double arrow

Пионердвижение как педагогическая проблема


Мы не раз говорили о том, что школа и пионердвижение стремятся к одной и той же цели – воспитать из ребенка борца и строителя нового строя. Но в то время как в школе центр тяжести кладется на учебу, в пионердвижении этот центр переносится на воспитание.

Цель пионер движения воспитать новую молодежь, которая довела бы дело строитель­ства социализма, коммунизма до конца. Строить со­циализм — не значит только подымать производи­тельность труда, подымать хозяйство. Высокоразвитое общественное хозяйство лишь база, лишь основа, обеспечивающая возможность общего благосостояния. Суть же строительства социализма заключается в но­вой организации всей общественной ткани, в новом общественном укладе, в новых отношениях между людьми. Мы хотим строить не только сытую жизнь, но и жизнь светлую.

Если взрослое население надо перевоспитать в ду­хе социализма, то молодое поколение тем более надо воспитывать в этом духе. Что же это за воспитание в духе социализма? Владимир Ильич расшифровы­вал этот новый дух в очень простых словах. Он гово­рил на беспартийной конференции рабочих и красно­армейцев: «Раньше говорили: «каждый за себя, а бог за всех»,— и сколько зла от этого вышло. Теперь мы говорим: «один за всех, все за одного».

В этих словах, хотя они говорились и не в связи с вопросами воспитания, по-моему, уже дается ясная установка всей воспитательной проблемы нашего вре­мени. Надо из ребят воспитывать коллективистов. Как это сделать? Тут встает серьезная педагогическая проблема.

Советское воспитание направлено на то, чтобы в каждом ребенке развить все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность. Поэтому методы воспитания у нас иные, чем методы воспита­ния в буржуазной народной школе. Но наши методы воспитания в корне отличаются и от методов воспи­тания детей буржуазии. Буржуазия стремится воспи­тать из своих ребят индивидуалистов, которые свое «я» ставят превыше всего, которые противопостав­ляют себя массе. Мы стараемся воспитать из наших ребят всесторонне развитых, сильных телом и созна­нием людей, но не индивидуалистов, а коллективи­стов, не противополагающих себя коллективу, а со­ставляющих его силу, поднимающих значение коллек­тива на новую ступень. Коммунистическое воспитание пользуется другими методами. Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее пол­но и всесторонне развиться. Коллектив не поглоща­ет личности ребенка, но влияет на качество воспита­ния, на его содержание.

Пионердвижение может много внести в этом от­ношении. По какому пути надо идти ему в деле вос­питательной работы? Прежде всего, надо дать пио­неру-школьнику возможность совместных пережива­ний. Ребенок, который живет один в семье, которого заботливая мать тщательно оберегает от «вредных влияний» других ребят, не станет коллективистом.

Внимание пионеротрядов должно быть прежде всего обращено на то, чтобы участие пионера в ра­боте отряда давало ему ряд совместных переживаний с другими ребятами. Это не значит, что ребят надо, «развлекать», устраивать для них пионерские спек­такли и утренники. Дело не в праздниках, а в том, чтобы вся повседневная жизнь пионерского отряда была достаточно ярка и эмоциональна. А то, бывает, собирается собрание, долго не приходит вожатый, болтают без дела, на отряде разбирают всем наску­чившие вопросы о курении, о дисциплине, учат пио­нерскую политграмоту... Такой отряд неизбежно рас­падается.

Уметь наладить получше совместное пение, игры, покрасочнее и • поглубже- по содержанию, наладить совместное интересное чтение и пр. имеет большое значение — все это сближает ребят, сплачивает их, а совместно пережитая какая-нибудь большая ра­дость или горе еще больше делает их близкими друг другу. Тут важно поменьше формальностей, поболь­ше содержания. Важен вопрос о том, какие игры бу­дут проводиться, ибо игра игре рознь - есть игры, как раз мешающие развитию коллективистических инстинктов, не сплачивающие, а разъединяющие ре­бят; важно, какие книги будут читать ребята — ин­дивидуалистический хлам или действительно ценные вещи.

Второй элемент сплачивания — это близкое зна­комство друг с другом, с домашней и школьной об­становкой товарищей, помощь им. Более знающий должен помочь готовить уроки менее знающему, сы­тый должен поделиться с голодным, загруженному домашней работой товарищу должны прийти на по­мощь товарищи, разделив его труд,— широко постав­ленная товарищеская взаимопомощь внутри звена, внутри отряда.

Третье — интересная совместная учеба, совместное чтение, экскурсии, стенгазеты, совместно издаваемые сборники, дневники и т. д. и т. д. Тут особо важно, чтобы не было разделения на актив, который все де­лает, страшно перегружен, и на пассив, который ни к чему не допускают. Проблема совместной работы, правильного разделения труда, равномерной нагруз­ки, сочетание индивидуального интереса ребят с об­щими целями, которые ставит себе ребячий коллек­тив,— все это надо разрешить.

Четвертое — та же проблема в отношении труда, сочетание умелого индивидуального труда с коллек­тивным трудом, выработка навыков индивидуального и коллективного труда, правильная координация тру­да, учет сделанного, взаимный контроль; коопериро­вание — сотрудничество во всех областях хозяйствен­ной жизни.

Пятое — внутренняя, добровольная дисциплина.

И, наконец, последнее, — общественная работа, применение приобретенных знаний и навыков в кол­лективной работе на общую пользу.

К этому же вопросу тесно примыкает вопрос о по­мощи в деле коллективного воспитания и самовоспи­тания ребят со стороны взрослых рабочих и работ­ниц, сюда же примыкает и вопрос о взаимоотноше­ниях школы и пионердвижения.

(Крупская Н.К. О вожатом и его работе с пионерами.- М., 1973. С.135-140.)


Сейчас читают про: