Методика «Незаконченные предложения»

Цель: определение степени выраженности направленности на себя.

Инструкция: допишите несколько любых слов к предложенным, чтобы получилось связное высказывание.

1. В ситуации…

2. Легче всего…

3. Чем дальше…

4. По сравнению…

5. В действительности…

6. Несколько лет назад…

7. Это неверно, что…

8. Будет время, когда…

9. Основная проблема в том, что…

10. Самая большая…

При анализе результатов подсчитывается количество личных местоимений «Я» или их падежных форм («мне», «мною», «для меня»), которое и является мерой эгоцентризма, направленности на себя. Увеличение количества личных местоимений от 2-3 и выше свидетельствует об увеличении эгоцентризма.

Методика «Осмысленность восприятия в запоминании»

Исследование состоит из двух серий.

Первая серия. Испытуемым зачитываются пары слов. Они должны постараться запомнить их попарно и записать.

Материал: кукла – играть, курица – яйцо, ножницы – резать, лошадь – сено, книга – учить, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан – пионер, снег – зима, петух – кричать, чернила – тетрадь, корова – молоко, паровоз – ехать, груша – компот, лампа – вечер.

Вторая серия. Испытуемым зачитываются пары слов, не связанных по смыслу. Они должны постараться запомнить их попарно и записать.

Материал. Пары слов для запоминания: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, колокольчик – память, голубь – отец, лейка – трамвай, гребенка – ветер, сапоги – котел, замок – мать, спичка – овца, терка – море, палка – завод, рыба – пожар, топор – кисель.

Результаты первой и второй серии сравниваются и делается вывод о преобладании механического и смыслового запоминания. Если у испытуемого больше результат в первой серии, то у него преобладает смысловое запоминание. Если же больше результат во второй серии, то преобладает механическое запоминание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: