Коллективная творческая деятельность

В методической литературе можно найти рекомендации, как проводить различные формы воспитательной работы, довольно часто публикуются сценарии многих дел. Принципиально важным моментом является сте­пень участия и роль школьников (и соответственно учителя) в их подго­товке и проведении. Исходя из этого, можно выделить три модели (спо­соба организации, методики) проведения воспитательных дел с ученика­ми. Согласно первой, учитель сам организует воспитательное дело, дея­тельность учеников: готовит материал, выступает, ведет воспитательное занятие. Так, например, проводится беседа, дискуссия, сообщение о чем-либо на классных часах, о которых шла речь выше и которые надо гото­вить так же тщательно, как уроки. Необходимо владеть информацией, продумать цель, задачи, содержание, ход занятия. Хорошее слово авто­ритетного учителя может обладать большой силой. Поэтому классный ру­ководитель должен уметь информировать учащихся по любым вопросам, убеждать их, вести за собой.

Вторая модель предполагает привлечение учеников из актива, орга­нов самоуправления, родителей, других участников для проведения, ска­жем, праздника, однодневного похода и т.п. Привлечение учеников и всех других участников воспитательного дела выражается в том, что под руко­водством педагога они выполняют различные поручения п его подготов­ке и проведении. Здесь используется принцип активизации, вовлечения учеников в деятельность. Важно при этом, чтобы, во-первых, ученики сознательно, а не как заводные куклы, исполняли свою роль, поручение и при этом испытывали удовлетворение. Во-вторых, нельзя, чтобы все­гда одни и те же ребята выполняли поручения, а другие оставались в сто­роне, не имея возможности развиваться. Некоторые ученики всю школьную жизнь выступают ведущими концертов и вечеров. Директору и учи­телям удобно: не надо каждый раз готовить нового человека.

В полной мере принцип активности учеников (воспитания в дея­тельности) реализует третья модель организации воспитательного меро­приятия, которую называют методикой организации коллективного твор­ческого дела.

Немного истории. Эта методика возникла в 60-е гг. в работе ленин­градских педагогов во главе с И. П. Ивановым, обучавших пионерские и комсомольские активы школ. И.П. Иванов и его коллеги возродили и обновили систему организации воспитывающей деятельности А.С. Ма­каренко, для которой характерно следующее: взаимодействие разных ми­кроколлективов, сменные и дежурные командиры, система распределе­ния дел на день и более длинные сроки, собрания групп с обсуждением дел, планов, поступков, оформление детской жизни такими деталями, как строй, парадная форма, игра, традиции. Ленинградские педагоги все это применили к организации целого дня жизни-учебы активистов школ. В результате родилось социально-педагогическое движение, направленное против формализма и казенщины в детских организациях и школе и ут­верждавшее приоритет активной творческой жизни школьников с целью собственного развития и улучшения окружающей действительности.

Методика стала применяться в пионерских и молодежных лагерях, школах, интернатах и была описана в педагогической литературе. Ее глав­ные принципы таковы:

· воспитывать в совместной развивающей деятельности детей и взрослых, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в
любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных,
групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;

· обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что
ведет к развитию умении, характера, способностей школьника.

Организация дел класса и школы, в которых участвует много людей (туристический слет, праздник, поход, фестиваль) и которые собственно и называются коллективной творческой деятельностью, имеет следующие этапы.

1. Создание Совета дела (или Временной инициативной группы), задача которого организовать все дело, вовлекая в работу всех, создавая, если надо, другие группы для подготовки отдельных эпизодов дела. В Со­вет дела можно избирать, назначать, входить добровольно. Совет дела создается только на период проведения данного мероприятия, после которого он распадется, что обеспечивает смену ролей.

2. Разработка сценария дела. Ее осуществляет Совет дела, для чего мож­но использовать метод мозговой атаки. Задача педагога на этом эта­пе — разбудить фантазию, инициировать творчество. Напомним пра­вила мозговой атаки. Ставится задача, например, провести двухднев­ный поход. Участники выдвигают и записывают все предложения, вплоть до фантастических. Предложения не критикуются до окон­чания сеанса, но могут быть развиты, дополнены. Когда предложе­ния иссякли, остается произвести их разбор и отобрать оптималь­ные. В случае необходимости сеанс повторяется.

3. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Задача, во-первых, обеспечить успех, для чего все предусмотреть, приготовить, а во-вторых, вовлечь всех. Успех обеспечивается и тем, что опытный ученик, уже умеющий что-то делать, работает с неопытным и обучает его.

4. Рабочая подготовка дела. На этом этапе взрослым разрешается помо­гать детям что-то узнать, чему-то обучиться, тем самым способствуя их развитию и воспитанию. На этом этапе действует принцип совме­стно-разделенной деятельности: взрослые показывают, а делают вме­сте.

5. Непосредственное проведение самого дела. Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, определить место и роль каждого в обшей работе. Это внутренне возвышает, обогащает каждо­го участника дела.

6. Заключительное заседание Совета дела. На нем говорят о том, что по­лучилось, что не получилось и почему. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей. К другому делу со­здается другой Совет дела и различные группы в ходе подготовки.

Таким образом, формирование навыков поведения, умений взаимо­действия, нравственное и социальное развитие при этом способе органи­зации групповой деятельности обеспечиваются вовлечением всех в по­стоянную и разнообразную творческую работу. Модель коллективной творческой деятельности работает при определенных условиях, которые, думается, могут быть созданы даже в трудных педагогических обстоятель­ствах настоящего времени. Необходима нравственная и психологическая атмосфера, которую характеризуют вера в возможности детей, вера в по­ложительные ценности, идеалы, в добро и справедливость, в возможность сделать свою жизнь и жизнь окружающих людей лучше. Необходимо на­личие педагога-лидера, яркой, авторитетной личности, а у него — помощников, единомышленников, актива. Вместе они могут работать по «прин­ципу бутерброда»: взять «в середину» группу учеников, которых надо на­учить жить содержательной, развивающей жизнью, объединив опытных и умелых с теми, кто еще не умеет. Заметим, что такая организация дея­тельности делает жизнь школьников и учителей содержательной, насы­щенной, развивающей.

Кажется, что такие условия могут быть созданы в школе, несмотря на то, что направленность, установки, ценности общества в нашей стране круто изменились. Следует помнить, что полноценная работа в школе, любые формы активности детей немыслимы без глубокого человеческого общения с учениками, без содержательной, взаимообогащающей внеуроч­ной деятельности учителей и детей, без волевого, увлеченного, духовно богатого учителя.

(Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. - М., 2000. С. 55-68.)

Приложение №10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: