1. Какие детские объединения существовали в России до появления скаутинга? Какие социально-педагогические проблемы они были призваны решить? (Приложение №27). Почему многие детские организации, возникшие в России на рубеже веков, оказались столь недолговечными? В чем было преимущество скаутинга перед этими организациями?
2. Прочитайте статью В. Кудинова. Почему в России в 1917 году появились разные направления скаутизма? (Приложение №28.)
3. Сформулируйте причины, по которым скаутское движение в Советской России перестало существовать. Могли ли скаутинг и пионерская организация сосуществовать в Советской России?
4. Дайте характеристику первым пионерским объединениям. Сформулируйте положение, определяющее выбор основной идеи деятельности пионерской организации. В чём проявлялось идеологическое единомыслие в пионерской организации?
5. Познакомьтесь со статьёй Н.К.Крупской. Сформулируйте возможные направления развития пионерской организации середины 30-х годов. Приведите аргументы автора о пользе слияния пионердвижения со школой. Актуальны ли взгляды Н.К. Крупской для сегодняшнего дня? (Приложение №29.) Каковы социально-педагогические последствия соединения школы и пионерской организации в 30-е гг.? Какую исключительную характеристику пионерское движение утратило в связи с переводом в стены школы?
6. Определите, какова роль пионерской организации в воспитании детей и подростков в XX в.?