Российский скаутинг: история, теория, практика

Р. Баден-Пауэлл участвовал практически во всех экспедициях английской колониальной армии в разных частях света, и в 1890 году оказался на острове Мальта, где впервые столкнулся с легендами и преданиями ры­царского ордена ионитов. Их законы и послужили в будущем фундаментом для создания свода моральных законов скаутов.

В 1899 году началась англо—бурская война. Вряд ли она была справедливой с обеих сторон, но симпатии многих были на стороне буров. Так как Баден-Пауэлл служил в английской армии и был патриотом своей империи, он сражался с войсками буров. По долгу службы он оказался в маленьком слабо укрепленном городке Мейфикинг. Город осаждали превосходившие по численности его гарнизон войска. Солдат катастрофически не хватало, и тогда возникла мысль собрать городских мальчишек. Так появился первый отряд мальчиков—велосипедистов, или, как их называли, мейфикингских кадет, которые замени ли взрослых. Несмотря на опасность, на велосипедах они развозили приказы, служили вестовыми, пат­рульными, наблюдателями. Их доблесть часто вооду­шевляла взрослых. Осада продолжалась 217 дней, и известия о ней и о мужестве городских мальчишек докатились до Англии.

Внезапно Баден-Пауэлл стал получать письма от английских ребят, которые восхищались своими сверстниками и очень хотели быть на них похожими. Баден-Пауэлл возвращается в Англию и убеждается в недостатках английской воспитательной системы. Школа, по его мнению, не может сформировать характер ребенка, она лишь дает определенную сумму знаний.

Внутреннее состояние английской молодежи на­столько сокрушает Баден-Пауэлла, что он, будучи военным, а не педагогом, вплотную задумывается о будущем страны и судьбе нового поколения. Читая работы Баден-Пауэлла, можно четко сформулировать причины, которые привели его к скаутингу:

- во-первых, англо-бурская война. Участвуя в ней, Баден-Пауэлл воочию убедился, насколько моральный дух и физическая закалка противника превосходила состояние английских солдат: они быстро гибли от болезней, не умели питаться растительной пищей в незнакомой местности, выбирать источники воды.

- во-вторых, приехав в Англию, Баден-Пауэлл поразился чрезмерным увлечением нации спортом, в частности футболом. Но спортом, не как участием в соревнованиях, а как зрелищем, где теряющая над собой власть толпа ревела от возбуждения.

- в-третьих, рост хулиганства в английских школах. Баден-Пауэлл заметил и четко определил признаки разложения империи и сделал вполне закономерный вывод: «Нация обнаруживает признаки болезни. Мы можем определить эту болезнь как упадок гражданского духа. Средство для излечения общественного недуга — подрастающее поколение и его воспитание».

Это как нельзя более актуально сегодня для нашей страны.

Время с 1902 по 1907 годы можно считать перио­дом, переменившим всю жизнь Баден-Пауэлла. Результатом этой перемены стало стремление к более обширной государственной работе и новая программа воспита­ния — скаутинг. …

Основополагающим элементом скаутско­го метода является членство в малых группах. Успех скаутского движения во многом связан с патрульной системой или работой в малых группах, которая давно получила признание в мировой педа­гогике.

Патрульная система в полной мере дает возмож­ность раскрыть потенциал каждого ребенка, так как позволяет на практике осуществить принцип индиви­дуального подхода. Каждый виден, как на ладони, и это важно и для самих ребят, и для лидера.

Лидер имеет возможность использовать важней­ший инструмент воздействия на ребят — их соб­ственное мнение. Своего патрульного выбирают все. Это такой же мальчик или девочка, но пользующий­ся среди скаутов наибольшим авторитетом. Стандартная ситуация в школе: призыв учителя ответственно относиться к труду - и этот же призыв совершенно по иному воспринимается из уст свер­стника.

Малая группа всегда мобильна, ее деятельность легко координировать. Совместное участие в каком-то деле, когда прекрасно ощутим вклад каждого, развивает и ответственность, и взаимовыручку.

В группе все делается сообща, и в решении важнейших вопросов принимают участие тоже все члены патруля. И, в определенной мере, каждый становится маленьким лидером, готовым разделить с товарищами патрульные проблемы.

Огромное значение имеет и красочность патруль­ной системы: свое имя, цвет галстука, патрульный флажок.

Численность патруля обычно колеблется от 6 до 8 человек. Как правило, он подбирается из однолеток, так как это обеспечивает общий уровень подготовки и основных интересов.

Патрульного, как уже отмечалось, выбирают ребята. Хорошо, если он их на год или два старше, но он однозначно должен быть самым опытным и умелым скаутом. Ведь на его плечи ложится прямое проведение занятий.

Каждый член патруля может иметь индивидуаль­ное поручение, связанное с его интересами и склонностями. Один может учить.вязать узлы, другой делиться знаниями и навыками в оказании первой помощи и т. д. Хорошо, если в патруле есть человек, который отвечает за подготовку новичков к вступлению в скауты.

Деятельность группы предполагает, что у патруля есть:

— название (обычно связанное с именем зверя или птицы);

— клич (сигнал голосом, напоминающий звуки, издаваемые животным);

— флажок с изображением эмблемы патруля;

— система патрульных сборов;

— традиции;

— по возможности, патрульный дневник или летопись;

И, конечно, — программа работы.

Итогом всех процессов, проходящих в патруле, должно стать создание условий, в которых каждый скаут может чувствовать себя комфортно…

(Шободаева А. Российский скаутинг: история, теория, практика. – Омск, 1995. С. 41-43.)

Приложение №26


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: