В 1890-х гг. в России (в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Орле, Рязани, Харькове, Ялте) появились разнообразные общества, занимавшиеся проблемами детства. Эти объединения были непрочны, часто и быстро возникали, во так же часто и быстро распадались. Среди наиболее известных - «Комитет содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития» в Санкт-Петербурге (1900), «Майский союз» в Иркутске (1901), детские летние колонии в Санкт-Петербурге («Общество охранения народного здравия») и Москве («Общество школьных вакационных колоний»).
Идею «майских союзов», организованных для защиты птиц, предложил финский сказочник Ц.Топелиус. Поскольку «Союз» возник в мае, то и получил название «майского». Правила «Союза», помимо прочего, предписывали не мучить, не убивать, не ловить и не держать птиц в клетке. Первое русское объединение появилось в Псковской губернии. Хотя первоначально предполагалось, что «Майский союз» будет заниматься только охраной птиц, с течением времени его деятельность распространилась также на охрану зеленых насаждений. С 1901 г. был учрежден значок общества - ласточка. Самый большой размах «майские союзы» получили в период с 1910-го по 1915 г.
|
|
По инициативе С.Т.Шацкого в 1905 г, были созданы первые клубы для детей рабочих в некоторых предместьях Москвы. В 1906 г. С.Т.Шацкий, А.У.Зеленко, Л.К.Шлегер учредили просветительское общество «Сеттлемент». Однако в конце 1907 г. око было запрещено полицией, усмотревшей в деятельности общества попытку пропаганды идей социализма. В 1909 г. возникло новое московское общество - «Детский труд и отдых», но его постигла та же печальная участь. В 1911 г. С.Т.Шацкий и В.Н.Шацкая организовали в Калужской губернии летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь», в которой детям прививались навыки коллективного труда и творчества.
По всей стране возникали, созданные на средства благотворителей, игровые площадки, детские сады, народные детские дома, клубы, библиотеки, литературно-эстетические клубы. В начале XX в. в огромном количестве стали выходить периодические печатные издания для детей («Игрушечка» в Санкт-Петербурге, «Маяк», «Мирок», «Сириус» в Москве и др.). Издавались они и самими детьми (например, «Лира юности» - 4-й класс Санкт-Петербургской женской гимназии, «Лучезарные дали» -2-я Симбирская гимназия и др.).
Принципиальный поворот совершался и в области физического воспитания и спорта. Причины тому были самые серьезные. Ведь в 1908 г. из каждых 100 призывников лишь 40 - 45 человек оказывались пригодными для армейской службы. С каждым годом дела шли хуже и хуже: в 1910 г. - 23 человека (причем за первый год службы комиссовалось из-за слабого здоровья почти 3 тысячи человек), в 1912 г. - 14 - 18 человек из каждой сотни. В 1910 - 1911 гг. в русской армии стали проводиться обязательные занятия гимнастикой и спортом, в школьные программы также включили преподавание гимнастики; в 1916 г. правительственным распоряжением во всех выпускных классах гимназий была введена допризывная подготовка.
|
|
Возникло множество общественных организаций, таких, как «Общество телесного воспитания «Богатырь», общество физического и нравственного воспитания «Маяк», Общество содействия физическому развитию учащейся молодежи. Общество «Сокол» стало организационной формой движения энтузиастов «сокольской гимнастики», разработанной во второй половине XIX в. чехом М.Тыршем на основе «немецкой гимнастической системы», переработанной в античном духе. В России движение распространилось с 1902 г., а к 1914 г. в стране было уже около 60 «сокольских» обществ и кружков. Примечательно, что в отличие от немногочисленных гимнастических групп конца XIX в., но в «новых» объединениях физическое воспитание все более и более соприкасалось и шло рядом с воспитанием духовным и нравственным.
В 1897 г. на берегу Финского залива гимнасты немецкого происхождения собрали вокруг себя детей дачников. Из этой «дачной гимнастики» через три года вырос «Кружок для физического развития юношества во время летних каникул», целью которого было объявлено «путем гимнастических упражнений и разного рода игр (преимущественно на открытом воздухе), под руководством сведущих лиц дать возможность юношеству окрепнуть физически, развить силу и ловкость, приобрести находчивость, смелость и сообразительность». Здесь под руководством тренера («турнварта») дети шумели, резвились, играли. Для нужд кружка родители выстроили большой спортивный городок. Порой вокруг него собиралось около двух сотен детей и взрослых. Всего к 1910 г. в России было около 80 обществ по физическому и нравственному воспитанию.
Хотя почти все политические партии, существовавшие в Российской империи, имели «подшефные» союзы молодежи, самое пристальное внимание воспитанию своей подрастающей смены уделяла еврейская социал-демократическая партия «Бунд». Ее детская организация «Югенд-Бунд» (1904) состояла из подмастерьев и учеников (10 - 14 лет) мелких торговых и ремесленных предприятий западных губерний. Ребята подражали взрослым во всем, но ве имели устоявшейся организационной структуры. Взрослые лишь время от времени выступали перед ними на политические темы. В 1908 г. подросшие «югендбундовцы» сформировали уже юношескую организацию «Цукувфт» («Будущее») и взяли на себя заботу о детских объединениях. Новые детские группы просуществовали до весны 1917 г., а затем реорганизовались в спортивные группы «Маккаби» в «Шомеры».Популярны были националистические группы «соколов» (панславистские идеи распространялись здесь и в детских секциях), грузинские «Амиранв» и «Шевардени».
Особый всплеск детской в подростковой активности был вызван событиями 1905 г. Она выразилась в появлении ученических кружков и союзов разной направленности - образовательной в политической, иногда с участием либерально настроенных учителей. 42 подобных объединения были вновь вызваны к жизни в предвоенные и военные годы, а в особенности под влиянием Февраля 1917 г. Это связывалось также с реформами министра народного просвещения П.Н.Игнатьева. В июне 1915 г. он обратился к Комиссии по физическому воспитанию, к попечителям учебных округов России с просьбой организовать спортивные занятия в период летних каникул, в том числе в форме групп «юных разведчиков». При упомянутой Комиссии была создана особая подкомиссия по вопросу о скаутизме под руководством вице-адмирала в отставке И.Ф.Бострема.
(Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. – Архангельск, 1997. С. 25-29)
Приложение №28