Цель: определение степени выраженности направленности на себя.
Инструкция: допишите несколько любых слов к предложенным, чтобы получилось связное высказывание.
1. В ситуации…
2. Легче всего…
3. Чем дальше…
4. По сравнению…
5. В действительности…
6. Несколько лет назад…
7. Это неверно, что…
8. Будет время, когда…
9. Основная проблема в том, что…
10. Самая большая…
При анализе результатов подсчитывается количество личных местоимений «Я» или их падежных форм («мне», «мною», «для меня»), которое и является мерой эгоцентризма, направленности на себя. Увеличение количества личных местоимений от 2-3 и выше свидетельствует об увеличении эгоцентризма.
Методика «Осмысленность восприятия в запоминании»
Исследование состоит из двух серий.
Первая серия. Испытуемым зачитываются пары слов. Они должны постараться запомнить их попарно и записать.
Материал: кукла – играть, курица – яйцо, ножницы – резать, лошадь – сено, книга – учить, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан – пионер, снег – зима, петух – кричать, чернила – тетрадь, корова – молоко, паровоз – ехать, груша – компот, лампа – вечер.
|
|
Вторая серия. Испытуемым зачитываются пары слов, не связанных по смыслу. Они должны постараться запомнить их попарно и записать.
Материал. Пары слов для запоминания: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, колокольчик – память, голубь – отец, лейка – трамвай, гребенка – ветер, сапоги – котел, замок – мать, спичка – овца, терка – море, палка – завод, рыба – пожар, топор – кисель.
Результаты первой и второй серии сравниваются и делается вывод о преобладании механического и смыслового запоминания. Если у испытуемого больше результат в первой серии, то у него преобладает смысловое запоминание. Если же больше результат во второй серии, то преобладает механическое запоминание.