Важным аспектом эффективного внедрения корпоративной культуры является соответствие ее норм стилю управления организацией и ее подрач делениями. На это важно обращать внимание при подборе руководящего персонала и формировании кадрового резерва компании, поскольку лидер ское поведение, идущее вразрез с пропагандируемой философией бизнеса, обычно приводит к ее разрушению и созданию напряженности в КОЛЛвК тиве. Очевидно, что при демократичном руководстве были бы более эффек тивны нормы инициативного поведения работников и самостоятельности,
и\
... I пиши |
■I|»|»< 1.Ш1ЖНЦС ГИ (>|Н Мни I кцимийпьной огруигуры |
тогда как при жестком единоличном управлении упор следовало бы сделан, на директивное управление.
Для построения корпоративной культуры, базирующейся на обозначенных ранее принципах, в кандидатах на руководящие должности в качестве ключевых задач лидера рассматривают способности развивать других лидеров и работать за пределами своей компетенции, наличие мастерства внушения веры людям, умение определять стратегию и осуществлять тактические действия [100] (табл. 131). Через развитие ключевых навыков лидерства подлежат развитию способности и качества руководителя современной автодилерской компании, затрагивающие области мотивации и развития персонала, выстраивания эффективных коммуникаций, формирования корпоративного духа и культуры, нацеленной на результат, стимулирования лояльности сотрудников, укрепления имиджа лидерства (см. табл. 131).
|
|
Однако, если в организации уже сложился определенный тип руководства, то можно предопределить стиль лидерства, наиболее эффективный для проведения стратегии и создания условий, при которых личные цели сотрудников совпадают с корпоративными (рис. 79).
Таблица 131 Требования к навыкам руководителя для решения лидерских задач [100]
Ключевые навыки лидерства |
Направления развития руководителя
1. Способность развивать других лидеров 2. Наличие мастерства внушения веры людям 3. Умение работать за пределами своей компетенции 4. Способность определять стратегию и осуществлять тактические действия |
1. Внимание на выполнение значимых задач
2. Проактивное мышление
3. Совершенствование навыков человеческого общения
4. Неустанное изучение окружающего мира
X
Подзадачи лидерства |
Требуемые навыки и качества руководства
Мотивация «персонала |
Умение мотивировать коллектив на выполнение поставленных задач и достижение общекорпоративных целей и реализацию стратегии Мастерство стимулировать подчиненных нематериальными методами
|
|
Развитие [♦[персонала и организации |
Способность быть наставником
Умение делегировать интересную и развивающую работу своим подчиненным
Нацеленность на постоянное совершенствование и новации
Выстраивание эффективных коммуникаций |
Умение похвалить за заслуги
Честность
Готовность к общим собраниям и совещаниям
Умение слушать
Способность устанавливать эффективную обратную связь с подчиненными
Наличие опыта импровизировать
Формирование корпоративного Мдуха и культуры, нацеленной на результат |
Умение развивать чувство миссии и ценностей компании у подчиненных Наличие опыта поддерживать сотрудников
Мастерство быть эталоном корпоративного поведения для своих подчиненных Умение защищать свой коллектив, его ценности и отстаивать интересы подчиненных и организации Проницательность и смелость
Стимулирование лояльности сотрудников |
Наличие способности справедливо относиться к сотрудникам и определять
справедливое вознаграждение за результаты труда
Умение делиться своими знаниями с подчиненными
Умение признавать результаты труда подчиненных
Наличие опыта стимулировать удовлетворенность повседневной работой и
выполняемыми задачами
Умение признавать идеи подчиненных
Укрепление имиджа лидерства |
Наличие мастерства эффективно использовать стандарты самопрезентации Умение поддерживать веру в лидерство за счет внешних проявлений
III...... к.." |
До(|Ц|1.111 >||>С|НЖ1И111
фШ11:пи|)шшмим
СфНННИЧПСКИХ ЦМЦМИ
и цшшести организации
ВЛИЯНИЕ |
СОТРУДНИЧЕСТВО |
I |
II.I III.и уроПИИ VI11ЧЧИ.. ИИ
Выбор позволяет:
2.Создать условия, прикоюрих иичпмпцени
ДИРЕКТИВА |
СОТруД! 1ИКОН CUHIII1Д11» 11
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ |
с целями организации
Рис. 79. Выбор стиля лидерства в зависимости от моделей поведения руководите и я (по [100])
Для повышения конкурентных преимуществ предприятия от внедрения корпоративной культуры немаловажными качествами руководителей я или-ются творчество и инициативность. Деятельность креативного, ипповлпп онного начальника генерирует идеи, направленные на саморазвитие ком па нии, оттеснение конкурентов за счет внедрения новых услуг и продуктов, стимулирование новаций и экономии ресурсов, формирование благоприя Г ного, живого имиджа руководителя, объединяющего вокруг себя коллек
тив.
Культура организации требует регламентации соответствующего поведе
ния и качеств ее работников.
Несомненно, руководитель должен уметь делегировать свои полномочия подчиненным. Если работник постоянно обращается к своему непосрел, ственному начальнику, он необоснованно тратит его время и, кроме ТОГО, i № развивает свою компетентность, преднамеренно устраняясь от принятия ре шений. Тогда как вовлечение подчиненных в процесс принятия решений имеет ряд положительных моментов: во-первых, снижается необос! юван паи перегрузка руководителей; во-вторых, стимулируется творческий и ответ ственный подход к решению задач; в-третьих, высвобождается время руко водителя, которое он должен тратить на планирование стратегии, профессиональное и личностное совершенствование. Такой подход реализуется, когда руководители достаточно уверены в себе и обладают набором определенных личностных качеств [108].
Например, удержание дистанции в отношениях с подчиненными — тоже важное качество руководителя. Неумение разделять человеческие и деловые отношения с подчиненными — причина снижения мотивации и эффектив ности работы сотрудников, стрессов начальников и коллектива [29].
Излишняя демократия в стиле руководства — тоже опасный инструмент! Специалисты-психологи советуют руководителю быть предельно осторозк ным в неформальных мероприятиях с подчиненными. Если такие меропри ятия противоречат стилю руководителя, то предпочтительнее от них 0TKI заться [29], поскольку излишняя формальность может отрицательно ска заться на эффекте вечеринки.
|
|
Соблюдение дистанции — это требования не только к руководителю, по п подчиненному. Поэтому изначально при подборе персонала важно обра щатъ внимание на умение будущего кандидата соблюдать принципы и куш. туру общения в связке «руководитель — подчиненный». К примеру, в амери канских компаниях принято называть начальника по имени. Некоторые
:i/:i
российские компании с иностранным капиталом или иностран с предста
вительства используют именно такой подход в обращениях к руководителю. Однако не стоит забывать о сформулированных принципах построения корпоративной культуры, в основу которых положен учет особенностей и ментальное™ среды и культуры, в которой функционирует дилерский центр. Поэтому в компаниях с российским персоналом подчиненным все же рекомендуется обращаться к начальнику по имени и отчеству.
Чтобы ограничить излишнюю фамильярность подчиненных, специалисты советуют использовать защитные меры, среди которых [29]:
• приглашение на встречу через секретаря, а организация приема по предварительной записи;
• просьба к подчиненному излагать предложения и вопросы в письменном виде;
• перевод сотрудника на контракт, с четким ограничением границ дозволенного;
• ведение разговора только о деле и демонстрация профессионализма;
• официальный тон общения и выдерживание дистанции, которая в деловых отношениях между собеседниками составляет не менее 60—120 см, т.е. проведение разговора через стол;
• обращение к подчиненному по имени и отчеству;
• повышение собственного авторитета в глазах коллектива через умение эффективно отстаивать интересы, идеи и результаты своего подразделения, грамотно ставить задачи, а также помогать решать проблемы, в том числе своих сотрудников.
Однако встречаются ситуации, когда отдаленная дистанция — не лучший вариант соблюдения комфортных отношений в коллективе (например, если начальник молодой и уступает в профессиональных качествах подчиненным).
|
|
Наличие родственных отношений в компании — еще один ключевой аспект формирования благоприятного климата в коллективе, который, по мнению экспертов, имеет свои достоинства и недостатки (табл. 132).
Таблица 132
Достоинства и недостатки родственных отношений в деловой среде [95]
Достоинства | Недостатки |
Установленные с детства доверительные и близкие отношения | Угроза семейным отношениям в случае кризиса в бизнесе |
Отсутствие затрат времени на знакомство и «притирку» друг к другу | Трудность в установлении деловой дистанции в отношениях на работе |
Понимание друг друга с полуслова | Обоюдная конкуренция, порождающая соперничество, переходящее в зависть и интриги |
Концентрация на деле, а не на статусных играх и интригах | Масштабные негативные последствия в случае малейшего разногласия и из-за психологической перегруженности обстановки за счет жизненных воспоминаний из совместной жизни |
Разделение ролей в семье, отражающееся на взаимном дополнении на работе: один хорошо видит общую картину, другой — детали и практическое воплощение стратегических идей | Риск нарушения гармонии в деловых и семейных отношениях из-за различия в жизненных целях и достижениях |
Наличие общих ценностей, переносимых на деловую почву и отношения | Риск попустительства и некачественного выполнения порученной работы одним из родственников |
Таким обри юм, кадровым i nj кбам необходимо не только pel паментиро
паи. нормы корпор!.. того поведении, учитывающие особенности эффек
тивных взаимо!..... инений в коллективе, но и соответствующим образом
производить Подбор персонала и расставлять кадры, обеспечивая максн мальную комфортность и продуктивность их работы в условиях, опрвдв ленных организационной культурой.