double arrow

Российское скаутское движение. В 1890-х гг. в России (в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Орле, Рязани, Харькове, Ялте) появились разнообраз­ные общества


В 1890-х гг. в России (в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Орле, Рязани, Харькове, Ялте) появились разнообраз­ные общества, занимавшиеся проблемами детства. Эти объединения были непрочны, часто и быстро возникали, во так же часто и быстро распадались. Среди наиболее известных - «Комитет содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития» в Санкт-Петербурге (1900), «Майский союз» в Иркутске (1901), детские летние колонии в Санкт-Петербурге («Об­щество охранения народного здравия») и Москве («Об­щество школьных вакационных колоний»).

Идею «майских союзов», организованных для защи­ты птиц, предложил финский сказочник Ц.Топелиус. Поскольку «Союз» возник в мае, то и получил название «майского». Правила «Союза», помимо прочего, предпи­сывали не мучить, не убивать, не ловить и не держать птиц в клетке. Первое русское объединение появилось в Псковской губернии. Хотя первоначально предполага­лось, что «Майский союз» будет заниматься только ох­раной птиц, с течением времени его деятельность рас­пространилась также на охрану зеленых насаждений. С 1901 г. был учрежден значок общества - ласточка. Самый большой размах «майские союзы» получили в период с 1910-го по 1915 г.

По инициативе С.Т.Шацкого в 1905 г, были созда­ны первые клубы для детей рабочих в некоторых пред­местьях Москвы. В 1906 г. С.Т.Шацкий, А.У.Зеленко, Л.К.Шлегер учредили просветительское общество «Сеттлемент». Однако в конце 1907 г. око было запрещено полицией, усмотревшей в деятельности общества попытку пропаганды идей социализма. В 1909 г. возникло новое московское общество - «Детский труд и отдых», но его постигла та же печальная участь. В 1911 г. С.Т.Шац­кий и В.Н.Шацкая организовали в Калужской губер­нии летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь», в кото­рой детям прививались навыки коллективного труда и творчества.

По всей стране возникали, созданные на средства бла­готворителей, игровые площадки, детские сады, народные детские дома, клубы, библиотеки, литературно-эстетичес­кие клубы. В начале XX в. в огромном количестве ста­ли выходить периодические печатные издания для де­тей («Игрушечка» в Санкт-Петербурге, «Маяк», «Мирок», «Сириус» в Москве и др.). Издавались они и самими детьми (например, «Лира юности» - 4-й класс Санкт-Петербургской женской гимназии, «Лучезарные дали» -2-я Симбирская гимназия и др.).

Принципиальный поворот совершался и в области физического воспитания и спорта. Причины тому были самые серьезные. Ведь в 1908 г. из каждых 100 призыв­ников лишь 40 - 45 человек оказывались пригодными для армейской службы. С каждым годом дела шли хуже и хуже: в 1910 г. - 23 человека (причем за первый год службы комиссовалось из-за слабого здоровья почти 3 тысячи человек), в 1912 г. - 14 - 18 человек из каждой сотни. В 1910 - 1911 гг. в русской армии стали прово­диться обязательные занятия гимнастикой и спортом, в школьные программы также включили преподавание гимнастики; в 1916 г. правительственным распоряже­нием во всех выпускных классах гимназий была введе­на допризывная подготовка.

Возникло множество общественных организаций, та­ких, как «Общество телесного воспитания «Богатырь», общество физического и нравственного воспитания «Маяк», Общество содействия физическому развитию учащейся молодежи. Общество «Сокол» стало органи­зационной формой движения энтузиастов «сокольской гим­настики», разработанной во второй половине XIX в. чехом М.Тыршем на основе «немецкой гимнастической системы», переработанной в античном духе. В России движение распространилось с 1902 г., а к 1914 г. в стране было уже около 60 «сокольских» обществ и кружков. Примечательно, что в отличие от немногочисленных гимнастических групп конца XIX в., но в «новых» объединениях физическое воспитание все более и более соприкасалось и шло рядом с воспитанием духовным и нравственным.

В 1897 г. на берегу Финского залива гимнасты не­мецкого происхождения собрали вокруг себя детей дач­ников. Из этой «дачной гимнастики» через три года вырос «Кружок для физического развития юношества во время летних каникул», целью которого было объявлено «путем гимнастических упражнений и разного рода игр (преимущественно на открытом воздухе), под руковод­ством сведущих лиц дать возможность юношеству окрепнуть физически, развить силу и ловкость, приобрести находчивость, смелость и сообразительность». Здесь под руководством тренера («турнварта») дети шумели, резвились, играли. Для нужд кружка родители выстроили большой спортивный городок. Порой вокруг него собиралось около двух сотен детей и взрослых. Всего к 1910 г. в России было около 80 обществ по физическому и нравственному воспитанию.

Хотя почти все политические партии, существовав­шие в Российской империи, имели «подшефные» союзы молодежи, самое пристальное внимание воспитанию своей подрастающей смены уделяла еврейская социал-демок­ратическая партия «Бунд». Ее детская организация «Югенд-Бунд» (1904) состояла из подмастерьев и уче­ников (10 - 14 лет) мелких торговых и ремесленных предприятий западных губерний. Ребята подражали взрослым во всем, но ве имели устоявшейся организа­ционной структуры. Взрослые лишь время от времени выступали перед ними на политические темы. В 1908 г. подросшие «югендбундовцы» сформировали уже юношес­кую организацию «Цукувфт» («Будущее») и взяли на себя заботу о детских объединениях. Новые детские группы просуществовали до весны 1917 г., а затем ре­организовались в спортивные группы «Маккаби» в «Шомеры».Популярны были националистические группы «соко­лов» (панславистские идеи распространялись здесь и в детских секциях), грузинские «Амиранв» и «Шевардени».

Особый всплеск детской в подростковой активности был вызван событиями 1905 г. Она выразилась в появ­лении ученических кружков и союзов разной направ­ленности - образовательной в политической, иногда с участием либерально настроенных учителей. 42 подобных объединения были вновь вызваны к жизни в предвоен­ные и военные годы, а в особенности под влиянием Фев­раля 1917 г. Это связывалось также с реформами ми­нистра народного просвещения П.Н.Игнатьева. В июне 1915 г. он обратился к Комиссии по физическому вос­питанию, к попечителям учебных округов России с прось­бой организовать спортивные занятия в период летних каникул, в том числе в форме групп «юных разведчи­ков». При упомянутой Комиссии была создана особая под­комиссия по вопросу о скаутизме под руководством вице-адмирала в отставке И.Ф.Бострема.

(Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. – Архангельск, 1997. С. 25-29)

Приложение №28


Сейчас читают про: