Применение комплексных методов мотивации персонала в автобизнесе

Для того чтобы система мотивации была эффективной, а затраты на ее разработку окупались связанным с ее внедрением ростом производитель­ности, профессионализма и качества труда, она должна прежде всего бази­роваться на следующих принципах [146]:

1) объективность — размер вознаграждения работника должен опреде­ляться на основе объективной оценки результатов его деятельности и их значимости для компании;

2) предсказуемость — сотрудник должен понимать, какое поощрение он получит в зависимости от результатов своей работы. Это обеспечивается прозрачностью правил, регламентов и методов определения вознагражде­ния, а также ясной связью между критериями оплаты труда и целями орга­низации;

3) адекватность — мотивация должна быть адекватна трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего коллектива, его опыту и уровню квалификации;

4) своевременность —- размер поощрения должен следовать за достигну­тыми результатами как можно быстрее;

5) значимость — стимулирование должно быть значимым для сотрудника и отвечать его ожиданиям;

6) справедливость — правила определения величины поощрений должны быть понятны всему коллективу.

Очевидно, что эффективность побуждения людей к выполнению их ра­боты зависит от стиля управления и типа руководства. При демократичном стиле большую роль играют экономические методы воздействия, тогда как при авторитарном — административные. Ориентируясь на стиль управ­ления, превалирующий в компании, определяют наиболее приемлемый способ мотивации (табл. 117).

И наоборот, для соответствующей ситуации, психологического портрета коллектива, способов решения поставленных задач можно определить наи­более благоприятный стиль управления с максимальным эффектом воздей­ствия на исполнителей.

Для эффективной мотивации труда используются в комплексе следу­ющие методы и способы стимулирования (рис. 71): материальное возна­граждение (денежное), система «орденов» [48], план профессионального развития, опционные программы для топ-менеджеров.

Применение указанных методов должно осуществляться на основе соот­ветствующих инструментов, позволяющих обоснованно и объективно по­ощрять персонал компании. Такими инструментами являются: ключевые


Таблица П Определение методой мотивации по стилю управления организацией [108]

Стиль управления hpitiumi щ)шч»1>и<;1И1ш стиля управления Механизмы no;i/it>ti< \пин но порсонпп Ситуации, когда применении данного С1ИПЯ оптимально
1. Авторитарное руководство (автократический, патриархальный руководитель-диктатор) Единоличная власть, жесткая централизация, полномочия практически не делегируются, минимальная ориентация на человека, все ориентировано на достиже­ние целей организации Управление по целям, правовые, директивные, прямые методы воздей­ствия, контроль, матери­альная и дисциплинарная ответственность Сильный лидер, подчиненные привыкли к авторитарному стилю. Подчиненные — люди нетворческого склада, инициативы от них нетребуется
2. Демократическое руководство Разделение власти, участие работников в управлении Мотивация через вовлеченность, экономи­ческие, косвенные методы стимулирования труда Подчиненные — творческие, инициатив­ные люди
3. Либеральное руководство Минимальное участие руководства в управлении, максимальная передача полномочий работникам, производительность труда — не главное, неформальные взаимоотношения в организации Социально-психологичес­кие методы, моральная ответственность Подчиненные — творческие, инициатип-ные люди, обладающие достаточной степенью самоконтроля иответственности
4. Обедненное управление (руководитель — пессимист) Отсутствие какой-либо четкой ориентации (задачи или персонал), руководитель не вмешивается в есте­ственный ход событий «Отрицательная» мотивация по отклоне­ниям, контроль Руководитель собира­ется выходить на пенсию
5. Организационное управление (руководитель — манипулятор) Удовлетворение средними результатами, девиз «не хватать звезд с неба», принцип — компромисс, главное — закрыть проблему То же Невозможно сочетать интересы, имеющие слишком разнонаправ­ленный характер
6. Групповое управление (руководитель иорганизатор) Распределение полномочий таким образом, чтобы достичь максимальной результативности, координа­ция процессов Мотивация по достигнутым результатам, ситуационное использование мотиваци-онных методов, вовлечен­ность в процесс управ­ления определяется «зрелостью» исполнителя (опытом работы, образова­нием, ответственностью) Оптимально в большин­стве ситуаций, но требуетпрофессионального менеджера

оценочные показатели деятельности (КРТ), методы балльных оценок и фа к торного сравнения (метод Хэя), применяемые для построения тарифных схем, методы оценки и аттестации персонала, использование нормативов. Система мотивации должна быть закреплена в руководящей документе ции и быть понятна и прозрачна для каждого сотрудника. Например, для обоснованного применения системы плавающих окладов необходи мо ВКЛВ l чить в должностную инструкцию обязанность работника по выполнению вверенных ключевых показателей деятельности. Только юридически и доку ментально закрепленные методы мотивации для всех уровней управления дают основания снижать размер выплат за невыполнение установленных показателей деятельности конкретным работникам.

ш




     
     
: ^  
    ■■•.
,i§ Si fill s в
all" ■X ^
. ■. ■;.: ■ ■ ■:■.:■■ ■. ■■ Г  
  * t
■~-i я О ;?■■■'
f Ц   •«?-■
Г   J
 
Применяемые инструменты

II


г


_J

I


  if
оу f
о ^\Ш1Ш^йШШ\;
':^:-Ш!&-Ш::\ Tff~iS:E©-;s;:
  ',?
   
  ;'!•;
. ■ ;^:- ^:,й:\л:^v
  :?
  °c
  ■!•  
■- ■' ■.V. ■:: ■.-.■■■■ |  
ШШрШвЙ * :
    '■,■
Is ;; :;
Ч=Г^всГ.^--.   ШШ!
:.... '■■    
о о. 2 КШ
It v ■г
|l- ■■;■ §W-  
5 =    

<o о

H

я

я я

Я

s

H О

S I

О Я Я

я я

Ч о

!■-'


Испои, iDiiiimif материальных методов стимулировании (финаш овос во та, •раж(к,ние)

Суп. применения материального вознаграждения в качестве способа мо­тивации заключается в выплате по итогам работы в отчетном периоде де­нежного вознаграждения работнику компании.

Различают следующие выплаты персоналу по итогам отчетного периода: фиксированные (оклады и выплаты по сдельным нормативам), премии за результаты труда, надбавки и бонусы за профессионализм, статус и лояль­ность.

Фиксированная часть вознаграждения, оговоренная в трудовом договоре с работником, может быть сформирована как за счет оклада, так и за счет сдельной зарплаты. Размер оклада определяется штатным расписанием ком­пании и фактически отработанным временем, размер ежемесячного возна­граждения по сдельной системе оплаты труда — фактической выработкой сотрудника, например количеством оплаченных трудозатрат.

Для привязки мотивации к результатам труда в систему материального вознаграждения должна входить и переменная часть, зависящая от различ­ных факторов. По данным исследований, наличие переменной части возна­граждения — основной стимул для деятельности персонала. Даже для не­давно принятого на работу сотрудника заманчивый размер оклада будет являться движущей силой только в первое время. Со временем гарантиро­ванные выплаты становятся привычкой, поэтому не стоит ждать от работ­ника больших усилий над собой, если мотивация сводится только к выплате пусть даже сравнительно больших окладов.

Поэтому в финансовых методах стимулирования важно наличие части денежного вознаграждения, которое зависит от результативности. Такое вознаграждение может состоять как из вознаграждения за результаты труда, так и из всевозможных надбавок и бонусов: за лояльность сотрудника, за его ранг и специфику должности, значимость для результатов деятельности компании.

В общем виде расчет совокупного вознаграждения сотруднику при такой системе рассчитывается по формуле

СВ = БВ + ПВ + ПВ + ПН,

перс корпорат '

где СВ — совокупные выплаты работнику за период; БВ — базовые, гаранти­рованные работнику выплаты по тарифной схеме (оклад за отработанное время и квалификацию); ПВ с — переменные выплаты, зависящие от ин­дивидуальных результатов труда и выполнения установленных персональ­ных планов, бюджетов и показателей; ПВ ат — переменные выплаты, зависящие от результатов деятельности подразделения или достижения об­щекорпоративных целей, например выполнения плана по выручке; ПН — переменные надбавки и бонусы, выплачиваемые за особые условия и про­фессионализм сотрудника, а также за результаты выполнения особо важных работ, поручений, проектов.

Базовые выплаты. В мировой практике построение тарифных схем для выплаты фиксированной части вознаграждения работнику проводится че­рез оценку труда с использованием методов ранжирования, классификации, балльной оценки или факторного сравнения (табл. 118).


:и!>


I lit* ищи i in

Характеристика методов построения тарифных схем

Метод Достоинства Недостатки Характеристики компании, для оптимального использования
Численность персонала, человек Уровень диверсифи­кации и дифферен­циации труда
Классифика­ции Простота и понятность использования. Низкие затраты на внедрение Высокая субъективность при оценке До 7 Низкий
Ранжирова­ния Простота использо­вания. Быстрота и низкие затраты на внедрение Не дает возможность оценить относительную ценность труда. Используется для компаний с небольшой численностью персонала До 15 Низкий
Балльнойоценки Объективность Высокие затраты на внедре­ние. Высокая трудоемкость из-за постоянного пересмотра шкал От 30 до 100 Средний
Факторного сравнения Объективность Высокие затраты на внедре­ние. Высокая трудоемкость Свыше 100 Высокий

Суть проиллюстрированных выше подходов заключается в следующем 1351. При использовании метода классификации все виды труда разбиваются на категории, после чего разрабатываются определенные правила класси­фикации для каждой категории работников по ряду факторов, например: сложность выполняемой работы, объем необходимых знаний, ответствен­ность и т.д. Далее на основе экспертной оценки существующие должности, описанные соответствующими должностными инструкциями, распределя­ются по категориям.

При использовании метода ранжирования осуществляется расстановка исех должностей в соответствии с их значимостью по отношению к одному ключевому признаку труда, например сложности выполняемой работы. Та­кой рейтинг должностей не учитывает другие факторы, например требуемый объем знаний для выполнения работы. Однако простота и нетрудоемкость применения данного инструмента позволяют эффективно использовать его В компаниях с небольшим коллективом.

При использовании метода балльной оценки должностей категориям вы­полняемых работ присваиваются баллы, количественно характеризующие должность с точки зрения ее значимости по отношению к выделенному фак­тору, например требуемому объему знаний.

Использование метода факторного сравнения требует проведения балль­ной оценки должностей по нескольким факторам труда, например: знания, период обучения (вхождения в должность), физические усилия, умственные усилия, требуемые инициативы, самостоятельность в принятии решений, коммуникабельность и т.д. В результате получается количественный рей­тинг всех видов должностей компании.

При определении размеров окладов нужно выяснить важность штатной позиции для компании (сколько компания готова платить за работу на этом рабочем месте; насколько данный сотрудник соответствует требованиям данного рабочего места), а также оплачиваемый объем времени (как измеря-


является единицей и ииерения времени работы на данном рабочем мс< re; оу дет ли оплачиваты и i верхурочная работа).

Для расчета оптимальной величины фиксированных выплат работникам компании можно использовать методы статистического анализа и балльной оценки [89]. Продемонстрируем использование предлагаемых методик на примере оптимизации тарифной системы автодилерского центра.

В соответствии с методикой оптимизация фиксированных выплат произ­водится на основе произведения коэффициента гармонизации и балльной оценки важности позиции для бизнес-процесса дилерского центра [89]. При этом коэффициент и формулу гармонизации окладов определяют при по­мощи аппроксимации множества данных в плоскости «размер ежемесячных выплат — балльная оценка важности позиции для компании» (рис. 72). Ре­комендованные выплаты рассчитываются по уравнению кривой аппрокси­мации, определяющей соответствующий коэффициент гармонизации.

На графике (см. рис. 72) указаны конкретные сотрудники дилерского центра в виде точек. По вертикали откладываются реальные оклады согласно штатному расписанию, а по горизонтали — ценность позиции для компа­нии. Размер ежемесячных выплат для штатных позиций дилерского центра определяется исходя из размера оклада и нормативов сдельной оплаты труда с учетом целевой выработки центров ответственности.

Уравнение кривой аппроксимации: у = 0,0028х - З.ОВЭбх + 1473,6 Начальник отдела продаж.

3500

<

Менеджер по маркетингу Мастер слесарного цеха Мастер жестяного цеха

з зооо о

Главный инженер объекта

Приемщик '" |^адовщйТ'Жестпн1ч'и,< \ Диагност ^ Бухгалтер (кассир)
 
 
 

600 800 Значимость, баллы

Рис. 72. График «оклад — ценность»

С помощью метода наименьших квадратов (МНК) на графике строится линия зависимости данного множества и определяется соответствующая формула уравнения аппроксимированной кривой для получения более точ­ных значений.

Оптимальным считается ситуация, когда ежемесячные выплаты нахо­дятся в определенном коридоре, сонаправленном линии аппроксимации (см. рис. 72). В случае если размеры фиксированных выплат значительно выше коридора, то сотрудники переплачены, если ниже, то недоплачены.





Как видно из графика, недоплачивают зарплату главному инженеру объ­екта, В переплачивают продавцу запчастей. Оклады перечисленных сотруд­ников не входят в коридор (см. рис. 72) и должны быть соответственно скор­ректированы.

Для построения такой зависимости необходимо дать количественную оценку каждой штатной позиции в баллах. Для этого используются экс­пертные методы балльных оценок должностей автодилерской компании по следующим областям: навыки и знания, умственные усилия, ответствен­ность, коммуникабельность, объем инициативы.

Классификацию позиций произведем на основе группировки должно­стей по параметрам, описывающим каждый фактор, с присвоением соответ­ствующей оценки, присущей данному параметру фактора (так называемой кластеризацией). Для этого разрабатываются соответствующие карточки по всем рассматриваемым критериям (табл. 119, 120).

Таблица 119 Описание фактора «навыки и знания»

Г. и и Параметр Оценка, баллы
  Выполнение простых заданий по определенным стандартным процедурам. Работа с простым оборудованием. Не требуется предварительного обучения или опыта. Монотонная работа с выполнением единичных функций  
  Знание основных процедур и операций. Минимальные навыки при работе с оборудованием. Требуется наличие среднего уровня обучения и знаний. Выполнение единичных функций, но разнообразных операций  
3 4 Знание более сложных, но стандартизированных, регламентных процедур работы. Умение работать с различным оборудованием. Требуются знание и достаточный опыт работы на таком оборудовании. Выполнение двух и более групп функций при разнообразии операций  
Знание процедур, регламентов и операций в технической сфере для выполнения комплекса работ. Требуются значительный опыт и уровень образования. Требуются навыки и знания к собственному суждению и принятию решений по техническим и специализированным вопросам. Выполнение операций по налаживанию технологической связи, диагностических операций. Выполнение несколько групп функций и нерегламентных операций  
  Знание широкого спектра операций, не включенных в регламентные и общепри­знанные процедуры. Требуются глубокие знания и большой опыт в смежных областях деятельности. Собственное суждение и принятие обоснованных решений. Выполнение несколько групп функций при непредсказуемости их возникновения. Операции не регламентированы  

пстситпых iki........ i HKi "ч штелыювходя'1 директор по персоналу,

руководитель i омпймии и финансовый директор.

По итогам балльной оценки штатных позиций получается таблица

(табл. 121), да.........в- которой используются для построения кривой «размер

ежемесячных выплат балльная оценка важности позиции для компании» (см. рис. 72).

Таблица 121 Результаты балльной оценки штатных позиций дилерского центра

Должность (позиция) Факторы оценки Итого
Навыки и знания Умственные усилия Ответствен­ность Коммуника­бельность Объем инициативы
Слесарь            
Маляр            
Жестянщик            
Арматурщик            
Мастер жестяного цеха            
Диагност            
Диспетчер            
Электрик            
Мойщик автомобиля            
Продавец запчастей            
Менеджер по запчастям            
Менеджер магазина            
Продавец автосалона            
Начальник отдела продаж            
Приемщик            
Моторист            
Инженер по гарантии            
Главный инженер объекта            
Кладовщик            
Бухгалтер (кассир)            
Мастер слесарного цеха            
Шеф-механик            
Менеджер по маркетингу            


Таблица 120 Описание фактора «умственные усилия»

Ранг Параметр Оценка, баллы
  Работа требует выполнения установленных действий (методы работы четко определены и ограничивают выбор действий)  
  Работа требует выполнения систематического анализа (выбор путей решения проблемы с большим количеством факторов)  
  Работа требует выполнения детального анализа (необходимы логические рассуждения на основе опыта и знаний соответствующей отрасли, творческий подход в поиске и нахождении информации и решении проблем)  

На основе разработанных карт для критериев «навыки и знания», «ум­ственные усилия», «ответственность», «коммуникабельность», «объем ини­циативы» оцениваются все штатные позиции по выработанной шкале оце­нок. Процедура проводится соответствующим комитетом или группой ком-


Балльную оценку можно проводить с учетом весовых коэффициентов значимости должностей для бизнес-процессов компании. В этом случае для каждого фактора будет определен весовой коэффициент, а итоговый балл (ИБ) оценки с учетом важности факторов поможет рассчитать формула

N

'^штатной позиции 2*г* штатной позиции п h

1=1

где (^штатной позиции),- ~ балльная оценка штатной позиции по i-му фактору, / = 1,...,./V — количество факторов оценки; Wi — весовой коэффициент /-го фактора.

Ранжирование должностей указанным методом целесообразно прово дить регулярно, учитывая постоянное совершенствование бизнес-пропс < сов и соответственно должностных функции штатных единиц компании.




:ии


Другим способом ранжирования должностей но степени значимое! ляется метода Хэя, который широко освещен у МНОГИХ авторов [напр., 146]

Важно отметить, что в автобизнесе использование рассмотренных подхо­дов, с одной стороны, позволит обосновать размеры вознаграждения в зави­симости от важности, условий труда, умственных и физических усилий, от­ветственности, инициативности, степени самостоятельности в принятии решений, требуемого объема коммуникации, необходимых для конкретной штатной позиции, а с другой - поможет сформировать в коллективе дух спортивного соперничества, стремления к самосовершенствованию и соб­ственному развитию работников благодаря четкому описанию требуемых навыков, профессиональных и деловых качеств, необходимых для занима­ния соответствующей позиции в компании. Благодаря оценке кандидаты развивают те навыки, которые им необходимы для карьерного роста. В этом случае описание и ранжирование штатных позиций на основе балльной оценки факторов значимости являются сильным инструментом мотивации персонала.

Вместе с тем разработка системы тарифных ставок и окладов для авто­
бизнеса на основе балльных оценок имеет ряд недостатков, среди которых
например: '

• трудоемкость процесса, связанная с постоянным совершенствованием
системы, пересмотром балльных шкал в разрезе, как минимум, семи фак­
торов значимости по каждой позиции и постоянным изменением описа­
ния должностей;

• наличие группы высококвалифицированных экспертов, способных объ­
ективно с помощью балльной шкалы оценить каждую должность.
Премии за результаты труда. Управление мотивацией персонала с исполь­
зованием премии за результаты труда базируется на применении методов
управления по целям (МВО - Management By Objectives) [45, 142, 147, 154] и
использовании ключевых оценочных показателей. Данный инструмент со­
четает в себе как функции мотивации, так и функции управления стратегией
компании, поэтому он заслуживает отдельного и более детального рассмот­
рения (см. далее).

Бонусные выплаты. Использование бонусной системы стимулирования эффективно для мотивации непроизводственных работников и работников руководящих должностей, персонала, занятого интеллектуальным трудом. В бонусные выплаты могут входить как разовые выплаты за поощрение особо важных работ, так и периодические - за выслугу лет и лояльность к компании, надбавки за профессионализм сотрудника и т.д.

Обоснование размера выплат можно осуществлять при помощи рассмот­ренной балльной оценки [146]. Однако менее трудоемка регулярная оценка персонала по результатам работы в отчетном периоде на основе анкетирова­ния (рис. 73).

Данные анкеты заполняются кадровой службой и согласовываются с ра­ботником. Затем производится балльная оценка (в данном примере по 10-балльной шкале). При этом анализ раздела 2.1 указанной анкеты служба персонала производит совместно с экспертами, компетентными в оценке деятельности всей компании, такими как экономические отделы компа-

нии. 350


UlirilkV IK) |>;i I'liJi.irvi..•......................................................................

разделения, к которому ОТНОСИТ! Я рабОТНИК.

На основе данных оценки и промежуточных расчетов раздела 5 анкеты рассчитывается интегральный коэффициент (ИК), который будет COOTB61 ствовать величине надбавки, выраженной в процентном отношении к окладу работника:

ИК = стр. 5.3 х (стр. 6.1 +стр. 6.2 +стр. 6.3) х((стр. 6.4 +стр. 6.5)/2).

Величина надбавки определяется по шкале (табл. 122) путем ее выбора in соответствующего диапазона значений интегрального (расчетного) коэф фициента. В нашем примере расчетный коэффициент равен 1404 (7,К х х (7 + 8 + 5) х ((9 + 9)/2)). По шкале это соответствует величине надбавки н 29% оклада работника.

Таблица 122 Шкала для определения размера надбавки

Диапазон значений расчетного коэффициента Величина надбавки, % оклада Диапазон значений расчетного коэффициента Величина надбавки, % оклада
минимум максимум минимум максимум
-          
           
           
           
          за
           
           
           
          ^9
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Необходимо отметить, что формула расчета и шкала надбавок индивиду­альны для каждой компании. При разработке шкалы и формулы расчета и п тегрального коэффициента необходимо учитывать, что значимость для ком пании результатов деятельности сотрудника регулируется установлением максимально допустимого значения балла и величиной коэффициентов в расчетной формуле. Кроме того, для зависимости размера поощрения ОТ балльной оценки желателен прогрессивный рост, который регулируется ве­личиной интервалов между значениями расчетного коэффициента в шкале надбавок.


_______ Анкета о профессиональном мастерстве и высоких достижениях в труде сотрудника компании «XXX"

\ Общие сведения

  ФИО .'аа-оа,' = = -.' = = -: =.'-    
1.2, Структурное подразделение Z~zi~ vac<e-.fs-a и продаж  
1.3. Должность 3 = ve:-,' е."= начальника оi дела  
1.4. Период трудовой деятельности в компании январь 2001 — сентябрь 2004  
1.5. Продвижение по службе в течение 3-х последних лет ведущий специалист отдела маркетинга и продаж (январь 2001 — январь 2003); заместитель начальника отдела маркетинга и продаж (январь 2003 — наст, вр.)
1.6. Фиксированный оклад на момент составления справки 21 000 рублей  
1.7. Объем премиальных выплат по результатам работы в течение последнего года в процентах от оклада 1 квартал 2005 2 квартал 2005 3 квартал 2005 4 квартал 2005 350% 280% 380%
1.8. Квалификационная характеристика    
1.8.1. Опыт профильной работы 7 лет  
1.8.2. Ученая степень нет  
1.8.3. Высшее образование по профилю работы есть, специальность — менеджме нт ■ " " -
1.9. Профессиональная характеристика  
1.9.1. Курсы, семинары по профилю выполняемой работы (когда и кем выдан соответствующий сертификат, свидетельство, диплом) Свидетельство о прохождении курса эффективных продаж  
Свидетельство об окончании обучения по программе МВА  
I  
2. Сведения о сроках (за последний год) и особо значимых результатах работы, обеспечивших повышение эффективности деятельности
2.1. | Дилерского центра    
Результаты работы   Сроки исполнения Баллы (1-10)
Разработка технологии работы единого са//-центра дилерской сети   Апрель — июль 2005 года  
Участие в организации работы единого са//-центра дилерской сети   Июль — август 2005 года  
Участие в разработке маркетинговой стратегии компании   Май — август 2005 года  
2.2.| Структурного подразделения    
Результаты работы   Сроки исполнения Баллы (1-10)
Разработка программы лояльности клиентов дилерского центра   Август — сентябрь 2005 годв  
2.3.| Новации на рабочем месте    
Наименование новации   Сроки исполнения Баллы (1-10)
Внедрение новых маркетинговых инструментов сбораи анализа информации о предпочтениях клиентов дилерского центра и их отзывов о деятельности и качестве обслуживания Сентябрь 2005 года  
3. Дополнительные инициированные результаты работы, вы юлненные в ходе действия персональной надбавки  
Наименование работы   Баллы (1-10)
3.1. (Отсутствуют   -



:,rtff :i;ll:.. -;»


Планируемые работы



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: