Особенности психологической подготовки в альпинизме

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В АЛЬПИНИЗМЕ И НЕКОТОРЫХ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СПОРТСМЕНОВ-АЛЬПИНИСТОВ.

Грушко А.И. – психолог, преподаватель психологии Омского колледжа профессиональных технологий, г. Омск

В настоящее время существует большое количество исследований, посвященных психологическим особенностям людей, занимающихся экстремальными видами спорта, основными векторами которых выступает волевая регуляция, эмоциональная сфера личности («поиск ощущений» или стремление к риску), некоторые особенности характера (интроверсия, склонность к суицидальному поведению и др.). На наш взгляд, изучение психологических особенностей альпинистов представляется интересным потому, что занятия экстремальными видами спорта требуют от личности высокого уровня всех видов спортивной подготовки: физической, технической, тактической, психологической.

Особенности психологической подготовки в альпинизме.

Для осуществления успешных восхождений разной категории сложности требуется максимальное развитие физических качеств (силы, выносливости, ловкости), технической подготовки – (навыков скалолазания, работы с веревкой, а также скальным или ледовым снаряжением, техники перемещения по осыпным или лавиноопасным склонам), тактической подготовки (подготовка соответствующего снаряжения и питания, учет климатических условий, расчет времени, необходимого на совершение восхождений, оценка подготовленности и состояния здоровья участников группы и др.). Особо важную роль играет психологическая подготовка к восхождениям. В психологической подготовке альпинистов можно выделить мотивационно-волевой, эмоциональный, когнитивный компоненты.

Мотивационно-волевая подготовка спортсменов, напрямую связана с особенностями спортивной деятельности – во время совершения восхождений альпинистам приходится действовать в условиях физического истощения и монотонии. В связи с этим, на начальных этапах занятия альпинизмом (до 2-3 разряда) мотивация спортсменов может зависеть от умения инструктора «подбодрить» спортсмена, поставить конкретные задачи и ориентиры по ходу движения («иди медленно, не ускоряясь, в своем темпе», «старайся ставить ноги по аналогии с тем, как это делаю я», «еще 30 минут – и привал»). Необходимость внешнего мотивирующего воздействия со стороны инструктора объясняется недостаточно сформированной техникой начинающих альпинистов – своими рекомендациями инструктор постепенно формирует у спортсмена умения передвигаться по разным формам рельефа, учитывать собственный темп, не делать лишних остановок.

На последующих этапах все большее значение приобретают индивидуальные методы саморегуляции, самоприказы.

Эмоциональный компонент психологической подготовки отражает отношение спортсмена к занятию альпинизмом. Зачастую, состояния, связанные с переживанием совершения восхождений (на вершине горы или непосредственно после восхождений) характеризуются душевным подъемом, «приливом радости», «чувством гармонии и единства с природой», «чувством наивысшего познания и принятия себя». В свою очередь, опасные моменты также оставляют яркие впечатления в памяти спортсменов – описывая увиденные лавины, камнепады, спортсмены отмечают как «до ужаса прекрасные», «настолько страшные, что тут же начинаешь ощущать желание жить». Подобные «пиковые переживания» (А. Маслоу) требуют особой личностной зрелости, умении принять и интерпретировать полученный опыт. Здесь следует отметить, что к занятию альпинизмом человек «приходит» в юношестве – ранней взрослости, а основных спортивных успехов достигает уже в зрелом возрасте, что может свидетельствовать о достаточно зрелой мотивации и осознанности выбора спортсмена.

Эмоциональный компонент психологической подготовки также связан с регуляцией острых состояний, возникающих во время маршрута: реакций страха, истерики, аффективных реакций, вызванных состоянием монотонии. В этой связи, подготовка спортсмена должна быть ориентирована на умение диагностировать и своевременно корректировать подобные проявления у себя и участников спортивной группы.

Когнитивный компонент связан с особенностями оценки ситуации совершения восхождений: определении примерного времени движения до вершины, умении составить «мысленную карту» маршрута. Когнитивный компонент подготовки также может включать применение идеомоторной (мысленной) тренировки в спортивной деятельности. Примером может являться представление «метафоры движения» в освоении скалолазных навыков или мысленном «прокручивании» любых аспектов технической подготовки – вязании узлов, организации станций, страховки и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: