Просим Вас заполнить таблицу предлагается заполнить таблицу и оценить уровень сформированности гражданственности
5б-высокий, 4б-средний, 3б-низкий, 2б-крайне низкий
| Компоненты гражданствен- ности | Уровни и показатели гражданственности | |||
| Высокий | Средний | Низкий | Крайне низкий | |
| 5б | 4б | 3б | 2б | |
| 1. Гражданское самосознание | Знает основные права и обязанности, нормы поведения гражданина. Всегда добросовестен в делах. Умеет преодолевать индивидуалистические устремления, регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями общества и других людей | Знает основные права, обязанности и нормы поведения гражданина. Соблюдает правила поведения, но не всегда может регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями других людей | Не всегда придерживается общепринятых норм поведения. Принимает участие в любой деятельности только под контролем взрослых и товарищей | Сознательного отношения к делам и своим поступкам не проявляет. Недисциплинирован, пассивен |
| Родители- Учитель- Общая- | ||||
| 2. Гражданский долг | Охотно выполняет общественные поручения. Осознанно выполняет свои обязанности. Проявляет убежденную готовность и способность защищать Родину. Проявляет чувство долга и ответственности перед родителями. Показывает пример бережного отношения к природе и общенародному достоянию. Хорошо учится, охотно помогает товарищам | Выполняет общественные поручения и свои обязанности. Проявляет готовность защищать Родину. Проявляет чувство долга и ответственности перед родителями, в целом бережно относится к природе и общенародному достоянию, только в отдельных случаях допускает небрежность | Неохотно выполняет общественные поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей. Иногда проявляет неуважительное отношение к взрослым | Уклоняется от общественных поручений, безответственен, проявляет неуважительное отношение к родителям и товарищам |
| Родители- Учитель- Общая- | ||||
| 3. Гражданская ответственность | Хорошо знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. Осознает ответственность за судьбу своей страны. Ответственно относится к поручениям, к учебе, проявляет во всех делах инициативу и самостоятельность | Знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. Осознает ответственность за судьбу своей страны. Выполняет поручения, хорошо учится. Инициативу в делах коллектива проявляет не всегда | Недостаточно знает законы государства, допускает отклонения в соблюдении правопорядка, нуждается в дополнительном контроле со стороны взрослых. Поручения выполняет только при условии побуждения со стороны взрослых | Нарушает дисциплину и правопорядок, требует постоянного контроля, безответственен. Учится плохо |
| Родители- Учитель- Общая- | ||||
| 4. Правовая культура | Осознает себя гражданином своей страны, знает права и обязанности и уважительно относится к ним. Умеет грамотно реализовать свои права и обязанности в жизни | Осознает себя гражданином своей страны, знает свои права и обязанности, но не всегда умеет их реализовать в жизни | Знает права и обязанности, но реализовать их может только под руководством взрослых | Неуважителен к правам и обязанностям гражданина, не выполняет требования общества |
| Родители- Учитель- Общая- | ||||
| 5. Соблюдение законов государства | Примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Побуждает к хорошему поведению других. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения. Проявляет нетерпимость к злу и аморальности | Примерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения, но к хорошему поведению других не побуждает | Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых и товарищей | Нарушает дисциплину, не реагирует на внешние воздействия и требования взрослых |
| Родители- Учитель- Общая- | ||||
| 6. Личная свобода | Свободен в выборе решений и путей достижения цели, но чувствует ответственность за этот выбор. Имеет свои убеждения, правильно отображающие его интересы и общественные интересы. Поступает в соответствии с этими убеждениями | Имеет свои убеждения и старается поступать в соответствии с ними. Как правило, ответственно относится к своим поступкам, но в некоторых случаях его решения не соответствуют решениям общества | Проявляет неуверенность в собственных силах, убеждения неустойчивы, при достижении поставленной цели нуждается в поддержке друзей и взрослых | При выборе решения проблем не уверен в себе, податлив дурному влиянию |
| Родители- Учитель- Общая- | ||||
| 7. Гражданское достоинство | Развито чувство собственного достоинства. Проявляет требовательность к себе и другим. Считает для себя честью выполнение самого трудного дела или поручения. Не позволяет унижать себя, встает на защиту слабых | Развито чувство собственного достоинства. Проявляет требовательность к себе и другим. Стремится выполнять трудные дела и поручения, не позволяет унижать себя, но на защиту других встает не всегда | Развито чувство собственного достоинства, но при выполнении трудных поручений не всегда достигает цели, так как не проявляет требовательности к себе. С несправедливостью борется только тогда, когда она коснулась его самого | Требования к себе не предъявляет, нет силы воли, труслив |
| Родители- Учитель- Общая- | ||||
| 8. Гражданская активность | Проявляет активное участие в процессе выполнения любой деятельности. Любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу, вносит новизну, творчество в работу, предприимчивость, умеет организовать ребят, повести их за собой | Принимает участие во всех видах деятельности, следуя за другими ребятами, но в отдельных случаях может не выполнить поручение и не довести начатое до конца | Проявляет активность только в тех случаях, если дело интересует. Требует контроля со стороны взрослых | Уклоняется от участия в трудовых и других общественных делах, трудится неохотно, недобросовестно |
| Родители- Учитель- Общая- | ||||
| 9. Политическая культура | Проявляет активное участие в деятельности, имеющей общественно – политическую направленность. С интересом обсуждает события, происходящие в стране и за рубежом, правильно оценивает их. Активно пропагандирует политические знания среди товарищей. Участвует в доступных возрасту общественно – политических акциях. Умеет организовать ребят, повести их за собой | Принимает участие в деятельности, имеющей общественно– политическую направленность, следует за другими ребятами. Участвует в обсуждении общественно – политических событий, в основном правильно их оценивает, но испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения | Малоактивен в общественно– политических делах, предпочитает позицию зрителя. Иногда увлекается подобной работой, но быстро охладевает к ней. При оценке общественно – политических событий не умеет правильно аргументировать свою точку зрения | Безразличен к общественно – политическим делам школы, страны, неверно оценивает события, происходящие в стране и за рубежом |
| Родители- Учитель- Общая- | ||||
| 10. Патриотизм и интернационализм | Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, к национальной культуре. Возможно участие в историко-патриотической работе. Пресекает неуважительное отношение к национальным традициям и культуре, людям другой национальности | Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, участвует в историко-патриотической работе. Проявляет интерес и уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям. | Мало интересуется историей Родины, историко-патриотическую работу выполняет при побуждении и под контролем. Не проявляет интереса к культуре и традициям другой национальности | Пренебрежительно относится к культуре и истории страны, проявляет неуважение к людям другой национальности и не дружит с детьми другой национальности |
| Родители- Учитель- Общая- |






