Принципы государственной регистрации прав на землю

На основе анализа нормативных актов и теоретических изысканий сформулиро­ваны основные принципы государственной регистрации прав на недви­жимое имущество, в том числе на землю:

1. Публичность. По нашему мнению, данный принцип не совсем верно истолковывается во Временном положении о порядке государ­ственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20 февраля 1997 г. В соответствии с п. 8 Положения государствен­ная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним яв­ляется публичным актом. Регистрирующий орган обязан предоста­вить информацию о произведенной регистрации и зарегистрирован­ных правах любому лицу в порядке, определяемом специальными нормативными актами. Под последним следу­ет понимать обязанность государственного регистратора регистриро­вать право на землю любого заинтересованного лица, которое обра­тится к нему за этим.

2. Общедоступность. Под нею понимается возможность для всех и каждого получить всю необходимую информацию о праве на землю. Согласно ст. 21 «Доступ к данным, содержащимся в правовом кадаст­ре» Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 25 декабря 1995 г. сведения правового кадастра явля­ются общедоступными, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и иными нормативными правовыми актами Рес­публики Казахстан, и предоставляются заинтересованным лицам в порядке, установленном настоящим Указом и специальным норматив­ным правовым актом.

3. Добровольный характер. В Республике Казахстан в отличие от некоторых стран регистрация является добровольной, а не обязательной и осуществляется только по заявлению заинтересованного лица. «В некоторых регистрационных системах стороны обязаны зарегист­рировать свои права в течение установленного срока после выхода пра­воустанавливающего документа. При нарушении срока применяются меры негативного воздействия, выражающиеся, например, в увеличе­нии платы за регистрацию в связи с начислением пени за каждый день просрочки.».

4. Бесспорность зарегистрированного права на землю. Предполага­ется, что все данные о регистрируемом праве проверяются, осуществ­ляется регистрация на законных основаниях, поэтому рассматривае­мое право не может быть аннулировано, отменено, лишено юридичес­кой силы. Оно является доказательством того, что его обладатель име­ет право на земельный участок.

5. Принцип индивидуализации и конкретизации права на землю. При регистрации нрава на землю устанавливается и официально зак­репляется за конкретным субъектом конкретное право на землю. При этом уточняется юридический титул обладания землей, будь то право собственности или право землепользования, и правообладатель.

6. Объектный принцип. Согласно этому принципу в государствен­ном реестре регистрируются не обладатели прав на землю, а сами пра­ва на земельный участок. В п. 3 ст. 7 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 25 декабря 1995 г. говорится, что система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в правовом кадастре осуществляется по объектному прин­ципу, привязывается к земельным участкам и является единой для всех категорий земель и расположенных на них других объектов не­движимости.

7. Территориальный принцип. Этот принцип означает, что регист­рируются права на землю по месту, где расположен земельный учас­ток. В п. 2 ст. 7 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 25 декабря 1995 г. отмечено, что госу­дарственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется с учетом идентификационных, технических, сто­имостных, правовых, а также других характеристик объектов недви­жимости, необходимых для ведения правового кадастра, по месту на­хождения объекта недвижимости регистрирующими органами в соот­ветствующих административно-территориальных единицах.

8. Платность. В соответствии со ст. 21 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О государственной регистра­ции прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 25 декабря 1995 г. данные о произведенной регистрации и зарегистрированных правах на недвижимое имущество должны быть представлены регист­рирующим органом на платной основе любому лицу, а в случаях, пре­дусмотренных законодательством, бесплатно в срок не более 5 рабочих дней с момента его письменного обращения.

9. Бессрочность хранения сведений о правах на землю. Согласно ст. 21 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 25 декабря 1995 г. данные о производственной реги­страции и зарегистрированных правах хранятся в правовом кадастре бессрочно.

10. Явочный характер. Этот принцип предполагает в качестве дви­жущего начала процесса государственной регистрации прав на землю наличие инициативы заинтересованных лиц — собственников земель­ных участков, землепользователей, правообладателей сервитутов, ко­торые самостоятельно по своему усмотрению и в соответствии со свои­ми интересами обращаются в соответствующие органы регистрации.

11. Осуществление государственной регистрации только специ­альными органами. Учет прав на землю ведется не любыми субъекта­ми, в т.ч. землевладельцами и землепользователями, а строго опреде­ленными государственными органами — подразделениями Министер­ства юстиции РК.

12. Обязательность письменной формы регистрации. В соответ­ствии с п.п. 11—13 Временного положения о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20 февраля 1997 г. государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется путем внесения установлен­ной законодательством системы записей по каждому объекту недви­жимости в регистрационный лист Правового кадастра. Регистрация осуществляется на бумажных и может осуществляться на электрон­ных носителях. До полного перехода к автоматизированной системе регистрации, в случае наличия противоречивых сведений, приоритет имеет регистрация на бумажных носителях.

Тема: Особенности, состав правового кадастра и правовое значение государственной регистрации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: