Понятие промышленной отрасли, как объекта правового регулирования в системе государственного управления

Отрасль промышленности представляет собой совокупность предприятий, характеризующихся единством экономического назначения производимой продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров, специфическими условиями работы.

Существует и такое понятие, как «промышленный или народнохозяйственный комплекс». В народном хозяйстве функционируют следующие комплексы: аграрно-промышленный (АПК), военно-промышленный (ВПК), машиностроительный, металлургический, химико-лесной, строительный, топливно-энергетический (ТЭК) и др.

Под промышленным комплексом понимается совокупность определенных групп отраслей, для которых характерны выпуск схожей (родственной) продукции или выполнение работ (услуг).

Под отраслевой структурой промышленности понимаются состав отраслей или комплексов, входящих в промышленность, и их доля в общем объеме промышленного производства. Отраслевая структура промышленности все время находится в движении. На нее влияют следующие факторы:

• ускорение научно-технического прогресса. Именно под воздействием этого фактора образуются новые отрасли промышленности и производства. Так, только за последние годы под влиянием ускорения НТП появились такие отрасли, как комбикормовая промышленность, энергомашиностроение, производство космической техники и др.;

• экономическая политика государства. Государство, осуществляя свою избранную политику, может поддерживать отдельные отрасли промышленности, наиболее значимые в экономическом и социальном плане, и тем самым влиять на темпы их развития;

• наличие в стране полезных ископаемых, пригодных для промышленной разработки. Чем богаче страна теми или иными полезными ископаемыми, тем при прочих равных условиях выше доля добывающих отраслей в общем объеме промышленного производства;

• уровень культуры и материального благосостояния народа. Этот фактор влияет на отраслевую структуру многопланово. От материального уровня жизни народа зависит его способность приобретать товары народного потребления, что является основой для развития отраслей, их производящих. Наличие среднего класса в стране способствует развитию отраслей, производящих товары длительного пользования: автомобилей, холодильников, радиоаппаратуры и др.;

• традиционно сложившаяся специализация;

• плановая отраслевая структура капитальных вложений, финансируемых из государственного бюджета.

Основной и наиболее распространенной формой организации производства, которая непосредственно обнаруживается на поверхности общественной жизни, является предприятие.

Уже само наличие какого-либо промышленного предприятия означает, что производство нашло свое полное организационное оформление. Недаром понятия «предприятие» и «организация» применительно к хозяйствующему субъекту используются как синонимы.

Вместе с тем предприятие – это не только материальная форма организации производства. Оно имеет экономическую, юридическую, социальную и другие формы. Чтобы стать полноценным предприятием, необходимо обладать характерными признаками. Главными среди них являются производственно-техническое, организационное и экономическое единство, а также административно-хозяйственная самостоятельность.

Производственно-техническое единство определяется общностью назначения изготавливаемой продукции или процессов ее производства. Оно обеспечивается также взаимосвязью всех элементов основных фондов, находящихся в его распоряжении: производственных зданий и сооружений; системы рабочих машин; технологической, контрольной, регулирующей и прочей оснастки. Предприятие может состоять из технологически однородных или разнородных цехов или участков, в результате совместных усилий которых выпускается определенная продукция [38, с. 25].

Организационное единство состоит в единстве коллектива, едином руководстве. Во главе предприятия как совокупности составляющих его производственных единиц (цехов, служб) стоит директор, осуществляющий на основе единоначалия руководство всеми сторонами деятельности предприятия.

Экономическое единство предполагает единство систем планирования, учета и анализа результатов работы и состоит в общности материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые при необходимости могут легко перераспределяться между звеньями предприятия.

Предприятие как хозяйственная организация вносит платежи и налоги в бюджет, финансово отвечает за результаты своей деятельности и за свои обязательства перед предприятиями-смежниками и партнерами.

Особое значение для укрепления экономического единства предприятия имеет регулирование его экономических отношений с коллективом занятых в нем людей.

Административно-хозяйственная самостоятельность выражается в том, что предприятие имеет права и обязанности юридического лица. Это означает, что предприятие имеет в собственности или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс.

Главная цель предприятия - получение максимальной и стабильной прибыли от реализации продукции и услуг в условиях конкуренции на мировом рынке для удовлетворения общественных потребностей и интересов членов трудового коллектива и собственников имущества.

Основные цели предприятия можно условно разделить на группы:

экономические цели характеризуют, прежде всего, результаты производственной деятельности предприятия и могут состоять в выпуске определенного объема товаров и услуг, повышении их качеств, увеличении эффективности производства, снижении себестоимости и т.д.

логистические цели ориентируют на совершенствовании управления материальными потоками, достижении эффективного взаимодействия функциональных подразделений в производственной цепочке изготовления и сбыта продукции и т.д.

социальные цели связаны с постановкой и решением социальных проблем работников предприятия (создание благоприятных условий труда и отдыха работников, повышение их образовательного и квалификационного уровня и т.д.), а также проявлением социальной ответственности за переделами предприятия перед местным сообществом (поддержка спортивных клубов, культурные мероприятия в том случае, если они не являются инструментом маркетинга);

экологические цели фокусируют внимание на сохранении природной среды и предполагают достижение условий экологической безопасности производства (контроль и усовершенствование производственных процессов с точки зрения расхода энергии, выброса вредных веществ и производственных отходов; учет возможностей повторного использования выпускаемой продукции; отказ от применения излишней упаковки и т.д.).

В настоящее время в обрабатывающих отраслях промышленности выделяются следующие разновидности предприятий: завод в отраслях машиностроения и тяжелой промышленности и фабрика - в легкой промышленности; малое предприятие; научные и проектные организации.

Завод (фабрика) - это производственная единица промышленности, предназначенная для изготовления каких-либо изделий или для выполнения определенной стадии производственного процесса. В машиностроительной промышленности сложилось пять основных организационных форм этих предприятий:

• заводы с полным технологическим циклом, в которых осуществляются все стадии производственного процесса - заготовительная, обрабатывающая и сборочная;

• заводы механосборочного типа, работающие на заготовках и полуфабрикатах, получаемых в порядке кооперирования от других предприятий;

• заводы сборочного типа, собирающие изделия из деталей, узлов и агрегатов, изготавливаемых на других специализированных заводах;

• заводы, специализирующиеся только на производстве заготовок (паковок, штамповок, отливок);

• заводы, специализирующиеся на изготовлении отдельных деталей (зубчатых колес, пружин, крепежных деталей, подшипников и т.д.).

В зависимости от объемов хозяйственного оборота предприятия и численности работающих заводы могут быть отнесены к малым, средним или крупным. Каждая из этих групп предприятий имеет свои особенности создания и деятельности.

В развитых странах предприятия считаются малыми с числом работающих до 100 человек, средними - от 100 до 500 человек, крупными - более 500 человек. В нашей стране эти показатели составляют соответственно: до 200 человек; от 200 до 1000 человек; свыше 1000 человек.

В соответствии с законодательством во всех отраслях народного хозяйства на основе любых форм собственности могут создаваться малые предприятия. В условиях перехода к рыночной экономике значение малых предприятий возрастает. Они лучше, чем крупные, приспосабливаются к требованиям рынка, ориентируются на потребителя, обладают большой способностью к ускоренному освоению научных и технических новшеств. Создание и развитие малых предприятий должно способствовать стабилизации потребительского рынка, преодолению отраслевого и регионального монополизма, оздоровлению финансов. Малые предприятия становятся важным фактором расширения сферы приложения труда, создания материальной основы для трудоустройства незанятого населения и работников, высвобождаемых с неэффективно работающих предприятий. Рядом постановлений правительства Российской Федерации предусмотрены меры поддержки малого предпринимательства. Введен упрощенный порядок создания малого предприятия и его регистрации, предусмотрены налоговые льготы на период его становления, созданы фонды финансовой поддержки.

К недостаткам малых предприятий необходимо отнести их слабую выживаемость в условиях конкуренции. Так, в Великобритании в первой половине 80-х гг. ежемесячно прекращало существование 11% всех зарегистрированных предприятий малого бизнеса [53, с. 38].

В промышленности Республики Беларусь действует большое количество средних по своему размеру предприятий. В машиностроении такими предприятиями являются, главным образом, заводы, специализирующиеся на производстве деталей межотраслевого назначения, заготовок, выполняющие ремонтные работы и т.д.

Широкое распространение в последние годы в мировом бизнесе получили предпринимательские сети - кооперационные соглашения, объединяющие малые и средние компании. Сеть представляет собой достаточно глубокую структуру, позволяющую входящим в нее фирмам конкурировать между собой, привлекать новых партнеров и, вместе с тем, организовывать и координировать деятельность своих членов. На базе предпринимательских сетей удается соединить два противоположных принципа - конкуренцию и кооперацию.

К крупным предприятиям относятся, как правило, заводы с полным технологическим циклом и предприятия механосборочного типа. Процесс концентрации производства в нашей стране привел к возникновению различного рода объединений.

В современных условиях в промышленности Республики Беларусь возникают и приобретают все большее значение новые организационные формы функционирования предприятий, характеризующиеся интеграционными тенденциями. В качестве примеров интеграции можно привести создание совместных предприятий, временных добровольных объединений предприятий - консорциумов, товарных союзов предпринимателей.

Использование новых форм организационной деятельности позволяет с большей отдачей использовать возможности партнеров, создают более длительные и устойчивые связи между ними, дают возможность эффективно решать региональные задачи организации производства.

Конкретный характер интеграции предприятий определяется такими факторами, как цели сотрудничества, особенности хозяйственных отношений между участниками интеграционных объединений, степень самостоятельности предприятий, предполагаемая продолжительность сотрудничества и т.п.

В стране активно разрабатывается и применяется концепция альянсов. Эта концепция базируется на принципе объективной необходимости и целесообразности формирования различного рода союзов предприятий, преследующих цели налаживания между ними связей, обеспечивающих решение научно-технических и производственных задач при соблюдении экономических интересов участников этих союзов.

К числу производственных альянсов можно отнести совместные предприятия, союзы предпринимателей, хозяйственные ассоциации.

Так, в связи с регистрацией холдинга 20 ноября 2012 г. Открытое акционерное общество «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» преобразовано в Открытое акционерное общество «Управляющая компания холдинга «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД».

Открытое акционерное общество «Управляющая компания холдинга «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» (далее – ОАО «УКХ ММЗ») создано на основании приказа Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 30.12.2008 г. № 380 путем преобразования производственного республиканского унитарного предприятия «Минский моторный завод» (УП «ММЗ») и дочернего республиканского унитарного предприятия «Торговый дом Моторного завода» (ДРУП «ТОРГОВЫЙ ДОМ МОТОРНОГО ЗАВОДА») в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества. Общество является преемником прав и обязанностей вышеназванных предприятий в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.

Открытое акционерное общество «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» – крупнейшее предприятие Беларуси, а также ведущий производитель современных дизельных двигателей среди стран СНГ и занимает первое место по количеству выпускаемых тракторных и комбайновых двигателей.

Основными направлениями деятельности ОАО «УКХ «ММЗ» являются:

- производство и сбыт на внутреннем рынке и за рубежом дизельных двигателей и запчастей к ним, алюминиевого литья, комплектующих изделий, технологического оборудования, товарного инструмента;

- выполнение конструкторских и проектно-технологических работ, для чего ОАО «ММЗ» имеет конструкторскую, экспериментальную и производственную базу;

- производство и сбыт строительной техники, электрических дизель-генераторов, компрессоров, воздуходувов;

- производство и сбыт товаров народного потребления;

- оптовая и розничная торговля товарами собственного производства, а также покупными товарами;

- осуществление внешнеэкономической деятельности;

- гарантийное и сервисное обслуживание реализованной потребителям продукции.

Объектами государственного управления на макроуровне экономических процессов в сфере промышленности выступают межотраслевые народнохозяйственные комплексы, т.е. совокупность (система) предприятий, которые экономически, технологически и организационно взаимосвязаны между собой и выпускают готовой для конечного использования определенный продукт.

Стратегическая цель промышленной политики – формирование конкурентноспособных национальных комплексов и производств.

Основные задачи государственного регулирования промышленности:

- формирование конкурентноспособного национального рынка промышленной продукции;

- стабилизация основных показателей промышленного производства;

- структурная перестройка промышленности;

- техническое и технологическое обновление отраслей промышленности;

- повышение конкурентноспособности отечественных товаров промышленного производства;

- развитие импортозаменяющего и экспортного производства;

- обеспечение экологичности промышленного производства и т.п.

Основные механизмы государственного регулирования промышленности.

1. Кредитно-денежная политика государства.

2. Инвестиционно-инновационная политика.

3. Бюджетное финансирование.

4. Государственное регулирование цен на продукцию промышленного характера.

5. Ускоренная амортизация.

6. Прямое регулирование государственного сектора.

7. Государственный контроль за деятельностью монополий, в том числе естественных.

8. Государственная поддержка межотраслевой кооперации.

9. Стимулирование привлечения иностранных инвестиций.

10. Государственная экспертиза качества товаров, их соответствия национальным и международным стандартам.

Машиностроительные предприятия промышленности характеризуются рядом технико-экономических особенностей, отличающих их от субъектов хозяйствования других отраслей и определяющих их роль в экономике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: