1. Форма — это внешнее выражение какого-либо содержания.
В данном случае содержание воспитательной работы: соответствующей познавательной информации, эмоций, чувств, поведенческих норм и реакций, практических и организаторских умений, приобретаемых воспитанниками в специально организованной совместной деятельности.
Иногда кажется, что одно и то же содержание может быть выражено в разных формах. Например, можно провести с ребятами беседу о культуре поведения, а можно — веселый конкурс «О хороших манерах на живых примерах», игру-путешествие «В страну Этикета», «Рыцарский бал» и много чего еще. Все эти формы на первый взгляд выражают одинаковое содержание — информацию о правилах культурного поведения и их предыстории. Однако если вникнуть глубже, то можно понять, что события эти будут различаться не только по своей форме (беседа, конкурс, игра-путешествие, бал и т. д.), но и по содержанию. Это будет так, даже если мы предположим, что в каждом из случаев используется абсолютно идентичная познавательная информация (один и тот же материал из научно-популярной и художественной литературы, одинаковые примеры из жизни, ситуации и т. п.).
|
|
Дело в том, что содержание воспитательной работы не ограничивается только информацией, которой оперируют воспитатели и воспитанники. Оно включает в себя и тот опыт, который актуализируют и приобретают участники деятельности (эмоционально-нравственный и действенно-практический): опыт эмоциональных переживаний, опыт отношений (к людям, к деятельности, к ценностям), опыт взаимодействия и личных действий, опыт общения.
Если педагог проводит беседу о культуре поведения, то содержанием этого конкретного момента его воспитательной работы будут, во-первых, некая педагогически ценная информация о предмете беседы, которую он сам сообщит воспитанникам и которой они обменяются друг с другом; во-вторых, способы, приемы и правила коллективного общения, например, такого типа: «если хочешь что-то сказать, подними руку, попроси слова»; «внимательно слушай, не перебивай говорящего», «отстаивая свою точку зрения, ищи подходящие аргументы» и т. п. Наконец, в-третьих, содержание этой работы воспитателя может включить в себя и некоторые нравственные уроки, которые должны будут извлечь для себя воспитанники. Ну, например, такого рода: «интересный собеседник тот, кто много знает, много читает»; «мнения у людей разные, но каждое из них имеет право на существование» и т. п. Все эти аспекты содержания воспитательной работы могут найти свое внешнее выражение в форме беседы. Правда, могут и не найти. Это уже будет зависеть от того, как сам педагог сумеет продумать и реализовать воспитательные возможности формы.
|
|
2. Форма — это структура, система организации чего-либо. В воспитательной работе это структура и система организации конкретного акта или цикла целенаправленной совместной деятельности воспитателей и воспитанников. Иными словами, форма воспитательной работы задает и отражает определенную логику действий, взаимодействия участников коллективной деятельности. Существует обобщенная методика (алгоритм) организации коллективных дел, событий, форм работы. Она лежит в основе структуры и системы организации конкретных форм. Эта методика предполагает последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности. Самый общий план ее может быть условно выражен формулой: подготовка — проведение — анализ. Более подробно об этом речь пойдет в главе «Как добиться коллективного творчества?»
Однако многие формы обладают собственными специфическими особенностями их реализации, по которым и отличаются одна от другой.
Например, такая форма, как защита проектов, независимо от содержания имеет следующую структуру:
выбор общей темы;
формирование проектных групп;
выбор тем проектов и их разработка группами;
подготовка к защите (выбор способа представления проекта, изготовление иллюстраций, подготовка выступления);
защита (сообщение проектных групп, обсуждение);
оценка проектов, подведение итогов.
Будет ли это обсуждение фантастических проектов (например, школы будущего) или реальных, проектов материальных (например, школьной территории, городского сквера) или социальных (например, защита прав учащихся); будет ли это просто творческая игра или жизненно необходимое дело — все элементы структуры защиты проектов как формы будут иметь место. Иначе говоря, какие бы методические модификации ни принимала эта форма, ее структура остается относительно постоянной.
Именно в тех случаях, когда в организуемой деятельности появляются совершенно определенные (специфичные или специфично взаимосвязанные) структурные элементы, и можно говорить о форме.
3. Форма есть совокупность приемов и средств. Правда, в словарях обычно речь идет об изобразительных средствах художественных произведений. Однако это не мешает провести параллель и рассмотреть в этом ракурсе формы воспитательной работы.
О каких приемах и средствах может идти речь? Быть может, о приемах педагогического воздействия (требование, совет, просьба, доверие и т. д.)? Но, разумеется, никакая их совокупность не составит форму работы. Существуют в арсенале педагогов приемы иного рода, без владения которыми организовать воспитательный процесс в коллективе практически невозможно. Речь идет об организаторских приемах. Что можно считать организаторским приемом? Действие, позволяющее решить конкретную организаторскую задачу (часто мини-задачу).
Например, такую задачу, как распределение творческих поручений по подготовке общего дела между микроколлективами, можно решить с помощью следующих организаторских приемов:
жеребьевка — представители микроколлективов наугад тянут поручения. Этот прием имеет множество вариантов исполнения: «бумажки из шапки», «бумажки в надувных шариках», «розыгрыш» и др.;
свободный выбор — по желанию, кто что хочет. Варианты:
a. выбор делает представитель микроколлектива на совете;
b. выбор делает весь микроколлектив на общем сборе;
задание — прямое поручение организатора или органа: «вам необходимо сделать то-то и то-то». Варианты:
а) задание получает представитель;
б) задание получает весь микроколлектив на общем сборе;
«аукцион» — поручение получает («покупает») тот микроколлектив, который вносит больше предложений по его выполнению;
|
|
«добровольцы» — для выполнения особо сложных поручений вызываются микроколлективы-добровольцы, готовые взять на себя эти сложности.
… организаторские приемы целесообразно сочетать с приемами педагогического воздействия, стимулирующими и формирующими личностное отношение к участию в деятельности. Например: авансирование успеха («возьмите это поручение на себя, у вас оно получится лучше всех»; «я думаю, что только вы сумеете с этим поручением справиться» и т. п.); доверие («я уверен, что вы сможете разумно и рационально распределить силы в своем звене, чтобы никто не остался в стороне»); мнимое сомнение («не знаю, справитесь ли вы с заданием: оно довольно сложное»); увлечение («а вам достанется самое интересное и приятное поручение, выполнять его — одно удовольствие!») и др. Такого рода приемы будут играть роль воспитательных средств.
Вообще само понятие «воспитательные средства» тоже не имеет пока однозначной трактовки. В данном контексте к воспитательным средствам можно отнести то, что используется в воспитательной работе.
Условно можно различать средства прямого (непосредственного) воздействия. Кним как раз и относятся вышеназванные приемы. Однако, как уже было сказано, не они определяют специфику форм работы.
Из воспитательных средств прямого воздействия наиболее сильными, связанными с формами работы являются правила, условия, регулирующие поведение и деятельность участников. Они помогают устанавливать определенный порядок организации конкретных ситуаций, процедур взаимодействия участников.
…В достаточной мере специфику форм определяют воспитательные средства косвенного (опосредованного) воздействия. К таким средствам можно отнести, например, элементы оформления коллективных дел и событий (музыкального, художественного, светового).
Итак:
ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ — это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.
|
|