Школы №4 Г. Великие луки (классный руководитель И. В. Риссамакина)

В 7 «г» классе обучаются 32 человека, из них 17 мальчиков и 15 дево­чек. Окончательно он был сформирован 2 года назад - к началу 6-го класса.

Классным руководителем этой учебной группы является Риссамакина Ирина Васильевна - опытный педагог (педагогический стаж работы составляет 22 года), учитель первой квалификационной категории, пред­ставитель известной в городе педагогической династии Григорьевых-Риссамакиных. За время работы в школе показала себя талантливым пе­дагогом, который умело, использует свои знания, силы, способности и на­копленный с годами опыт в воспитании и обучении учащихся. Ее уроки отличаются профессионализмом, эмоциональностью.

Особый интерес вызывает практика ее работы в качестве классного руководителя. Ирина Васильевна всегда добивается высоких результатов в воспитательной деятельности, независимо от состава учащихся и их родите­лей. Она находит ключ к каждому ребенку, помогая ему раскрыть свою ин­дивидуальность, развить лучшие черты характера и способности. Основой ее педагогической деятельности является индивидуальный подход.

Заботливое и внимательное отношение классного руководителя к каждому воспитаннику способствовало становлению в 7 «г» классе вос­питательной системы гуманистического типа. Цель созданной системы - формирование творческой личности учащихся, обладающей и проявляю щей интеллектуальную, этическую и педагогическую культуру человека. Чтобы реализовать эту цель, определены следующие задачи:

& создать необходимые условия для проявления творческой инди­видуальности каждого ученика;

& способствовать формированию основ культуры общения и по­строения межличностных отношений;

& развивать познавательную активность учащихся;

& содействовать формированию нравственной позиции школьников. Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспита­тельной системы класса, являются: «творчество», «знания», «культура», «ответственность», «доброта», «терпимость», «совесть». В этом классе воспитательный процесс строится таким образом, чтобы перечисленные ценности становились неотъемлемой частью совместной и индивидуаль­ной жизнедеятельности учащихся.

Роль основного системообразующего фактора в классном сооб­ществе играет работа созданного в классе литературного клуба «У луко­морья». В деятельности клуба реализуются такие целевые установки, как:

§ создание сообщества детей, родителей и педагогов как совокуп­ного субъекта воспитательного процесса;

§ изучение памятников русской культуры и формирование на этой

основе нравственной позиции учащихся.

Вся работа литературного клуба строится в соответствии со сле­дующими принципами:

§ во-первых., принцип сотворчества детей и взрослых. Например, загоревшись идеей инсценирования сказок А.С. Пушкина, и пе­дагог, и учащиеся, и родители проделали огромную творческую работу во время поиска народных источников этих сказок, изго­товляя декорации и костюмы, разрабатывая сценарии, играя различные роли;

§ во-вторых, принцип индивидуализации. Руководитель клуба постоянно заботится о создании условий для проявления твор­ческой индивидуальности, чтобы каждый мог заниматься делом, которым хочется: есть свои оформители, чтецы, певцы, сцена­ристы, исследователи и т.п.;

§ в-третьих, принцип ответственности, взаимопомощи и взаи­мовыручки. Надо не только хорошо сделать свое дело, но и по­мочь остальным членам коллектива.

Основным материалом для пробуждения интереса к познаватель­ной деятельности стала книга Д.С. Лихачева «Письма о добром и пре­красном». Выдающийся знаток отечественной и мировой литературы в своих письмах молодому поколению дает советы, к которым невозможно не прислушаться. Это можно назвать «книгой жизни».

В 5-м классе прочитали письмо Д.С. Лихачева «О русской приро­де». Работа клуба в этом году была построена на основании этой статьи. Изучались произведения русских поэтов и писателей о природе, о взаи­мосвязи человека с природой. Говорили о том, что без любви к родной природе не может быть любви к своему Отечеству. Было введено понятие «малой родины», где находятся истоки, корни каждого человека. Обсуж­дали отношение русских деятелей культуры к своей родине. Говорили о литературе, музыке, художественных пейзажах. Узнали, что такое наука экология, говорили о ее огромном значении в жизни человека. Эту же те­му продолжали и в походах, и на экскурсии по родному краю, где на фоне нашей родины звучали произведения русских писателей и собственные стихи учеников. В конце года в результате работы провели два итоговых заседания «Свет русских берез» и «Как не любить мне эту землю», где каждый рассказал о том, что взял для себя.

В 6-м классе, прочитав статью Д.С. Лихачева «Память культуры», го­ворили о том, что человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды и приумножение ее памятников - задача очень важная. Ведь культурная сре­да необходима для духовной, нравственной жизни, для его духовной «осед­лости». Так узнали, что есть еще экология культурная. Определили для себя понятие «нравственной оседлости». Человек не должен быть растением пе­рекати-поле, он должен быть привязан к родной земле, где его корни, где жили его предки. Факт воспитательного воздействия на человека окружаю­щей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению.

В связи с этим начали по-новому изучать жизнь и творчество А.С. Пушкина. Решили понять, почему для всех, особенно для нас, жителей Псковщины, его произведения и места, где он жил, являются памятника­ми культуры, которые надо изучать, сохранять и передать следующим поколениям. Несколько занятий клуба было посвящено этим вопросам: изучали произведения, написанные в Михайловском и о нем; проводили первые исследовательские опыты; инсценировали произведения А.С. Пушкина, где многие роли играли родители. Затем совершили экскурсию в Пушкинские Горы, и стихотворения поэта в исполнении школьников звучали в тех местах, которым они были посвящены. Обсуждая поездку, школьники говорили о том, что у них появилось чувство гордости за свою малую родину, где есть места, святые для каждого русского челове­ка. Эта работа проводится и в 7-м классе и будет продолжаться дальше, поскольку она очень важна для формирования нравственной позиции.

Таким образом, работа в клубе стала приоритетным видом деятельно­сти, который способствует формированию индивидуальности класса.

Для жизнедеятельности классного сообщества имеет существенное значение участие класса во всех школьных мероприятиях. За три года не пропустили ни одного: везде участвовали и достигали неплохих результа­тов. Класс нашел свое место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы. Жизненное пространство класса не огра­ничивается рамками школы. Члены классного коллектива посещают городские спортивные клубы, музыкальную школу, театральную студию, «комнату школьника» и другие внешкольные учреждения.

Заметными событиями в жизни класса являются классные часы, Они не проходят спонтанно, без тщательной подготовки. Их проведение носит системный характер. Большинство из них объединено в единый цикл «Поговорим о воспитанности», который включает в себя серии классных часов для пятиклассников «Для чего человеку зеркало», для учащихся 6-го класса - «Культура поведения», для семиклассников -«Человеческие взаимоотношения». В их подготовке участвуют не только дети, но и родители, которые рассказывают о различных ситуациях и со­вместно с учащимися разыгрывают сцены из своей жизни.

В 7 «г» классе хорошо развита самоуправленческая деятельность. Для того чтобы каждый мог проявить свои организаторские способности, действует институт сменных командиров звеньев, постоянно изменяется состав совета по подготовке и проведению коллективного творческого дела. Даже классные «огоньки» не имеют одних и тех же ведущих, так как эту роль осваивают большинство членов классного коллектива.

Классный руководитель и учащиеся гордятся своим «местом житель­ства» в школе - уютным кабинетом русского языка и литературы. Этот ка­бинет фактически создан руками родителей и детей. В нем учащиеся любят заниматься, отсюда им не хочется уходить. Члены классного сообщества за­ботятся о чистоте и уюте, стремятся сделать классную комнату еще лучше.

Целенаправленная совместная деятельность классного руководите­ля, родителей и учащихся по построению воспитательной системы класса способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:

§ уровень воспитанности учащихся выше среднего по школе;

§ в классе преобладает атмосфера доброжелательности, нет грубости;

§ большинство детей хорошо чувствуют себя в классном коллек­тиве, могут свободно высказывать свое мнение;

§ семиклассники имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью в школе: они любят свою школу, у них есть любимые учителя и любимые школьные предметы.

Основой своего успеха И.В. Риссамакина считает использование в воспитательной деятельности классного руководителя индивидуального и системного подхода, то есть заботливое отношение педагога к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: