На основе анализа нормативных актов и теоретических изысканий сформулированы основные принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе на землю:
1. Публичность. По нашему мнению, данный принцип не совсем верно истолковывается во Временном положении о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20 февраля 1997 г. В соответствии с п. 8 Положения государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является публичным актом. Регистрирующий орган обязан предоставить информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу в порядке, определяемом специальными нормативными актами. Под последним следует понимать обязанность государственного регистратора регистрировать право на землю любого заинтересованного лица, которое обратится к нему за этим.
2. Общедоступность. Под нею понимается возможность для всех и каждого получить всю необходимую информацию о праве на землю. Согласно ст. 21 «Доступ к данным, содержащимся в правовом кадастре» Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 25 декабря 1995 г. сведения правового кадастра являются общедоступными, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, и предоставляются заинтересованным лицам в порядке, установленном настоящим Указом и специальным нормативным правовым актом.
3. Добровольный характер. В Республике Казахстан в отличие от некоторых стран регистрация является добровольной, а не обязательной и осуществляется только по заявлению заинтересованного лица. «В некоторых регистрационных системах стороны обязаны зарегистрировать свои права в течение установленного срока после выхода правоустанавливающего документа. При нарушении срока применяются меры негативного воздействия, выражающиеся, например, в увеличении платы за регистрацию в связи с начислением пени за каждый день просрочки.».
4. Бесспорность зарегистрированного права на землю. Предполагается, что все данные о регистрируемом праве проверяются, осуществляется регистрация на законных основаниях, поэтому рассматриваемое право не может быть аннулировано, отменено, лишено юридической силы. Оно является доказательством того, что его обладатель имеет право на земельный участок.
5. Принцип индивидуализации и конкретизации права на землю. При регистрации нрава на землю устанавливается и официально закрепляется за конкретным субъектом конкретное право на землю. При этом уточняется юридический титул обладания землей, будь то право собственности или право землепользования, и правообладатель.
6. Объектный принцип. Согласно этому принципу в государственном реестре регистрируются не обладатели прав на землю, а сами права на земельный участок. В п. 3 ст. 7 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 25 декабря 1995 г. говорится, что система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в правовом кадастре осуществляется по объектному принципу, привязывается к земельным участкам и является единой для всех категорий земель и расположенных на них других объектов недвижимости.
7. Территориальный принцип. Этот принцип означает, что регистрируются права на землю по месту, где расположен земельный участок. В п. 2 ст. 7 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 25 декабря 1995 г. отмечено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется с учетом идентификационных, технических, стоимостных, правовых, а также других характеристик объектов недвижимости, необходимых для ведения правового кадастра, по месту нахождения объекта недвижимости регистрирующими органами в соответствующих административно-территориальных единицах.
8. Платность. В соответствии со ст. 21 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 25 декабря 1995 г. данные о произведенной регистрации и зарегистрированных правах на недвижимое имущество должны быть представлены регистрирующим органом на платной основе любому лицу, а в случаях, предусмотренных законодательством, бесплатно в срок не более 5 рабочих дней с момента его письменного обращения.
9. Бессрочность хранения сведений о правах на землю. Согласно ст. 21 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 25 декабря 1995 г. данные о производственной регистрации и зарегистрированных правах хранятся в правовом кадастре бессрочно.
10. Явочный характер. Этот принцип предполагает в качестве движущего начала процесса государственной регистрации прав на землю наличие инициативы заинтересованных лиц — собственников земельных участков, землепользователей, правообладателей сервитутов, которые самостоятельно по своему усмотрению и в соответствии со своими интересами обращаются в соответствующие органы регистрации.
11. Осуществление государственной регистрации только специальными органами. Учет прав на землю ведется не любыми субъектами, в т.ч. землевладельцами и землепользователями, а строго определенными государственными органами — подразделениями Министерства юстиции РК.
12. Обязательность письменной формы регистрации. В соответствии с п.п. 11—13 Временного положения о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20 февраля 1997 г. государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется путем внесения установленной законодательством системы записей по каждому объекту недвижимости в регистрационный лист Правового кадастра. Регистрация осуществляется на бумажных и может осуществляться на электронных носителях. До полного перехода к автоматизированной системе регистрации, в случае наличия противоречивых сведений, приоритет имеет регистрация на бумажных носителях.
Тема: Особенности, состав правового кадастра и правовое значение государственной регистрации.