О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В АЛЬПИНИЗМЕ И НЕКОТОРЫХ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СПОРТСМЕНОВ-АЛЬПИНИСТОВ.
Грушко А.И. – психолог, преподаватель психологии Омского колледжа профессиональных технологий, г. Омск
В настоящее время существует большое количество исследований, посвященных психологическим особенностям людей, занимающихся экстремальными видами спорта, основными векторами которых выступает волевая регуляция, эмоциональная сфера личности («поиск ощущений» или стремление к риску), некоторые особенности характера (интроверсия, склонность к суицидальному поведению и др.). На наш взгляд, изучение психологических особенностей альпинистов представляется интересным потому, что занятия экстремальными видами спорта требуют от личности высокого уровня всех видов спортивной подготовки: физической, технической, тактической, психологической.
Особенности психологической подготовки в альпинизме.
Для осуществления успешных восхождений разной категории сложности требуется максимальное развитие физических качеств (силы, выносливости, ловкости), технической подготовки – (навыков скалолазания, работы с веревкой, а также скальным или ледовым снаряжением, техники перемещения по осыпным или лавиноопасным склонам), тактической подготовки (подготовка соответствующего снаряжения и питания, учет климатических условий, расчет времени, необходимого на совершение восхождений, оценка подготовленности и состояния здоровья участников группы и др.). Особо важную роль играет психологическая подготовка к восхождениям. В психологической подготовке альпинистов можно выделить мотивационно-волевой, эмоциональный, когнитивный компоненты.
|
|
Мотивационно-волевая подготовка спортсменов, напрямую связана с особенностями спортивной деятельности – во время совершения восхождений альпинистам приходится действовать в условиях физического истощения и монотонии. В связи с этим, на начальных этапах занятия альпинизмом (до 2-3 разряда) мотивация спортсменов может зависеть от умения инструктора «подбодрить» спортсмена, поставить конкретные задачи и ориентиры по ходу движения («иди медленно, не ускоряясь, в своем темпе», «старайся ставить ноги по аналогии с тем, как это делаю я», «еще 30 минут – и привал»). Необходимость внешнего мотивирующего воздействия со стороны инструктора объясняется недостаточно сформированной техникой начинающих альпинистов – своими рекомендациями инструктор постепенно формирует у спортсмена умения передвигаться по разным формам рельефа, учитывать собственный темп, не делать лишних остановок.
|
|
На последующих этапах все большее значение приобретают индивидуальные методы саморегуляции, самоприказы.
Эмоциональный компонент психологической подготовки отражает отношение спортсмена к занятию альпинизмом. Зачастую, состояния, связанные с переживанием совершения восхождений (на вершине горы или непосредственно после восхождений) характеризуются душевным подъемом, «приливом радости», «чувством гармонии и единства с природой», «чувством наивысшего познания и принятия себя». В свою очередь, опасные моменты также оставляют яркие впечатления в памяти спортсменов – описывая увиденные лавины, камнепады, спортсмены отмечают как «до ужаса прекрасные», «настолько страшные, что тут же начинаешь ощущать желание жить». Подобные «пиковые переживания» (А. Маслоу) требуют особой личностной зрелости, умении принять и интерпретировать полученный опыт. Здесь следует отметить, что к занятию альпинизмом человек «приходит» в юношестве – ранней взрослости, а основных спортивных успехов достигает уже в зрелом возрасте, что может свидетельствовать о достаточно зрелой мотивации и осознанности выбора спортсмена.
Эмоциональный компонент психологической подготовки также связан с регуляцией острых состояний, возникающих во время маршрута: реакций страха, истерики, аффективных реакций, вызванных состоянием монотонии. В этой связи, подготовка спортсмена должна быть ориентирована на умение диагностировать и своевременно корректировать подобные проявления у себя и участников спортивной группы.
Когнитивный компонент связан с особенностями оценки ситуации совершения восхождений: определении примерного времени движения до вершины, умении составить «мысленную карту» маршрута. Когнитивный компонент подготовки также может включать применение идеомоторной (мысленной) тренировки в спортивной деятельности. Примером может являться представление «метафоры движения» в освоении скалолазных навыков или мысленном «прокручивании» любых аспектов технической подготовки – вязании узлов, организации станций, страховки и др.