В методической литературе можно найти рекомендации, как проводить различные формы воспитательной работы, довольно часто публикуются сценарии многих дел. Принципиально важным моментом является степень участия и роль школьников (и соответственно учителя) в их подготовке и проведении. Исходя из этого, можно выделить три модели (способа организации, методики) проведения воспитательных дел с учениками. Согласно первой, учитель сам организует воспитательное дело, деятельность учеников: готовит материал, выступает, ведет воспитательное занятие. Так, например, проводится беседа, дискуссия, сообщение о чем-либо на классных часах, о которых шла речь выше и которые надо готовить так же тщательно, как уроки. Необходимо владеть информацией, продумать цель, задачи, содержание, ход занятия. Хорошее слово авторитетного учителя может обладать большой силой. Поэтому классный руководитель должен уметь информировать учащихся по любым вопросам, убеждать их, вести за собой.
Вторая модель предполагает привлечение учеников из актива, органов самоуправления, родителей, других участников для проведения, скажем, праздника, однодневного похода и т.п. Привлечение учеников и всех других участников воспитательного дела выражается в том, что под руководством педагога они выполняют различные поручения п его подготовке и проведении. Здесь используется принцип активизации, вовлечения учеников в деятельность. Важно при этом, чтобы, во-первых, ученики сознательно, а не как заводные куклы, исполняли свою роль, поручение и при этом испытывали удовлетворение. Во-вторых, нельзя, чтобы всегда одни и те же ребята выполняли поручения, а другие оставались в стороне, не имея возможности развиваться. Некоторые ученики всю школьную жизнь выступают ведущими концертов и вечеров. Директору и учителям удобно: не надо каждый раз готовить нового человека.
В полной мере принцип активности учеников (воспитания в деятельности) реализует третья модель организации воспитательного мероприятия, которую называют методикой организации коллективного творческого дела.
Немного истории. Эта методика возникла в 60-е гг. в работе ленинградских педагогов во главе с И. П. Ивановым, обучавших пионерские и комсомольские активы школ. И.П. Иванов и его коллеги возродили и обновили систему организации воспитывающей деятельности А.С. Макаренко, для которой характерно следующее: взаимодействие разных микроколлективов, сменные и дежурные командиры, система распределения дел на день и более длинные сроки, собрания групп с обсуждением дел, планов, поступков, оформление детской жизни такими деталями, как строй, парадная форма, игра, традиции. Ленинградские педагоги все это применили к организации целого дня жизни-учебы активистов школ. В результате родилось социально-педагогическое движение, направленное против формализма и казенщины в детских организациях и школе и утверждавшее приоритет активной творческой жизни школьников с целью собственного развития и улучшения окружающей действительности.
Методика стала применяться в пионерских и молодежных лагерях, школах, интернатах и была описана в педагогической литературе. Ее главные принципы таковы:
· воспитывать в совместной развивающей деятельности детей и взрослых, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в
любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных,
групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;
· обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что
ведет к развитию умении, характера, способностей школьника.
Организация дел класса и школы, в которых участвует много людей (туристический слет, праздник, поход, фестиваль) и которые собственно и называются коллективной творческой деятельностью, имеет следующие этапы.
1. Создание Совета дела (или Временной инициативной группы), задача которого организовать все дело, вовлекая в работу всех, создавая, если надо, другие группы для подготовки отдельных эпизодов дела. В Совет дела можно избирать, назначать, входить добровольно. Совет дела создается только на период проведения данного мероприятия, после которого он распадется, что обеспечивает смену ролей.
2. Разработка сценария дела. Ее осуществляет Совет дела, для чего можно использовать метод мозговой атаки. Задача педагога на этом этапе — разбудить фантазию, инициировать творчество. Напомним правила мозговой атаки. Ставится задача, например, провести двухдневный поход. Участники выдвигают и записывают все предложения, вплоть до фантастических. Предложения не критикуются до окончания сеанса, но могут быть развиты, дополнены. Когда предложения иссякли, остается произвести их разбор и отобрать оптимальные. В случае необходимости сеанс повторяется.
3. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Задача, во-первых, обеспечить успех, для чего все предусмотреть, приготовить, а во-вторых, вовлечь всех. Успех обеспечивается и тем, что опытный ученик, уже умеющий что-то делать, работает с неопытным и обучает его.
4. Рабочая подготовка дела. На этом этапе взрослым разрешается помогать детям что-то узнать, чему-то обучиться, тем самым способствуя их развитию и воспитанию. На этом этапе действует принцип совместно-разделенной деятельности: взрослые показывают, а делают вместе.
5. Непосредственное проведение самого дела. Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, определить место и роль каждого в обшей работе. Это внутренне возвышает, обогащает каждого участника дела.
6. Заключительное заседание Совета дела. На нем говорят о том, что получилось, что не получилось и почему. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей. К другому делу создается другой Совет дела и различные группы в ходе подготовки.
Таким образом, формирование навыков поведения, умений взаимодействия, нравственное и социальное развитие при этом способе организации групповой деятельности обеспечиваются вовлечением всех в постоянную и разнообразную творческую работу. Модель коллективной творческой деятельности работает при определенных условиях, которые, думается, могут быть созданы даже в трудных педагогических обстоятельствах настоящего времени. Необходима нравственная и психологическая атмосфера, которую характеризуют вера в возможности детей, вера в положительные ценности, идеалы, в добро и справедливость, в возможность сделать свою жизнь и жизнь окружающих людей лучше. Необходимо наличие педагога-лидера, яркой, авторитетной личности, а у него — помощников, единомышленников, актива. Вместе они могут работать по «принципу бутерброда»: взять «в середину» группу учеников, которых надо научить жить содержательной, развивающей жизнью, объединив опытных и умелых с теми, кто еще не умеет. Заметим, что такая организация деятельности делает жизнь школьников и учителей содержательной, насыщенной, развивающей.
Кажется, что такие условия могут быть созданы в школе, несмотря на то, что направленность, установки, ценности общества в нашей стране круто изменились. Следует помнить, что полноценная работа в школе, любые формы активности детей немыслимы без глубокого человеческого общения с учениками, без содержательной, взаимообогащающей внеурочной деятельности учителей и детей, без волевого, увлеченного, духовно богатого учителя.
(Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. - М., 2000. С. 55-68.)
Приложение №10