double arrow

Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидатель­ная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятель­ный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.

Из общеизвестных форм к делам можно отнести трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие фор­мы коллективных творческих дел.

Заметим, в реальной практике эти формы могут быть воп­лощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактиче­ски по характеру реализации форм-дел можно различить три их подтипа:

дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально (председатель совета, командир, ответственный или педагог). Они могут выглядеть просто как организованная, продуктивная общая работа. Например, посадка деревьев, концерт для родителей, изготовление сувениров для гостей и т. п.;

творческие дела, отличающиеся прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива (творческой или инициа­тивной группы, микроколлектива и др.), которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников. Например, творческая группа разработала идею фестиваля рисованных фильмов, раздала командам роли представителей киностудий стран мира и задания: нарисовать и «озвучить» фильм на такую-то тему, выступила в роли ведущих и жюри кинофес­тиваля;

коллективные творческие дела, в организации которых и твор­ческом поиске лучших решений и способов деятельности принима­ют участие все члены коллектива.

О последних следует сказать особо. Коллективные творческие дела (КТД) как особый тип форм воспитательной работы разработаны и названы так И. П. Ивановым. Основу методики их организации составляет коллективная организаторская творче­ская деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планиро­вания до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи».

Несомненно, из всех типов форм воспитательной работы, существовавших ранее и существующих ныне, КТД обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:

предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);

обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

способствуют укреплению коллектива, его структуры, содей­ствуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений.

Игры— это воображаемая или реальная деятельность, целе­направленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Говоря об основных признаках игр, можно отметить, что они не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел), однако могут и должны быть полезны для развития и воспитания их участников и направлены именно на это. В играх в отличие от мероприятий имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности. То, что не всегда могут воспитанники в реальной жизни, им часто удается в играх. В игровой деятельности могут проявляться различные способности и личностные качества воспи­танников, могут интенсивно формироваться внутриколлективные отношения. Что касается способов организации, то игры (как формы воспитательной работы), как правило, организуются педагогом (или педагогическим коллективом) часто при активном участии самих воспитанников.

К формам-играм можно отнести: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Чтобы точнее провести отличие названных типов форм воспи­тательной работы, отметим, что МЕРОПРИЯТИЯ проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. ДЕЛА обычно делаются для кого-то (в том числе и для самих себя) или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. ИГРЫ же не предполагают получение никакого продукта, они самоценны как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

(Титова Е.В. Если знать, как действовать. – М., 1993. С.91 – 118.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: