Вопросы государственной регистрации прав на землю в период перехода к рыночным отношениям приобретают огромное значение. В условиях развития рынка земли, заключения множества сделок с земельными участками, во избежание махинаций, мошенничества приобретателям права на землю необходимо иметь сведения о земельном участке, который или право на который они хотят получить. Вдруг данный земельный участок находится в собственности другого лица или является предметом залога. Этой цели и служат правовой кадастр, и, в частности государственная регистрация прав на землю. Последняя представляет своего рода надзор за передачей прав на землю.
Что же понимается под государственной регистрацией прав на землю?
Под государственной регистрацией понимается процедура учета регистрирующим органом права собственности и других прав, а также обременении на недвижимое имущество в порядке, установленном законом, а под регистрацией сделок — регистрация прав на недвижимое имущество, возникающих из сделок. Как видим, усматривается два вида регистрации — регистрация прав на недвижимое имущество и регистрация сделок с недвижимым имуществом.
|
|
По мнению Эрделевского А., применительно к недвижимости термин «регистрация» может иметь три значения: регистрация самого объекта недвижимости, регистрация прав на недвижимость, регистрация сделок с недвижимостью. Государственной регистрацией являются регистрация права на недвижимость и сделок с ней. Регистрация объекта недвижимости — это специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества, которые осуществляются в случаях, предусмотренных законом.
Регистрация права на недвижимость отличается от регистрации сделок с недвижимостью тем, что первая оформляет право, возникшее на основе уже действующей сделки, а вторая позволяет самой сделке вступить в законную силу. Что касается регистрации объекта недвижимости, то здесь становится на учет сам объект недвижимости путем его описания и индивидуализации.
Регистрация права на недвижимость осуществляется в каждой стране. Наиболее типичные системы регистрации — это система регистрации документов и система регистрации прав собственности (титулов).
Система регистрации документов используется во многих странах мира. Эта система не вполне совершенна. Документ о передаче права на недвижимость сам по себе не доказывает права владения. Это просто запись о какой-то сделке. Документ свидетельствует о том, что сделка состоялась, но не доказывает, что стороны, участвующие в сделке, имели юридическое право осуществить эту сделку и что сделка имеет законную силу. Поэтому необходимо провести проверку законности данной сделки, чтобы быть уверенным и полагаться на нее.
|
|
Поскольку система организована на документах, а не на объектах недвижимости, в них могут не отразиться существенные изменения объекта, который будет отличаться от ранее описанного. В результате этого в соответствии со сделкой могут передаваться права лишь на часть объекта, а не на весь объект.
Регистрация сама по себе не дает юридической силы, она только обеспечивает зарегистрированным документам приоритет по сравнению с незарегистрированными. Нет гарантии точности и надежности системы.
Система регистрации прав на недвижимость — это следующий шаг на пути преодоления недостатков системы регистрации документов. Регистрация прав на недвижимость предоставляет методику определения, гарантии и передачи данных прав. В настоящее время считается классической система регистрации Торренса, которая была разработана в середине прошлого века в Южной Австралии. Казахстан примкнул именно к этой системе. Особенностью данной системы государственной регистрации является то, что регистрации подлежат не правообладатели, не сами объекты недвижимости и не документы на нее, а гражданские правоотношения по поводу недвижимости, а именно:
а) права на недвижимое имущество;
б) сделки с ним;
в) ограничения (обременения) прав.
При этом различается правообразующая (правоустанавливающая) регистрация, например, при заключении договора купли-продажи, и правоподтверждающая регистрация, т.е. закрепляющая уже возникшие по иным основаниям права на недвижимость, например, в результате судебного решения об установлении или передаче прав на недвижимость, при реализации приобретательной давности на земельный участок.
Понятие государственной регистрации землепользовании впервые было раскрыто в 1919 году Положением о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию, принятым в бытность СССР. Под ней понимался определенный вид действий по сбору, систематизации, хранению и обновлению сведений о положении земель и оформлению землепользовании. Последующие нормативные акты уточняли и развивали данное понятие.
Государственная регистрация прав на землю может быть рассмотрена в двух аспектах — как юридический акт, порождающий право на землю, и как процессуальная процедура.
В первом случае государственная регистрация прав на землю — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения права на земельный участок.
Во втором случае под государственной регистрацией понимается процедура учета регистрирующим органом права на земельный участок, а также обременении на него в порядке, установленном законом. Это процедура проверки и юридического подтверждения правильности информации о праве на земельный участок, его владельце, внесение соответствующих.записей в одном из государственных реестров недвижимости.
Перечень объектов государственной регистрации прав на землю дается в Гражданском кодексе РК, а также в Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу закона, от 25 декабря 1995 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Из прав на землю государственной регистрации подлежат: право собственности, право землепользования на срок свыше одного года, залог недвижимости, иные права на недвижимость, а также обременение прав на недвижимость.
Регистрации подлежат также изменение и прекращение прав (обременении) на недвижимое имущество в результате сделок и иных юридических фактов.
|
|
Субъекты государственной регистрации прав на землю перечислены в п. 30 Временного положения о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 февраля 1997 г. «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 25 декабря 1995 г. (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 02. 11. 2000 г. № 1656).
Субъектами государственной регистрации прав на землю являются собственники и законные владельцы других прав на недвижимость, подлежащих обязательной государственной регистрации, включая граждан Республики Казахстан, лиц без гражданства, иностранных граждан, казахстанские и иностранные юридические лица, международные организации, государственные органы.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также лица, признанные судом ограниченно дееспособными, вправе подавать заявление о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с согласия законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей). Форма такого согласия должна соответствовать форме, которая установлена законодательством для сделки, совершаемой несовершеннолетним.
Право землепользования и другие подлежащие обязательной государственной регистрации вещные права на землю, принадлежащие государственным юридическим лицам, регистрируются теми государственными юридическими лицами, которым такие права принадлежат.
На наш взгляд, к субъектам правоотношений по государственной регистрации права на землю следует отнести сами органы государственной регистрации.
В соответствии со ст. 13 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 25 декабря 1995 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет регистрационный орган на основании заявления правообладателя или уполномоченного государственного органа, а если право возникло из договора — на основании заявления любой его стороны.
|
|
Согласно ст. 5 Указа регистрирующим органом считается Министерство юстиции Республики Казахстан и подведомственные органам юстиции государственные предприятия.
Задачами государственной регистрации прав на землю являются:
Закрепление документально оснований, условий и пределов возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок. Данные по земельным участкам, собственникам или землепользователям вносятся в государственный реестр прав на недвижимость, который является составной частью правового кадастра.
Охрана прав на землю физических и юридических лиц и государства. Права на землю, зарегистрированные в государственном реестре, защищены от неправомерных посягательств силами государства и имеют преимущество перед незарегистрированными согласно ст. 3 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 25 декабря 1995 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Оперативное информационное обеспечение решений органов исполнительной власти и иных государственных органов. Для принятия некоторых решений, связанных с использованием, воспроизводством и охраной земель, а также иных природных ресурсов, государственным органам необходимы данные о правах на землю, которые содержатся именно в государственном реестре прав на землю. *
Обеспечение физических и юридических лиц необходимыми для их деятельности сведениями и данными о земельных участках, их владельцах. Указанным лицам также необходимы определенные сведения из государственного реестра прав на землю и они могут их получить. Регистрирующий орган обязан предоставить информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому заинтересованному лицу в установленном законом порядке за определенною плату.
Обеспечение публичности и общедоступности сведений о правах на земельный участок. «Одной из задач регистрации прав на недвижимость является публичность, общедоступность и общеизвестность права на недвижимое имущество, в т.ч. и обременении». Сведения о правах на землю для того и концентрируют в едином реестре, чтобы они были доступны неограниченному кругу лиц, в противном случае информацию о земельных участках, их владельцах, пришлось бы получать от непосредственных собственников земельных участков и землепользователей.
Развитие рынка недвижимости в Республике Казахстан, его информационное обеспечение. Для покупки или продажи земельных участков, получения их в землепользование опять-таки необходимы исходные данные. Наличие такого рода информации существенно облегчает процесс купли-продажи.
Укрепление законности в области земельных отношений. Ведение государственного реестра прав на землю, безусловно, способствует обеспечению порядка при реализации земельных отношений. При внесении информации в реестр регистрирующий орган не только собирает сведения о правах на землю, но и проверяет их соответствие требованиям законодательства. Так, в соответствии с п.п. 51—54 Временного положения о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20 февраля 1997 г. регистратор проверяет достоверность документов, поступающих на регистрацию, если они не удостоверены в нотариальном порядке. Также регистратор проверяет документы для установления их подлинности путем выявления возможных подчисток, неоговоренных зачеркиваний и исправлений, признаков травлений текста и другие. Установив, что документы оформлены надлежащим образом, регистратор сверяет данные основного правоустанавливающего документа с данными архива и электронного банка данных. При отсутствии сомнений в подлинности документов, в их надлежащем оформлении и соответствии их содержания данным архива и банка данных регистратор заполняет раздел "Проверено" на заявлении, указывает дату и свою фамилию.
Увеличение поступлений в бюджет. За осуществление государственной регистрации прав на землю и сделок с нею, а также за оказание информационных услуг с юридических и физических лиц взимается плата, которая поступает в местные бюджеты, либо на счет регистратора. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 мая 2003 года № 454 «Об утверждении ставок сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним» зачисление платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним производится в доход местных бюджетов. Плата за оказание информационных услуг зачисляется на счет регистрирующего органа.