управленческих и накладных расходов), поскольку именно за их счет показатель по чистой прибыли автодилера отстает от средних по рынку (6,2% против 6,7%), тогда как маржинальная прибыль опережает значение аналогичного рыночного — 10,3% против 10% (см. табл. 54).
Представленные в этой части методы разработки стратегии деятельности автодилера, регламентации его бизнес-процессов, последующего бюджетирования, контроля и анализа выполнения финансовых и нефинансовых показателей деятельности, планирования изменений для повышения эффективности ориентированы на комплексное управление доходами, затратами и качеством услуг.
Однако каждый процесс имеет свою организационную специфику, которая определяет способы его реализации. В маркетинговой деятельности компании ключевая роль отводится механизмам обеспечения доходов и корпоративного имиджа в глазах общественности, в логистической -*- инструментам оптимального по срокам, стоимости и ассортименту обеспечения автомобилями и запчастями. Более понятным порядок их применения в системе управления автодилерским бизнесом поможет сделать содержание второй части книги.