Разновидности масок менеджера

Каждый тип манипулятора — это определенное устойчивое ролевое поведение. Исполнение роли меняется незначительно, в зависимости от ситуации. У манипуляторов эти изменения часто происходят автоматически за счет набора масок, которыми они пользуются. Для каждого типа руководителя-манипулятора можно выделить основные разновидности масок, используемых по ситуации.

Примеры часто встречающихся масок из большого многообразия, используемых руководителями-манипуляторами, представлены в таблице.

Таблица. Примеры масок руководителей-манипуляторов

Тип руководителя Форма взаимодействия с людьми
Межличностная тет-а-тет Межличностная в присутствии других Публичная
Диктатор Строгий отец Мэтр-наставник Вождь
Кулькулятор-рационалист Репетитор Инструктор Формальный авторитет
Славный парень Бескорыстный товарищ Простак-энтузиаст Любимец-триумфатор
Судья Исповедник Проповедник Хранитель истины, жрец
Защитник Доверенное лицо Искатель правды Обличитель, радетель за отечество
Хулиган Рубаха-парень Заводила Свергатель авторитетов

Указанные в таблице маски характерны для главной (доминирующей) роли, принятой для себя менеджером. Но маска не является постоянной. В отдельных случаях, в зависимости от обстоятельств, а иногда и от настроения менеджер может брать на себя другие ситуационные маски, которые часто оказываются непохожими на основные. Но они отражают реальные характеристики его личности, которые могут стать со временем основными.

Менеджеры используют маски по-разному. У одних появление той или иной маски определяется тем, в каком социальном окружении он находится, у других это связано с предметной ситуацией, у третьих — с типом человека, с которым идет взаимодействие, а у многих учитываются одновременно все эти обстоятельства. Но у большинства менеджеров появление маски сильнее всего зависит от должностного статуса партнера по общению. Разнообразие ролевого поведения в менеджменте дает основание ввести такое понятие, как «техника использования масок». Под техникой использования масок понимаются следующие особенности поведения:

· автоматизм, привычка сменять одну маску на другую при изменении ситуации производственной деятельности;

· быстрота изменения поведения при смене маски;

· легкость, естественность ролевого поведения (маска не должна становиться тяжелым бременем и создавать ситуацию повышенного нервно-эмоционального напряжения, необходимого для исполнения взятой роли);

· точное соответствие ролевому стереотипу (например, если принимается маска весельчака-балагура, то это должно всеми окружающими людьми быстро и однозначно опознаваться);

· способность адаптировать маску и ролевое поведение под неожиданно изменяющиеся обстоятельства (например, изменение маски при появлении непосредственного начальника в кругу сотрудников, где он обычно не бывает);

· сохранение функционального назначения маски (подчинение ее лишь поставленной цели на протяжении принятого ролевого поведения, при этом игра не должна становиться самоцелью, как у профессионального актера).

Неумелое применение масок обычно быстро приводит к обратному результату. Окружающие видят открытое манипулирование ими и соответственно этому реагируют на неискусного манипулятора негативным, неуважительным отношением. Приведем пример. На должность начальника большого подразделения пришел человек из другой организации. С первого дня он взял на себя роль «крутого» современного руководителя, который имеет успешный опыт и знает, как нужно организовать работу коллектива, чтобы добиться высоких результатов. Одновременно с этим он демонстрировал жесткую критическую позицию по отношению ко всем сотрудникам. Часто в резкой форме говорил разным сотрудникам, что если они не начнут работать как следует, то он их уволит. Люди долго не могли понять, что именно требует от них новый начальник. Но тот продолжал в том же духе, ничего конкретно не поясняя. Это возмутило людей, они сплотились и занялись не менее жесткой встречной критикой. Под действием неожиданной оппозиции всего коллектива новый начальник вдруг изменил свое поведение, надев маску «своего парня», который каждого понимает и отстаивает его интересы. Он начал демонстрировать приятельские отношения со всеми, стараясь перейти к неформальному общению даже при решении сугубо производственных вопросов. Такое резкое изменение поведения руководителя привело к полной потере его авторитета. Коллектив перестал критиковать своего «артистичного» руководителя и стал работать, как раньше, практически не воспринимая его всерьез. Вскоре незадачливого менеджера перевели на должность специалиста.

Использование ролевых масок не всегда связано с манипулированием. Их применение менеджером иногда свидетельствует о:

· недостатке уверенности в себе;

· недостатке профессионализма;

· потере контроля над ситуацией;

· стремлении минимизировать усилия за счет использования стереотипа поведения, например, когда есть уверенность, что игра будет принята;

· жестких, стабильных отношениях между сотрудниками по вертикали и по горизонтали, когда вырабатываются определенные стандарты ролевого поведения (особенно характерно для бюрократической организационной культуры);

· привычном манипулятивном поведении на уровне полной потери внутреннего «Я», т.е. соединения, слияния его с определенными масками.

Чем чаще эти условия возникают в деятельности менеджера, тем больше он использует маски в качестве средства решения профессиональных проблем. Маски далеко не всегда действительно помогают решать управленческие задачи, но при отсутствии других средств менеджер не может от них отказаться. Тем более что маски в сочетании с защитными механизмами помогают обеспечить ощущение относительной безопасности внутреннему «Я» личности. Поэтому он продолжает их использовать, одновременно оттачивая технику применения. Постепенно маска для него становится привычкой, которую он перестает замечать. Они надеваются автоматически, как только менеджер оказывается в типовой ситуации. В других обстоятельствах он остается самим собой.

У некоторых людей маски начинают заменять внутреннее «Я». Такой менеджер постоянно находится в какой-то маске. Вся его профессиональная деятельность отождествилась с набором ролей, и вне этих масок он не знает, как действовать. Как правило, это происходит из-за недостатка способностей к рефлексии. Если этот процесс развивается, то происходит потеря внутреннего «Я», что является абсолютным признаком остановленного развития менеджера. У него возникает потребность играть — всегда быть в маске.

В целом такой процесс развития масок, техники их применения, формирования определенных потребностей в масках-шоу и ролевом поведении представляет собой процесс профессионального псевдоразвития менеджера.

***

Итак, маски отражают неискренность поведения менеджера или затруднения, которые он испытывает в своей деятельности. Чем больше амбиции не соответствуют возможностям, внутреннему потенциалу менеджера, тем чаще и активнее он использует маски, тем больший их набор в его арсенале, тем противоречивее они по своему содержанию, а потому и более заметны со стороны. Самые яркие маски-шоу мы наблюдаем у амбициозных менеджеров, которые не обладают способностями и профессионализмом, соответствующими уровню амбиций. Движение по пути профессионального псевдоразвития приводит к психологическому феномену остановленного личностного роста, а затем к деформации амбициозности, которая протекает как размен больших целей на мелкие задачи, снижение масштаба деятельности, что на самом деле свидетельствует об утрате собственно амбиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: