Введение. Процессы реформирования политического и экономического строя в Республике Казахстан обусловили необходимость коренного изменения земельных отношений и

Процессы реформирования политического и экономического строя в Республике Казахстан обусловили необходимость коренного изменения земельных отношений и проведения земельной реформы. Переход к рыночной экономики объективно вызвал необходимость ведения различных форм собственности на землю, платности землепользования, законодательного признания земли объектом недвижимости в качестве предмета правового регулирования.

Таким образом, политико-экономические рамки земельных отношений сложившихся в стране определяют формы, масштабы применения и действия норм права собственности и иных прав на землю. Конституцией страны установлено, что земля в Казахстане находится в частной и государственной собственности на основаниях условиях и пределах установленных законом.

В результате перехода к рыночной экономике объективно возникли условия, при которых земля стала объектом недвижимости, имеющим стоимость, предметом сделок, то есть в ходе дальнейшего реформирования экономики землепользование должно стать платным, чего не было раньше. В республике признаются и защищаются, равным образом защищаются как частная так государственная собственность на землю. Земельным законодательством установлены нормы, пределы и условия закрепления земельных участков за отдельными субъектами в рамках осуществления права собственности на землю и иных вещих прав. Как следствие этого, в республике принципиально изменились состав субъектов земельных правоотношений и структура землепользования. Доля земли, находящихся в землепользовании государственных лиц значительно сократилась, тем самым, были созданы предпосылки для развития рынка земли.

Осуществление экономических преобразований в стране и ориентация на рыночную экономику требуют углубленного решения проблемы земельных отношений.

Основными направлениями государственной политики, проводимой в области регулирования земельных отношений в ближайшие годы будут:

- завершение натурной персонификации условных земельных долей в сельскохозяйственных организациях;

- обеспечение технического оформления границ земельных участков, предоставленных (предоставляемых) гражданам и юридическим лицам с выдачей им соответствующих документов на землю для последующей государственной регистрации прав на нее в органах юстиции;

- разработка региональных схем зонирования земель, в первую очередь в городах – в целях установления зон с различным порядком и режимов использования земель и их налогообложением;

- проведение инвентаризации пахотно-пригодных земель для ужесточения условий и стимулирования экономическими методами, процесса выведения из оборота низкопродуктивных неперспективных земель.

В связи с установлением в аграрном секторе экономики рыночных отношений наиболее острыми становятся переход от бесплатного к платному использованию земель сельскохозяйственного назначения и формирования рынка земли. В этих условиях важной проблемой является разработка методологических и методических подходов к совершенствованию рыночного механизма Государственный земельный кадастр содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель. Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследований и изысканий.

Земельный кадастр одной из своих основных функций имеет сбор налога с земельных объектов. Понятие кадастра включает систему метрических и юридических данных. Эти данные необходимы для налогообложения земельных участков, собственности, а также регистрации юридических прав.

С обретением Республикой Казахстан государственной незави­симости и провозглашением перехода к рыночной экономике воз­никла необходимость преобразования земельных отношений, их адаптации к условиям рынка, создания правовых, экономических и организационных условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны прав на землю граждан и юридических лиц, развития рынка земли. Как следствие этого, в республике прин­ципиально изменились состав субъектов земельных правоотноше­ний и структура землепользования, возникли новые виды вещных прав на землю.

По словам Президента Республики Казахстан, «Необходимо дове­сти до логического конца реформу экономических, и, прежде всего, земельных и водных отношений.

Надо признать, что принятый недавно Закон о земле не продви­нул страну к цивилизованному рынку. И если уж мы совместно до­пустили ошибки, давайте будем быстро их исправлять, корректиро­вать этот закон».

Слова Президента Республики Казахстан послужили толчком для разработки Земельного кодекса Республики Казахстан, который от­крыл новый этап в развитии земельных отношений. Передача в частную собственность крупных латифундий, предназначенных для сельскохозяйственного использования, породит огромное количе­ство сделок с землей, будет способствовать возникновению новых собственников, оформляющих свои права на землю. Безусловно, что права на земли сельскохозяйственного назначения не будут крат­ковременными, а в большинстве будут постоянными, следователь­но, будут востребованы нормы о государственной регистрации прав на землю.

Государственная регистрация прав на землю — новое правовое явление, которое еще не подвергалось глубинному исследованию. А проблем, возникающих в связи с указанной регистрацией, предоста­точно. Практика показывает, что нередко оспариваются чьи-то пра­ва на землю, и именно тогда большое значение имеет наличие факта государственной регистрации прав на землю. Существует несколько систем государственной регистрации прав на землю, независимый Казахстан также определился в данном воп­росе. Анализ нового Земельного кодекса Республики Казахстан пока­зал, что по-прежнему государственной регистрации прав на землю отводится весьма мало места. Поэтому важным является выработка на основании глубокого и всестороннего анализа земельного законо­дательства Республики Казахстан предложений по его совершенство­ванию как в части, касающейся государственной регистрации прав на землю и возникновения прав на землю, так и по ряду других вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: