1. Чести Скаута следует доверять.
2. Скаут верен.
3. Долг скаута — быть полезным и помогать другим.
4. Скаут друг для всех и брат любому другому скауту.
5. Скаут вежлив.
6. Скаут — друг животных.
7. Скаут беспрекословно подчиняется приказам своих родителей, руководителей Патруля или Скаут-мастера.
8. Скаут улыбается и насвистывает при всех трудностях.
9. Скаут бережлив.
10. Скаут чист в мыслях, словах и делах.
Скаутский метод — это система прогрессивного самообразования через:
- Обещание и Закон.
- Учебу через дело.
- Членство в малых группах (например, патруль), включающее прогрессивное открытие и принятие ответственности и подготовки (под руководством взрослых) к самоконтролю, направленному на развитие характера и приобретение знаний, уверенности в себе, надежности и способности как к сотрудничеству, так и к руководству.
- Прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанные на интересах участников, включая игры, полезные навыки и службу обществу, которые развиваются преимущественно на открытом воздухе и в прямом контакте с природой.
(Теория, история, методика детского движения. – М., 1999. С.22-23.)
Тема 3. История детского общественного движения в России в ХХ веке
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Детское общественное движение в России в начале XX в.
2. Русский скаутинг в начале ХХ века.
3. Формирование детского коммунистического движения в Советской России.
4. Педагогические основы содержания и методов деятельности Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина.
Рекомендуемая литература
1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. и др. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Под ред. В.А. Сластенина.- М., 2004. С. 38-39.
2. Басов Н.Ф. История Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина. – Ярославль, 1987.
3. Волохов А.В. Выбираем свой путь. Программы деятельности детских и подростковых организаций. – М., 1992. С. 10-13.
4. Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина. Атлас / Под ред. Федуловой А.В. – М., 1984. С.16, 22, 24, 26.
5. Крупская Н. К. О вожатом и его работе с пионерами. – М., 1973. С.28-35;135-140.
Кудинов В.А. История скаутского движения в России в XX веке. – М., 2004.
Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. – Архангельск, 1997.
8. Лебедев Д. Ретроспектива и современные проблемы пионерского движения. // Воспитание школьников. 2004. №1.С.48-54.
9. Теория, история, методика детского движения.: Информ. бюлл. – М., 1999. С.22-23.
Шободаева А. Российский скаутинг: история, теория, практика. – Омск, 1995. С.12-14.