Об идее заимствований из язычества

Но продолжим разбор позиции отступника. Удивительно, но он нападает как на наследие язычества, на те истины христианства, которые признает и Коран. Так, Сохин считает заимствованием из буддизма и митраизма рассказ о непорочном зачатии и чудесном рождении Христа, забывая, что оно признается и исламом. В таком случае, строго следуя логике Сохина, получается, что и ислам заражен языческими предрассудками, и потому не является чистым монотеизмом.

Здесь нужно сказать несколько слов о самой идее заимствования христианства из язычества, столь популярной у исламских апологетов (впрочем не только их — достаточно вспомнить «Код Да Винчи»). Приводимые Сохиным примеры «совпадений» между христианством и язычеством (буддизмом и митраизмом) даже в его версии не убедительны.

Уже не приходится говорить о хронологических несоответствиях этих теорий. Рассказы о чудесном рождении Будды появляются не ранее 500 по Р.Х., но и в них нет ни слова о рождении его от девы. Белый слон, входящий в бок его матери — лишь образ последней инкарнации Будды, но не причина ее беременности.

К слову сказать, буддизм может быть самый неудачный предполагаемый источник христианства. Дело в том, что первые упоминания о существовании буддизма в Средиземноморье относятся только к IV веку по Р.Х. Думать, что буддизм мог как‑то повлиять на зарождение новой религии за почти полтысячелетия до того, как о нем узнали — домысел из области фантастики.

То же надо сказать и о предполагаемой связи христианства с митраистскими мистериями. Нет никаких данных, указывающих на то, что сами эти мистерии существовали в Римской империи до 90‑тых годов I века по Р.Х. При этом расцвет митраизма приходится на III в. по Р.Х., когда он испытал влияние христианства.

Достоверно известно, что к началу II века канон Нового Завета был уже завершен. В нем были все те элементы, которые смущают мусульман: и Троица, и Божественность Христа, и Искупление на Кресте, и Воскресение из мертвых, и Церковь как место освящения человека, и Крещение, и Евхаристия, и иерархия. О каком же заимствовании может идти речь?

Я уже не говорю, о том, что Митра вовсе не Бог Творец, а творение Ахура‑Мазды и слуга Апполона, которого, кстати, Апокалипсис называет князем демонов (9, 11), — хорошенький, однако, пример для заимствования!

Митра рожден не от Девы, а от богини, забеременевшей от семени Заратустры, растворенном в священном пруду. Взрослым и обнаженным этот лжебог вышел из скалы и убил быка, что символизировало весеннее обновление жизни. Сам Митра не умирал и не воскресал, так что никакой связи между мифическим полубожком и Евангельским Христом нет, в чём может убедиться любой читатель.

Точно также омовение бычьей кровью (впервые упоминаемое в II веке) стало формой личного освящения только к III веку и потому никак не может быть аналогом водного Крещения.

К слову сказать, обсуждая взаимоотношения христианства и язычества, нельзя забывать о трех веках яростных гонений, когда за отказ поклониться идолам и отвержения синкретизма, христиан казнили сотнями тысяч. Неужели бывший преподаватель церковной истории искренно считает, что христианские мученики, такие как св. Георгий Победоносец или св. Игнатий Богоносец шли на пытки для того, чтобы исповедать то, во что сами не верили — веру в единого в Троице Бога Творца? Какое принятие язычества было у апостола Павла, казненного за веру в Единого Бога и за отказ от поклонения истуканам?

Скорее примером синкретизма может служить ислам. Не говоря уже о массовом употреблении различных амулетов от сглаза и порчи, которые видели все бывавшие на Востоке (а употреблял амулеты и сам Мухаммед, панически боявшийся колдовства), можно вспомнить пятый столп ислама — хадж. Ведь сам ритуал обхода Каабы, жертвоприношения и целования Черного Камня был просто воспринят мусульманами от язычников. Достаточно вспомнить в «жизнеописании посланника Аллаха» Ибн Хишама эпизод с перестройкой Каабы еще во времена идолопоклонства Мухаммеда, когда он участвовал в тех же обрядах, которые сейчас исполняют «правоверные». Единственное, что исчезло — так это поклонение истуканам. Так что если В. Сохин не желает принимать «наросты на чистом единобожии», то должен покинуть ислам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: