· При изучении особенностей, возможностей и условий применения программно-целевого проектирования в построении воспитательной системы образовательного учреждения мы пришли к выводу, что наряду с понятием «воспитательная система» в терминологическую составляющую входят:
· Компонент - часть системы, вступающая в определенные отношения с другими ее частями;
· элемент - минимальная единица системы;
· структура - это способ установления устойчивых связей и отношений между элементами системы в процессе взаимодействия;
· связь-наличие взаимной зависимости, общности.
Предлагая алгоритм совместных действий при создании системы воспитания в образовательном учреждении, мы понимаем, что это носит рекомендательный характер.
Алгоритм создания воспитательной системы образовательного учреждения:
1. Создание инициативной группы для проектирования воспитательной системы.
2. Изучение внутренних и внешних факторов, влияющих на создание и формирование воспитательного пространства.
|
|
3. Формирование членами инициативной группы своего видения настоящего и будущего состояния общеобразовательного учреждения и воспитательной системы.
4. Поиск инициаторами своих сторонников среди педагогов учащихся и родителей.
5. Установление контакта с учеными, методистами, другими образовательными учреждениями.
6. Разработка плана действий по построению модели воспитательной системы.
7. Ознакомление педагогов с теорией и практикой воспитательных систем, концепций, теоретическими и методическими основами проектирования образа выпускника образовательного учреждения и его личностных качеств.
8. Диагностика состояния и результативности учебно - воспитательного процесса, анализ условий развития личности учащихся, определение воспитательного потенциала окружающей среды, путей и способов его реализации.
9. Проведение работы по актуализации и стимулированию деятельности педагогов, учащихся и родителей по формированию образа учебного заведения.
10. Осуществление действий по интеграции индивидуальных и групповых представлений членов сообщества в коллективный образ учебного заведения.
11. Создание творческих групп и их деятельность по уточнению и разработке деталей концепции образовательного учреждения.
12. Конструирование модели воспитательной системы и составление программы ее построения.
13. Обсуждение в образовательном сообществе модельных разработок и программы построения воспитательной системы.
14. Проведение научно-методической и управленческой экспертизы модели воспитательной системы и программы ее построения.
|
|
15. Утверждение модели и программы построения воспитательной системы на заседании педагогического совета и общей конференции.
v Воспитательная система как социально-педагогическое явление имеет следующие черты:
v Воспитательная система - это система социальная, ее функционирование осуществляется в соответствии с законами общественного развития.
v Воспитательная система-это система педагогическая, ее содержание направлено на реализацию учебно-воспитательных задач.
v Воспитательная система - это система целостная, характеризующаяся упорядоченностью структуры связей и элементов.
v Воспитательная система - это система открытая. Она имеет множество связей с социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы.
v Воспитательная система - это система целенаправленная. Характер целевых ориентиров может служить основанием для определения типа воспитательной системы. Цель играет системообразующую роль.
v Воспитательная система - это система саморазвивающаяся. Способность системы к преодолению противоречий своего развития участниками педагогического процесса.