Типология форм

Итак, очевидно, что во всем многообразии существующих в практике и создающихся новых форм воспитательной работы можно выделить несколько их типов, которые должны различаться между собой по определенным признакам.

. Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздей­ствия на них.

Выделим теперь характерные признаки этого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанни­ков, а они в свою очередь воспринимают, участвуют, исполняют, реагируют и т. п., то это и есть мероприятие.

Существуют виды форм воспитательной работы, которые объективно могут быть отнесены к мероприятиям: беседы, лек­ции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движе­ния, по гражданской обороне и др.) и т. п.

В каких случаях целесообразно использовать мероприятия как определенный тип форм работы? Как правило, основу для выбора таких форм составляют особенности содержания воспитываю­щей деятельности либо способов ее организации.

Итак, мероприятия можно выбирать:

когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо довольно сложную для них ценную информацию (скажем, из области гигиены, экологии, этики, морали, идеологии и т.д.), познакомить с произведениями искусства (театра, кино, живописи, архитектуры и т. д.), с культурной, политической жизнью общества (оказать прямое воспитательное воздействие);

когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующему высокой компетентности: к вопросам обще­ственной жизни народа, политики, экономики, культуры и др. В этих случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов (лекции, встречи, экскурсии и т.д.);

когда организаторские функции слишком сложны для детей (либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта). Например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, диспуты, конференции, митинги и др.). Такие события организу­ются старшими для младших;

когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо. Например, организаторским умениям, практическим навы­кам, познавательным умениям и т. п. В этом помогут занятия, практикумы, тренинги и др.;

когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка и др.).

Вместе с тем мероприятия следует считать нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью педагогов, старших, организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые назовем делами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: