Музыкальность

– качество личности, находящее свое выражение
в ее предрасположенности к общению с музыкой, к эмоциональной отзывчивости на нее, к развитию муз. слуха, памяти, мышления, муз. потребностей,
к успешности овладения различными видами муз. деятельности. Также под музыкальностью понимается комплекс способностей, своеобразно проявляющийся в различных видах муз. деят-ти.
В отличие от креативности и эмпатийности музыкальность явл-ся собственно муз-ым качеством личности. При этом, чем более многогранен муз.опыт уч-ся, тем более он способствует развитию муз-ти, оказывая на нее непосредственное влияние. Т.к.средствами музыки и развивается в человеке заложенное в нем музыкальное начало.

Природная музыкальность ребенка, его предрасположенность к общению с музыкой по мере приобретения муз-ых знаний, умений, обогащения его интонационно-слухового опыта перерастает в устойчивый, осознанный интерес к ней.

Основным признаком муз-ти явл-ся переживание музыки как выражения некоторого содержания. Музыкальность предполагает также достаточно тонкое, дифференцированное восприятие, слышание музыки. Чем больше слышит человек в звуках, тем более он музыкален. Муз-ое переживание - эмоц-ое переживание. Способность эмоц-но отзываться на музыку должна составлять центр музыкальности.
В структуре муз-ти выделяются более общие способности и специальные. К специальным муз.способностям относятся основные муз.способности – способности переживания, представления, воспроизведения ладовысотных соотношений и муз-го ритма. Также немало важную роль играет музыкальный слух в формировании личности ребенка в сфере муз-но-образовательной системы.

Разновидности муз.слуха – зкуковысотный, интервальный, мелодический, гармонический, полифонический, ладовый, ритмический, тембровый, динамический, фактурный, структурный и др.

Муз.слух условно можно разделить на внешний и внутренний: Внешний - направлен на восприятие непосредственно самого звучания музыки. Его цель – схватывание целостного образа музыки, соответствующего смыслу муз-ого высказывания. Внешний С. оперирует непосредственными чувственными впечатлениями, объединяет и разделяет чувственные компоненты, выделяя существенные признаки воспринимаемого.

Внутренний - выражается в мысленном представлении звучащей музыки; он воспроизводит образцы вне реального звучания. Муз.слух проявляется в восприятии музыки, в ее воспроизведении, в создании импровизаций и в сочинении музыки. Накопленный муз.-слуховой опыт помогает уч-ся осознанно воспроизводить знакомые им интонационно-слуховые комплексы в своей исполнительской практике, а также при импровизации и сочинении музыки.

Также центром муз-ой деят-ти явл-ся муз.мышление, развитость которого во многом характеризует муз-ть ребенка.

Муз.мышление – это реальная психич.деятельность, с помощью кот.личность приобщается к муз.искусству, постигает смысл заключенных в нем духовных ценностей. При этом выделяется ряд самостоятельных векторов муз. мышления:

· Процесс постижения муз.произведения личностью;

· Способ мышления чел-ка при его общении с музыкой как видом иск-ва;

· Способ общения чел-ка с миром при помощи музыки.

Говоря о муз.мышлении, нельзя не упомянуть муз.язык, овладение кот-ым является необходимым условием общения уч-ся с музыкой. Закономерности муз.мышления приобретают
в муз-ой деят-ти специфич.характер в силу того, что отражение дейст-ти происходит посредством обобщенных муз-ых образов. Именно образ явл-ся основной структурной единицей муз.мышления. При этом муз.мышление обращается
к человеческой личности во всей ее полноте
и воздействует на эмоции, на интеллект, на глубину подсознания и вершины сознания.

КРЕАТИВНОСТЬ. Под креативностью ребенка понимают его творческие возможности, предуготовленность к созиданию нового в процессе муз.деят-ти, что придает ей творческую направленность.

Суть М.О. состоит в том, чтобы вызывать
и воспитывать муз-творческий инстинкт. Такой инстинкт проявлялся у детей всегда в непременном стремлении меньше созерцать или механически выполнять предначертанное, но охотнее самим участвовать и вносить свое.

Творческое начало может проявляться во всех видах муз.деят-ти, тем самым оно придает уроку музыки ярко выраженный творческий характер, что отвечает основной направленности урока музыки как урока искусства. Занятия музыкой без проявлений творческого начала противоречат самой природе муз.иск-ва, т.к. тв-во реализуется в процессе и в результате деят-ти и слушателя, и исполнителя, и композитора.

В слушательской деят-ти творч.начало проявл-ся в вариативности, множественности восприятия детьми муз-ого произв-ия. Творч.характер восприятия музыки обусловлен всем жизненным и муз-ым опытом ребенка, его муз-тью, степенью развития муз-ого слуха, ассоциативного мышления, воображения, памяти.

В исполнительской деят-ти – творч-ое начало проявляется в интерпретации детьми муз-ого произв-ия, что предполагает осознанный или интуитивный выбор тех или иных исполнительских средств, необходимых для воплощения представляемого ими муз-но-исполнительского образа.

В композиторской деят-ти – творч-ое начало находит свое воплощение в создании уч-ся собственных муз-ых образов и их претворении в импровизации или сочинении муз-ых миниатюр по заданным учителем параметрам, а также и в свободном выражении.

ЭМПАТИЙНОСТЬ. Это душевность, сердечность, способность к сопереживанию, к сочувствию, к установлению духовного контакта с людьми. Э. устанавливает сопричастность чел-ка с миром и мира с чел-ом. При этом Э. проявл-ся, в том числе, в процессе муз-ых занятий, через диалог.

Диалогичность – одно из наиболее ярко выраженных свойств муз-ого иск-ва, для кот-го характерны субъективные отношения между произв-ем и исполнителем, слушателем. Проблема эмп-сти – способность к сопереживанию, сочувствию, гуманности. Эмпатийность явл-ся противопоставлением отчужденности, эгоизму, черствости души.

Обязательным условием для проявл-ия эмпатийности на муз-ых занятиях явл-ся близость ребенку той интонационной сферы, в рамках кот-ой написано данное произв-ие.
Таким образом, в развитии эмпатийности на муз-ых занятиях происходит пересечение двух ракурсов: духовно-нравственного и собственно музыкального.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: