Государственное воспитание детей

(печатается в сокращении)

В СССР существует тенденция к свертыванию семейного и расширению государственного воспитания детей в системе учебно-воспитательных учреждений, лучше приспособленных к подготовке нового коммунистического человека. Остановимся, прежде всего, на общей характеристике системы учебно-воспитательных учреждений, которая включает с свой состав: дошкольную сеть, школьную сеть, сеть детских домов-интернатов.

Дошкольная сеть. Идея внесемейного или общественного воспитания детей возникла в связи с развитием промышленности и привлечением женщин к работе в народном хозяйстве еще в:18 веке, В 1802 году известный общественный деятель Р.Оуэн открыл в Шотландии "школу для малышей", то есть школу общественного воспитания детей. По мысли Р. Оуэна общественное воспитание должно было постепенно заменить семейное воспитание точно так же, как общественное обучение в школах заменило домашнее обучение грамоте. В 1837 году независимо от Р. Оуэна известный немецкий педагог Ф.Фребель открыл детский дом, названный им детским садом для дошкольного воспитания детей. По мысли Ф.Фребеля детские сады должны были стать первой ступенью или первым звеном общей системы народного образования. Детские сады возникли и в других странах, в частности, в России, но широкого распространения в России (как впрочем, и в других странах) они не получили. Положение в России, однако, изменилось после коммунистической революции. Из рук частной инициативы общественное воспитание дошкольников перешло в руки коммунистического государства и стало государственным воспитанием.

Государственное воспитание дошкольников получило в СССР широкое развитие, так как партия стремится, во-первых, к воспитанию нового коммунистического человека, которого семья дать не может и, во-вторых, к освобождению женщин от воспитательской работы в семье с целью привлечения их к работе в народном хозяйстве. Развитие сети детских учреждений в СССР сдерживалось лишь общими экономическими трудностями и трудностями подготовки соответствующих педагогических кадров. Но сеть дошкольных учреждений непрерывно росла и в последние годы темпы ее роста усилились. В состав дошкольных учреждений СССР входят: 1. Детские ясли, 2. Детские сады, 3. Детские комбинаты.

Детские ясли представляют собою первую ступень государственного воспитания детей. В ясли принимаются дети от двух месяцев до трех лет. Обычно дети находятся в яслях 9-11 часов в сутки. Женщина-мать, отправляясь утром на работу, сдает ребенка в ясли, а вечером, возвращаясь с работы, берет его с собой. Ясли организуются обычно на 80-100 мест и дети распределяются в них на группы по возрасту. Каждая возрастная группа имеет свой пищевой режим, свой распорядок дня и свои приспособления вплоть до своих педагогически продуманных игрушек.

Детские сады являются следующей вслед за детскими яслями ступенью общественного воспитания детей в возрасте с трех до семи лет. Существует два типа детских садов: дневной и недельный. Первый, наиболее в данное время распространенный тип детских садов, обслуживает детей, которые доставляются в детский сад утром, а вечером возвращаются в семью. Второй тип - обслуживает детей круглосуточно. Дети доставляются в детский сад в начале недели и в конце недели возвращаются в семью. Воспитание детей в детских садах ведется по программам, разработанным, конечно, в соответствии с установками партии на формирование нового человека.

Детские комбинаты представляют собою объединение детских яслей и детских садов в одном дошкольном учреждении. Объединение это произведено в 1959 году в целях организации единой системы воспитания дошкольников, согласованной с последующим воспитанием их в школах. Таким образом, детские ясли-сады стали дошкольным звеном единой системы народного образования, подчиненной общему централизованному руководству.

…Кроме того, в 1965 году было в сезонных садах и яслях 3.900.000 чел. Как видим, происходит огромный рост численности детей в дошкольных детских учреждениях. И несмотря на такой рост, устроить ребенка в детское учреждение очень трудно: мест в детских учреждениях не хватает55, т. к. все трудоспособные женщины СССР работают в народном хозяйстве. Дети в большинстве случаев остаются дома без присмотра и женщины стремятся пристроить их в детские учреждения, но строительство детских учреждений еще отстает от предложения детей. Все это показывает значительное расширение государственного воспитания детей и свертывание семейного воспитания. Дети уходят из семьи. Семья вступает на путь отмирания. Проблема материнства ставится уже по-новому, о чем подробно говорится в нашей книге "Семья в СССР 1917-1967"…

Школьная сеть.

…В этой схеме имеются два типа школ, на которых необходимо остановиться несколько подробнее, так как в жизни женщины-матери они играют заметную роль - это школы с продленным днем и школы-интернаты.

Школы с продленным днем. Специальные школы с продленным днем и отдельные группы с продленным днем в регулярных школах возникли в 1956 году для учеников первых четырех классов. Имеются в виду прежде всего ученики, матери которых заняты на работе и до окончания своего рабочего дня не могут следить за детьми, возвращающимися из школы. Эти дети остаются до вечера в школе, подчиняются там установленному распорядку, получают обед, готовят уроки под наблюдением специальных воспитателей, гуляют, играют и вечером возвращаются домой, когда матери уже дома. Расходы по содержанию дополнительных воспитателей и приготовление обедов оплачивается родителями. Такого рода школы несомненно облегчают положение матери, работающей в народном хозяйстве. В 1958 году был издан закон, который предложил:

"В целях усиления роли общества и оказания помощи семье в воспитании детей, расширить сеть... школ и групп продленного дня".

Как видим, в этом законе первоначальный замысел - обеспечение надзора за детьми - уже отодвинут на второй план.

На первый план выдвинута идея усиления роли "общества", то есть роли партии в воспитании школьных детей. Партия увидела в школах с продленным днем один из путей сокращения семейного и усиления государственного воспитания. Эта идея была оценена партией настолько высоко, что в 1961 году школы и группы с продленным днем были включены в новую программу партии как один из основных путей коммунистического воспитания детей. В 1965 году статистика отметила, что "На начало 1965/66 учебного года в школах и группах с продленным днем насчитывалось 2.4 млн. Учащихся".

Количество учащихся в этих школах непрерывно увеличивается.

Школы-интернаты. Наряду со школами и группами продленного дня были организованы и школы-интернаты. Если школы продленного дня являются полуинтернатами, то эти школы - полными интернатами, в которых дети остаются постоянно и полностью освобождаются от материнского влияния. Школы-интернаты теоретически являются важнейшей формой коммунистического воспитания детей, зародышем той системы народного образования и воспитания, которая предполагается в коммунистическом обществе.

Организация школ-интернатов началась по решению 20-го съезда партии. Это решение, как и всякое решение партии, привычно прославлялось и прославляется всей казенной печатью. Одни авторы подчеркивают, какое огромное значение имеет решение XX съезда КПСС о создании школ-интернатов... Это решение является одним из ярких свидетельств заботы партии о коммунистическом воспитании подрастающего поколения. Школы-интернаты являются ростками коммунизма, у них большое будущее".

Другие авторы спешат засвидетельствовать, что решение партии уже успешно претворяется в жизнь, что "Сеть этих школ - изумительных ростков коммунизма - непрерывно расширяется".59

…Школы-интернаты и задуманы были как школы для подготовки кадров господствующего класса. Н. Хрущев, …отметил, что в буржуазном обществе. "Государство создавало специальные детские учреждения, в которых, в соответствии с интересами имущих классов, подготовлялось подрастающее поколение. Это - пажеские корпуса, кадетские корпуса, институты благородных девиц и другие. В этих закрытых учреждениях дети проходили школу аристократического воспитания... Как же нам практически подойти к решению этой задачи? Видимо, целесообразно приступить к строительству школ-интернатов... Дети будут поступать в эти школы-интернаты на постоянное пребывание, а родители могут встречаться с ними в праздничное, каникулярное или внеучебное время"

Предполагалось, что школы-интернаты будут строиться в лесу, иметь лучших педагогов, лучшее оборудование и всё, что необходимо для подготовки детей господствующего класса. Однако организация школ-интернатов встретила некоторые затруднения. В стране существует огромное количество неполных семей (вдовьи семьи, семьи матерей-одиночек и т. д.) И семей неблагополучных, которым содержать своих детей чрезвычайно трудно. В этих условиях школы-интернаты, как закрытые учебные заведения для привилегированных детей господствующего класса, встретили бы в народе крайне отрицательное отношение. Поэтому в состав принимаемых детей партия принуждена была включить также детей из неполных и нуждающихся семей. Но допущение в школы-интернаты таких детей вызвало в привилегированных партийных кругах нежелание отдавать в эти школы своих детей.

…Детские дома - интернаты. Во всех странах существует какое-то количество детей, потерявших семью - сирот и бездомных, - о судьбе которых заботится общество и государство. Такие дети либо помещаются в детские воспитательные учреждения, либо передаются на воспитание в нормальные семьи, желающие их адоптировать и воспитывать как своих детей. На Западе, как правило, предпочитают семейное воспитание детей и принимают меры к размещений осиротевших детей именно в нормальные семьи. Общество и государство оказывает этим семьям материальную и педагогическую помощь (патронат) и дети оказываются в условиях обычной семейной жизни. В воспитательных учреждениях находится лишь небольшое количество неустроенных детей.

В дореволюционной России воспитательные учреждения для сирот, подкидышей и детей бедных родителей назывались приютами. Они возникли в 18 веке, сначала при монастырях (первый приют был открыт в Новгороде, в 1706 г.), а затем они открывались Ведомством учреждений Императрицы Марии, городскими и земскими самоуправлениями, а также частными благотворительными обществами. Однако общее количество детей в приютах было также незначительным.

В СССР положение резко изменилось. Вследствие социальных потрясений количество детей, потерявших семью, и детей, нуждающихся в государственном призрении, исчислялось сотнями тысяч и миллионами. В то же время коммунистическое государство в отличие от западных предпочитает не семейное, а государственное воспитание детей, так как оно лучше обеспечивает воспитание нового коммунистического человека. В связи с этим была развернута в СССР самая большая в мире сеть детских домов - интернатов.

Воспитанниками детских домов являются прежде всего дети - сироты, дети, покинувшие или потерявшие семьи и оказавшиеся беспризорными. Приток беспризорных происходит непрерывно, но время от времени он резко повышается и образует мощные волны, заливающие беспризорными детьми все города.

Первую такую волну дала первая мировая война, революция, красный террор и гражданская война (1917-1921), вызвавшие огромные жертвы и разрушившие миллионы семей. В результате…дети оказались выброшенными на улицу. Получился дичайший парадокс истории: в рабоче-крестьянском государстве насчитывали тогда (сами большевики) среди беспризорных 54,5 % - детей крестьян, 24,5 % - детей пролетариата...

…Наряду с обычным пополнением детских ломов осиротевшими и потерявшими семью детьми, а также детьми матерей-одиночек существует еще некоторое пополнение детских домов детьми разведенных супругов и детьми принудительно отобранными от родителей, скажем, потому, что родители пытаются воспитывать детей в религиозном духе.

Сеть детских домов-интернатов многократно перестраивалась. В настоящее время она имеет три типа детских домов:

Дома ребенка для детей в возрасте до 3 лет.

Детские дома для дошкольников от 3 до 7 лет.

Детские дома для детей школьного возраста от 7 до 18 лет.

Дома ребенка существуют для детей-сирот, детей, рожденных незамужними женщинами, детей овдовевших и в некоторых случаях разведенных женщин и детей по тем или иным причинам лишившихся попечения родителей.

…Детские дома школьников отличаются тем, что их воспитанники, живя в детском доме, посещают регулярную школу и, кроме того, в детском доме приобретают трудовые навыки - работают в учебных мастерских и подсобном хозяйстве детского дома.

Такова общая структура государственного воспитания детей в СССР.

(И. А. Курганов Женщины и коммунизм. Нью-Йорк.1968. гл. 21.)

Приложение №13

О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.1201-03

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11 марта 2003 г. № 13

2.1.7. Игровые площадки должны иметь травянисто-песча­ный покров.

2.1.8. На игровых площадках должны быть оборудованы теневые навесы площадью из расчета не менее 2 м2 на 1 место, рассчитанные на проведение игр в плохую погоду и защиту
воспитанников от перегревов в солнечную погоду.

2.1.9. На игровых площадках рекомендуется предусмат­ривать следующее оборудование:

— для детей дошкольного и младшего школьного воз­раста — качели, качалки, грибки, скамейки для отдыха, песочницы, площадки для развития основных видов движения (для лазания, скатывания и др.);

— для детей среднего и старшего школьного возраста —беседки и скамейки для отдыха и чтения, столы для игр.

2.1.10. Оборудование на участке должно соответство­вать росту детей, быть исправно, устойчиво закреплено, без выступов и шероховатостей. Покрытие должно быть водо­стойким и поддаваться очистке и дезинфекционной обра­ботке.

2.1.11. На территории предусматривается физкультурная площадка, а при наличии достаточной площади — спортивные площадки для игр в настольный теннис, волейбол, бадминтон,
футбол. Эти площадки располагают вблизи игровых площадок для детей среднего и старшего школьного возраста.

2.1.13. На детских игровых и спортивных площадках не должно быть смотровых колодцев по обслуживанию наруж­ных сетей водоснабжения и канализации.

2.8.13. Длительность приготовления уроков не должна превышать:

для учащихся 2 класса — 1,5 часа;

для учащихся 3-4 классов — 2 часов;

для учащихся 5-6 классов — 2,5 часов;

для учащихся 7—8 классов — 3 часов;

для учащихся 9-11 классов — 4 часов.

1 полугодие в 1 классе домашнее задание не задается, 2 полугодие — выполнение до 40 минут.

В начальной школе домашнее задание выполняется в сле­дующем пЪрядке: сначала более трудные задания (письмен­ные), затем более простые (устные).

В среднем образовательном звене — порядок выполне­ния домашних заданий выбирается самими воспитанника­ми по собственному усмотрению. По завершению отдельных этапов работы, но не более чем через 30-40 минут, им следует предоставлять возможность индивидуальных перерывов.

Приложение №14


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: