В 7 «г» классе обучаются 32 человека, из них 17 мальчиков и 15 девочек. Окончательно он был сформирован 2 года назад - к началу 6-го класса.
Классным руководителем этой учебной группы является Риссамакина Ирина Васильевна - опытный педагог (педагогический стаж работы составляет 22 года), учитель первой квалификационной категории, представитель известной в городе педагогической династии Григорьевых-Риссамакиных. За время работы в школе показала себя талантливым педагогом, который умело, использует свои знания, силы, способности и накопленный с годами опыт в воспитании и обучении учащихся. Ее уроки отличаются профессионализмом, эмоциональностью.
Особый интерес вызывает практика ее работы в качестве классного руководителя. Ирина Васильевна всегда добивается высоких результатов в воспитательной деятельности, независимо от состава учащихся и их родителей. Она находит ключ к каждому ребенку, помогая ему раскрыть свою индивидуальность, развить лучшие черты характера и способности. Основой ее педагогической деятельности является индивидуальный подход.
|
|
Заботливое и внимательное отношение классного руководителя к каждому воспитаннику способствовало становлению в 7 «г» классе воспитательной системы гуманистического типа. Цель созданной системы - формирование творческой личности учащихся, обладающей и проявляю щей интеллектуальную, этическую и педагогическую культуру человека. Чтобы реализовать эту цель, определены следующие задачи:
& создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
& способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
& развивать познавательную активность учащихся;
& содействовать формированию нравственной позиции школьников. Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: «творчество», «знания», «культура», «ответственность», «доброта», «терпимость», «совесть». В этом классе воспитательный процесс строится таким образом, чтобы перечисленные ценности становились неотъемлемой частью совместной и индивидуальной жизнедеятельности учащихся.
Роль основного системообразующего фактора в классном сообществе играет работа созданного в классе литературного клуба «У лукоморья». В деятельности клуба реализуются такие целевые установки, как:
§ создание сообщества детей, родителей и педагогов как совокупного субъекта воспитательного процесса;
§ изучение памятников русской культуры и формирование на этой
основе нравственной позиции учащихся.
|
|
Вся работа литературного клуба строится в соответствии со следующими принципами:
§ во-первых., принцип сотворчества детей и взрослых. Например, загоревшись идеей инсценирования сказок А.С. Пушкина, и педагог, и учащиеся, и родители проделали огромную творческую работу во время поиска народных источников этих сказок, изготовляя декорации и костюмы, разрабатывая сценарии, играя различные роли;
§ во-вторых, принцип индивидуализации. Руководитель клуба постоянно заботится о создании условий для проявления творческой индивидуальности, чтобы каждый мог заниматься делом, которым хочется: есть свои оформители, чтецы, певцы, сценаристы, исследователи и т.п.;
§ в-третьих, принцип ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки. Надо не только хорошо сделать свое дело, но и помочь остальным членам коллектива.
Основным материалом для пробуждения интереса к познавательной деятельности стала книга Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Выдающийся знаток отечественной и мировой литературы в своих письмах молодому поколению дает советы, к которым невозможно не прислушаться. Это можно назвать «книгой жизни».
В 5-м классе прочитали письмо Д.С. Лихачева «О русской природе». Работа клуба в этом году была построена на основании этой статьи. Изучались произведения русских поэтов и писателей о природе, о взаимосвязи человека с природой. Говорили о том, что без любви к родной природе не может быть любви к своему Отечеству. Было введено понятие «малой родины», где находятся истоки, корни каждого человека. Обсуждали отношение русских деятелей культуры к своей родине. Говорили о литературе, музыке, художественных пейзажах. Узнали, что такое наука экология, говорили о ее огромном значении в жизни человека. Эту же тему продолжали и в походах, и на экскурсии по родному краю, где на фоне нашей родины звучали произведения русских писателей и собственные стихи учеников. В конце года в результате работы провели два итоговых заседания «Свет русских берез» и «Как не любить мне эту землю», где каждый рассказал о том, что взял для себя.
В 6-м классе, прочитав статью Д.С. Лихачева «Память культуры», говорили о том, что человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды и приумножение ее памятников - задача очень важная. Ведь культурная среда необходима для духовной, нравственной жизни, для его духовной «оседлости». Так узнали, что есть еще экология культурная. Определили для себя понятие «нравственной оседлости». Человек не должен быть растением перекати-поле, он должен быть привязан к родной земле, где его корни, где жили его предки. Факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению.
В связи с этим начали по-новому изучать жизнь и творчество А.С. Пушкина. Решили понять, почему для всех, особенно для нас, жителей Псковщины, его произведения и места, где он жил, являются памятниками культуры, которые надо изучать, сохранять и передать следующим поколениям. Несколько занятий клуба было посвящено этим вопросам: изучали произведения, написанные в Михайловском и о нем; проводили первые исследовательские опыты; инсценировали произведения А.С. Пушкина, где многие роли играли родители. Затем совершили экскурсию в Пушкинские Горы, и стихотворения поэта в исполнении школьников звучали в тех местах, которым они были посвящены. Обсуждая поездку, школьники говорили о том, что у них появилось чувство гордости за свою малую родину, где есть места, святые для каждого русского человека. Эта работа проводится и в 7-м классе и будет продолжаться дальше, поскольку она очень важна для формирования нравственной позиции.
|
|
Таким образом, работа в клубе стала приоритетным видом деятельности, который способствует формированию индивидуальности класса.
Для жизнедеятельности классного сообщества имеет существенное значение участие класса во всех школьных мероприятиях. За три года не пропустили ни одного: везде участвовали и достигали неплохих результатов. Класс нашел свое место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы. Жизненное пространство класса не ограничивается рамками школы. Члены классного коллектива посещают городские спортивные клубы, музыкальную школу, театральную студию, «комнату школьника» и другие внешкольные учреждения.
Заметными событиями в жизни класса являются классные часы, Они не проходят спонтанно, без тщательной подготовки. Их проведение носит системный характер. Большинство из них объединено в единый цикл «Поговорим о воспитанности», который включает в себя серии классных часов для пятиклассников «Для чего человеку зеркало», для учащихся 6-го класса - «Культура поведения», для семиклассников -«Человеческие взаимоотношения». В их подготовке участвуют не только дети, но и родители, которые рассказывают о различных ситуациях и совместно с учащимися разыгрывают сцены из своей жизни.
В 7 «г» классе хорошо развита самоуправленческая деятельность. Для того чтобы каждый мог проявить свои организаторские способности, действует институт сменных командиров звеньев, постоянно изменяется состав совета по подготовке и проведению коллективного творческого дела. Даже классные «огоньки» не имеют одних и тех же ведущих, так как эту роль осваивают большинство членов классного коллектива.
Классный руководитель и учащиеся гордятся своим «местом жительства» в школе - уютным кабинетом русского языка и литературы. Этот кабинет фактически создан руками родителей и детей. В нем учащиеся любят заниматься, отсюда им не хочется уходить. Члены классного сообщества заботятся о чистоте и уюте, стремятся сделать классную комнату еще лучше.
|
|
Целенаправленная совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся по построению воспитательной системы класса способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:
§ уровень воспитанности учащихся выше среднего по школе;
§ в классе преобладает атмосфера доброжелательности, нет грубости;
§ большинство детей хорошо чувствуют себя в классном коллективе, могут свободно высказывать свое мнение;
§ семиклассники имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью в школе: они любят свою школу, у них есть любимые учителя и любимые школьные предметы.
Основой своего успеха И.В. Риссамакина считает использование в воспитательной деятельности классного руководителя индивидуального и системного подхода, то есть заботливое отношение педагога к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом.